Питер-Москва по Волго-Балту! часть 5

    "Шлюзы!"


  Раннее утро 24.09.2008 года.Мы стоим перед Вытегорской плотиной,на которой,понятное дело,находится ГЭС и шлюз под № 1.Их будет впереди целый  каскад(аж шесть кряду),и ждем очереди в этот самый шлюз.Думается,кто не бывал в речных круизах или не жил у больших рек,не очень представляют себе,что такое шлюз?Поэтому кратенько поясню,на уровне дилетанта-туриста,ибо это такое сооружение,которое надо подробно описывать только спецам.Скажу только в предисловии,что  изобретение речного шлюза стало просто революцией в освоении рек по всему миру,ибо до того,все суда и лодки либо тащили вверх по течению или на порожистых участках волоком(лошади или люди-бурлаки) или приходилось  перегружать товары и перетаскивать(волочь) их  по суше,в обход сложных участков.И вот теперь все эти адские муки позади и все речные суда и суденышки просто по  системе шлюзов,как по гигантским ступеням шмыгают туда-сюда по нашим рекам и горя не знают.Хотя шмыгают-это я так для красного словца!Прохождение шлюза,особенно вот этого каскада у Вытегры,процесс сложный и не быстрый.Ну что такое шлюз?Это такая камера или шахта в перекрытии русла реки,куда входят суда,затем  у шлюза закрываются гигантские двери-створы,сзади и позади судна,и,смотря по направлению движения,внутрь пускается вода,которая поднимает или сливается,когда опускает.Нам надо подниматься на приличную высоту в 14 м.Для того,чтобы наш теплоход не болтался  в шлюзе(как одно вещество в проруби) во время заполнения его мощным потоком воды сверху,то судно швартуют к стальным направляющим,которые по густо смазанному стальному желобу идут вместе с ним вверх.Когда нужный уровень достигнут,то судно расшвартовывают,створ впереди открыввается,и мы выходим на простор реки Вытегра у одноименного города.Это первый город уже Вологодской области на нашем пути,до этого мы были на территории Ленинградской области.К сожалению в город мы не заходим,и он плавно проплывает мимо,в основном по левому борту,где имеется большая пристань,а невдалеке от нее даже видна подводная лодка.Ведь Вытегра-старинный город корабелов и речников.Здесь даже есть музей Волго-Балта,а подлодка-память о военных  годах.Народу здесь живет немного(10 т.ч.),но улицы оживлены и у пристани полно разнокалиберных суденышек и барж.
  Но мы спешим от созерцания окрестностей на завтрак,так,как сегодня предстоит нам остановка и даже поездка в Кирилло-Белозерский монастырь.
  Пока мы вкушаем утренние деликатесы,наш корабельный гид(вообще-то он начальник радиоузла)рассказывает о местных достопримечательностях.Мы идем  по красивейшим местам,все черты Русского Севера-леса дремучие,деревянные рубленые в лапу избы,стога сена на пойменных лугах,стаи уток все видов,река тут разливается широко,и солнце сверкает на водном просторе.Вот по правому борту село Анхимово.Оказывается тут до недавнего времени стояла прекрасная деревянная церковь,огромная,аж о 24 головах(на Кижах на две меньше),но какие-то местные уроды вздумали разжечь внутри костерок,в итоге простоявшая века  церковь дотла сгорела.И таких примеров народной дурости тут немало.А все водка окаянная!
     Когда-то здесь были речки,ручьи,деревеньки,но потом многое ушло под воду водохранилищ,вот и сейчас мы идем вообще-то по реке Ковже,в конце которой нас ждет последний шлюз № 6,который поднимает нас на 17 метров и мы оказываемся в Белом озере.Почему его так назвали науке неизвестно,но после прокладки Волго-Балта оно стало еще шире и конечно затопило немало окрестных селений.Вот от одного из них осталась торчать на поверхности полуразрушенная колокольня...
  Белое озеро конечно не Онега  и тем более не Ладога,но вид весьма суров и обширен.Где-то тут снимал Василий Шукшин свою "Калину  красную"...
  Но вот наконец озеро позади и мы входим в  реку Шексна,где по левому борту видна пристань,большое село Горицы на высоком берегу и чуть далее монастырь на косе,вдающейся в водную гладь..Тут у нас большая  стоянка и посещение Кирилло-Белозерского монастыря.Народ оживился и толпится на палубах в ожидании швартовки...Солнце,теплынь,почти лето!


Рецензии