Решительные безударные гласные
Понуро усевшись за парту, Тим невидящим взглядом уставился в учебник, старательно избегая проницательного взгляда сидевшей через 3 парты добродушной учительницы – тётушки Зайчихи. Сегодня был важный день, должен был состояться опрос по теме безударных гласных в корне слова, но Тим вчера схитрил, сказал маме, что правило выучил и ответил его ей, подглядывая в шпаргалку, а потом целый вечер смотрел мультик про отважного мышонка-детектива. Поэтому ненавистные буквы «а», «о», «е», «и», которые вечно норовили прикинуться другими буквами совершенно в неподходящий момент (вот как сейчас), совершенно вылетели у него из и того не очень обремененной знаниями головы.
Начался урок, и сердце Тима ухнуло вниз почти как та гигантская шишка, что свалилась той осенью на домик маэстро Дрозда. Учительница Зайчиха была милой и доброй, но, увы, непреклонной в вопросах успеваемости. Она медленно прохаживалась между рядами: «Тим, дружочек, отправляйся-ка ты, пожалуйста, к доске», - прозвучал мягкий голос. Но для бельчонка это был приговор. Он провалит опрос и не видать ему следующих серий про мышонка-детектива неделю.
Тим медленно поплелся к доске. Учительница написала на доске слово «Лесной» красивым, убористым почерком. Бельчонок судорожно вздохнул, в глазах у него потемнело, ему показалось, что ничего сложнее ему еще ничего не задавали!
- Тим, итак, какой у нас корень в слове «Лесной»? – добродушно спросила его учительница, - как ты можешь проверить безударную гласную?
Тим стоял у доски и мучительно вспоминал правило. Как назло, в голове было прохладно и пусто, ни одной даже какой-нибудь самой завалященькой идеи не приходило на ум. Рури отчаянно подсказывал другу, рискую получить двойку за поведение. Вспоминал Тим долго и мучительно, словно доставал застрявшую шишку из дупла. Понимая, что молчание затянулось и учительница начинает хмуриться, Тима вдруг выпалил:
- Надо… надо сильно закричать на слово!
Класс захихикал. Зайчиха удивленно подняла бровь и недоуменно переспросила:
– Закричать? На слово? И что это даст?
– Ну, если громко закричать, то гласная испугается и покажет себя! – уверенно заявил Тим, уже ни грамма не сомневаясь в правоте собственных слов.
Учительница вздохнула:
- Тим! Признавайся, ты не выучил урок!
- Учил! Честно учил! Вчера вечером! Даже чай пил, чтобы лучше запомнить!
– Хорошо, Тим. Давай представим, что ты кричишь. Как будет звучать слово «Лесной», если на него закричать?
Тим понял, что сворачивать поздно, откашлялся и, набрав в грудь побольше воздуха, заорал: «ЛЕЕЕЕСССССНООООЙ!!!».
Класс затрясся от смеха. Рури закрылся рыжим хвостом и бессильно содрогался от беззвучного хохота на парте. Даже строгое лицо Зайчихи дрогнуло в улыбке.
– Замечательно, Тим. Но это не совсем то, что я имела в виду, когда несколько дней назад объясняла вам эту тему, – сказала она, когда смех немного утих. – Надо подобрать однокоренное слово, чтобы наша гласная попала под ударение.
Тим задумался. Однокоренное… Что такое «однокоренное»? Родственное? А что за родственное слово предлагаемому учителем слову «Лесной»? Точно! Орехи! В лесу много орехов!
– Орех! – выпалил он, сияя от радости. – В лесу много орехов! Значит, корень… О!!!
– Нет, Тимми, – устало поправила его Зайчиха, – орех и лес – это разные слова. Подумай еще. Что растет в лесу кроме орехов?
Тим в панике оглядел класс в поисках подсказки. Класс настроился на продолжение представления, и никто уже и не пытался подсказывать незадачливому бельчонку. На подоконнике стоял вазон с маленькой красивой ёлочкой. Тима осенило.
– Ёлка! – радостно воскликнул Тим. – В лесу много ёлок! Значит, корень… Ё!
- Что ж у тебя получится не «лесной», а «лёсной», - потеряв уже надежду на правильный ответ, пробурчала учительница, - Даю тебе еще одну подсказу. Попробуй изменить слово «лесной» так, чтобы гласная стала ударной. Что можно сделать с лесом?
Тим впал в глубокую задумчивость. Что можно сделать с лесом? Рубить! Строить! Гулять в лесу! Заблудиться! Примерно как он сейчас в дебрях грамматики… Да и не в дебрях, а в трёх…ёлках! Последняя мысль чуть не довела его до паники.
– Можно… ЗАЛ;СТЬ! – выпалил он. И покраснел, понимая, что сморозил что-то не то. Класс снова взорвался хохотом.
Зайчиха, с большим трудом подавив смех, сказала:
– Тим, «залесть» – это неологизм, нет такого слова! Правильный ответ – «ЛЕС». Ударение на Е, значит и в написании прилагательного «Лесной» будет стоять буква «е»!
Тим вздохнул с облегчением. Он пережил это! Пусть и с треском провалился:
- А… Ну, это я знаю! То есть… я знал… Я учил, но забыл! Как склероз напал!
– Хорошо, Тим, – сказала Зайчиха. – Садись. В следующий раз постарайся лучше подготовиться, чтобы исправить сегодняшнюю двойку. За артистизм я бы, конечно, поставила тебе «отлично», но мы все-таки на уроке грамматики. И советую тебе поменьше смотреть детективов перед контрольными или опросами.
Тим был согласен и на двойку, и на лишение просмотра вечернего сериала, он радостно улыбаясь, поплелся к своему месту. Зато теперь он точно знал: кричать на слова – не самый лучший способ проверить безударные гласные. А может быть, стоит попробовать на следующем уроке, но только если никто не увидит? Эта мысль вызвала у Тима хитрую улыбку. Уж он-то точно придумает, как выучить эти коварные гласные! Может быть, он даже напишет детективную историю про них! А пока… пора грызть еще один карандаш. Вдруг, решение придет вместе с ним? «Пронесло! В следующий раз буду учить лучше...Может быть…», - подумал бельчонок и довольно зажмурился.
Свидетельство о публикации №225090701305