Такая петрушка
Помню, Кулиш* нас спрашивал:: «Петрушка- положительный герой,или отрицательный?»
Для меня это было странно. Конечно, положительный,ведь он- шут, он- неотъемлемая часть смеховой культуры народа.Скоморох,только, в образе куклы.
Таких скоморохов,острых на язык, высмеивающих всё и вся,настоящих акробатов слова,частушечников и прекрасных импровизаторов, выслал из Москвы самый грозный царь Иван 4. Выслал подальше, в Сибирь.
Но какая же русская ярмарка, народное гуляние, без скоморохов?
Эту нишу и занял Петрушка.
Он и острослов,(недаром его прозвали Иваном Уксусовым) он и дебошир, сродни клоуну,что лупит собрата за то, что он рыжий.
И Петрушка переняв эту манеру,стал лупить дубинкой всех ему неугодных, а по сути, всех обманщиков-шарлатанов, святош и пройдох,что безграмотного простолюдина на каждом шагу обманывают.
Ах,этот разбойник - Петрушка отрицательный герой!Он всех насмерть убивает своей дубинкой!
Да убивает.Но, кого? Таких же, кукол,как он, что олицетворяют собой тот, или иной порок.
Разве пороки уничтожать грех?
Кукольные убийства так же смешны,как смешна потасовка клоунов на арене цирка,где один хоть,и повалился замертво,но стоит шепнуть ему: "Вставай ,там деньги дают!" как тот моментально вскакивает.
А наш Петрушка, прихлопнув дубинкой кучу шарлатанов, так по - русски способен ещё и раскаяться в содеянном ,но правда, не раньше,чем перед лицом самой Смерти.И то, затем только,чтобы выиграть время и обмануть Костлявую.
Ну ни праздник ли это для души,простого смертного?
Весь водоворот событий с приключениями Петрушки, его непозволительное поведение и хлесткое словцо-что думаю,то и говорю,что хочу то и делаю, все это именно то,что не может себе позволить простой люд,задавленный нуждой в окружении пройдох и обманщиков.
Он в вечных тисках,между молотом и наковальней,где и закон сторожит, и бог не велит, и несправедливость на каждом шагу ,а ты терпи- терпи,не то хуже будет. А тут какой- то кукольный дурачок- Петрушка с которого взятки- гладки, лупит всех обидчиков за милую душу и самих обманщиков обманывает.
Да разве это не радость?Не именины сердца? Он же, этот шустрый, маленький,писклявый забияка мои слова говорит,что я боюсь сказать,мои желания исполняет,делает то что я не смею.Так, он в моей душе сжатую пружину выпрямляет, что годами сжимается.
И смешно и радостно!,Вот дурак,а правду сказал и без долгого суда, всех наказал
И гогочет,смеётся публика и стар, и мал, и бедняк, и середняк, и даже богатые в сторонке ухмыляются,у них тоже своя внутренняя пружина имеется,не без этого.
Всех высмеял Петрушка, всех дружным смехом породнил.
Смех,как радость узнавания порока и жизненных ситуаций,смех, как освобождение от долгого терпения несправедливости, от свершения правосудия над всем, что угнетает и не даёт жить, как хочется. Смех, как радость свершения того,что делать нельзя ,а хочется.
Ай,да Петрушка!Ай,да молодец, никого не боится!
Так маленький кукольный шут освобождает от страхов.
Не можешь в жизни возмутиться с богатым,да грамотным судиться,так хоть на ширме,через Петрушку ,душеньку отведи, и полегчает.
Разве это не социальная психотерапия?
Поэтому ,хоть, и косились городовые на петрушечников ,а не трогали.:"Пущай посмеются,смех он нравы- то смягчает"
Да и самим кто бы ни был по чину,приходиться с тем, или иным пройдохой встретиться, обманет- облапошит,а ты бессилен,а тут смех всех наказывает,он сильнее закона.
А какой закон дерзкую куклу казнит? Сожгут? Кукольник новую сделает.
И вот он, опять кукольный человечек, что никого не боится, даже самой смерти и ее обманет.Бессмертен он,как сам дух народа.
И какой же это теперь образ? Положительный,или отрицательный? Смешно всерьез, об этом спрашивать,как причислять одного клоуна к отрицательному герою,а другого к положительному.
Смех выше этих категорий.
И глупо петрушечное убийство всерьез приравнивать к преступлению,ведь,это метафора убийства порока.
Так, смех восстанавливает справедливость возвращает гармонию в душе каждого.
Если смешно,значит уродливо,плохо,так делать не стоит ,на смех поднимут..Моралите по сути,только в гротесковой форме,в стиле комедии буфф.
Комедия с Петрушкой = это пародия на всю жизнь, бедного простока,что мечтает женится на доброй девке,да без гроша и безлошадный.
А по тем временам, не иметь лошади,что сейчас – не иметь иномарку.
А наш Петрушка хотел купить лошадь у цыгана-обманщика, за так взять.обмануть обманщика.Да тот ему клячу всучил и та от него сбежала.Опять простак Петрушка ни с чем остался.Ну как тут дубинку- то не поднять и не отлупить,того,кто первый попадется.
А зааболел Петрушка итак шарлатан лечить явится, того и гляди уморит.Дубинкой его в шею.
Захотел Петрушка вольно погулять,а его,рекрут в армию бреет.Ну тут дураку Петрушке и вовсе дураком прикинуться,чтоб не пропала его жизнь молодецкая.
А ещё ему поп мораль читает, а самому за все заплати: от крестин до отпевания.
Да как от такой жизни не поднять дубинку и не лупить ею направо и налево?
И свят и грешен Петрушка,как и сам простой народ,что видет все свои чаянья в этой смешной,вёрткой кукле с прозвищем Петрушка,что по сути,воплощает в себе непобедимый его дух,вечную борьбу за выживание.
Отлупить обидчика,взять,что захотел-ну разве не
детская душа у этой маленькой, яркой куклы?
А и сам народ-е большой ребенок, всегда готов верить"старшим товарищам", сильным мира сего.
Как там у Высоцкого? "Жираф большой,ему видней"
А нам из нашего времени, видней,что образ Петрушки не втискивается в прокрустово ложе понятий "положительный"- "отрицательный".
Он, как ртуть выскальзывает из надуманных клише, уходит от банальных определений.
Он- смех,он -бурлеск,он - неугасимый огонек мечты народа на лучшее,на счастье, сразу, по желанию, и наказания притеснителя- обманщика стяжателя,сразу, без судебного крючкотворства, по факту,дубинкой по лбу.
Смешно? Наивно?Глупо?
Но так хочется быть иногда, Петрушкой!
А вам?
*А.П.Кулиш преподаватель курса истории театра кукол в ЛГИТМиК, а ныне профессор РГИСИ СПБ.
Свидетельство о публикации №225090701496