Как же мы выжили?

Мне хочется крикнуть: "Как же мы выжили?!" По сравнению с этим поколением, мы были хулиганами, "бандюганами" и рискованными пацанами и девчонками. У нас не было телефонов и всяких гаджетов, и мы не сидели дома, втупившись в экраны. Нас влекла улица. Там мы были суперменами, мушкетерами и индейцами. Нам не было скучно, мы знали много разных игр. Сейчас вспомню навскидку, например, играли в "панаса", "прятки", "жмурки", "квадрат", "пекаря", "море волнуется раз", "вышибалы", "съедобное-несъедобное", "царь горы", в "ножички", "банки", "испорченный телефон" и много других.

Девчонки играли с нами или рядом прыгали в резинки или классики. Так же играли в "колечко", это уже все вместе и отдельная история. В этих играх мы с интересом познавали, что за планета эти девчонки. Понятное дело, девочки тоже познавали нас. Тем более, в развитии они нас обгоняли. Девчонки нам устраивали театр в подъездах, они выступали, а мы, как идиоты, ржали, не в состоянии скрыть своих эмоций.

После просмотра фильма про индейцев, где в главной роли был Гойко Митич, мы все становились индейцами. Выламывали палки, натягивали тетиву, играли в индейцев. Игра заканчивалась только тогда, когда кому-то в глаз "не заедет" стрела. Тогда мы бросали луки, нас ругали родители, и на какое-то время мы были примерными.

Но всё повторялось вновь после просмотра очередного фильма, уже про мушкетеров. У каждого пацана была шпага, сделанная искусно из дерева, и мы учились фехтовать. Портосом был, как всегда, самый жирный во дворе. Но это не самое плохое. Плохо было быть гвардейцами кардинала. Это одно и то же, что фашистами в войнушку.
А войнушки были бесконечные и круглый год. Мы бегали по всему микрорайону. Были красные и белые, советские и немцы, наши и чужие. Делились на команды и играли. Бывало, бегаем, уже девять вечера, а "немцы", гады, уже сидят дома и наяривают ужин или получают подзатыльники от родителей.

Как же мы выжили?!

А кто делал тарантасы? Это был верх мастерства! Новенькие подшипники блестели на солнце. А главное, ими можно было управлять передними ногами и поворачивать. У каждого был свой тарантас, и мы гоняли вдоль дома, создавая невероятный шум. Самых красивых и смелых девочек мы катали на них. Помню, вёз на своём тарантасе девочку И., её волосы развевались на ветру. Она их всё время поправляла и улыбалась. Я был счастлив как слон! Катаю девочку, которая нравилась мне! Это был запоминающийся на всю жизнь опыт. А ещё это были тренировки перед взрослой жизнью. Только во взрослой жизни девушки уже катались с парнями на настоящих машинах. Да, это было. Как жаль, что давно прошло.

Какие же мы были умелые и продвинутые! Мы могли всё: строгать, сверлить, орудовать отвёрткой и пассатижами. За всё спасибо школьным трудам. Пусть табуретки были кривые, а грани на гайках неровные, но мы учились главному – быть мужчиной. Девочки от нас не отставали, пекли пирожные, приносили и угощали нас. Мы только могли представлять, с каким наслаждением они учились готовить. Труды – наше всё! Мы с наслаждением ели угощения, а девочки заглядывали нам в рот и ждали одобрения. Это было так важно для них!

Я немного отвлёкся. А какие были баталии в футбол и хоккей! Соревновались подъездами, домами, микрорайонами – это забыть нельзя. Зимой, договорившись, вставали в шесть утра перед школой, чтобы залить площадку для хоккея водой. Благо, что рядом был колодец. Зато в выходные были хоккейные баталии. Никто не хотел стоять на воротах, всем было жалко зубов. В хоккей мы могли играть хоть до утра! Но так не получалось. Нас загоняли домой.
Родители по выходным играли возле дома в волейбол, заправляясь пивом. А мы, как слабое звено, подавали мяч.

Когда мы стали юношами и девушками, мы играли вместе в волейбол. Парни играли перед девушками щуплыми мышцами, а девушки стреляли глазками и заразительно смеялись. Когда от жары мы были как полумокрые курицы, глаза так и впивались в стройный стан молодых девушек. Эх, фантазии-фантазии! Но фантазии были пристойные, всё-таки мы были ещё дети.

Как же мы выжили? Спросите вы. Да, мы были очень рискованными. Сейчас бы сказали — безбашенные. А ведь так и было.

Начну с простого: рогатки. Мы же были отличные снайперы! У каждого себя уважающего пацана была рогатка. Рогатки были разные, стреляли камушками и пульками. В школе из ручек делали плевательные трубочки и плевались, как верблюды, в своих одноклассников.

Когда наступал вечер, развлекались с дымовухой. В роли дымовухи выступали линейки, но не все, а те, что дымели. Мы линейку заворачивали в бумагу и поджигали. Это было что-то с чем-то!

Когда наступала осень, ЖЭК занимался трубами в доме. Это уже была осенняя развлекуха. Мы тырили карбид. Брали, расковыривали баллон дихлофоса, кидали туда кусок карбида, взбалтывали усердно с водой, и получался громкий хлопок. Так, дети, не слушайте дядю, это очень опасно!

Когда наступали холода, мы старались оборудовать себе укрытие-комнатушки. Делали их на крыше, был там небольшой промежуток между крышей и перекрытием. Сидели там и натирали свои техасы пемзой, чтобы техасы были похожи на потёртые джинсы. Так же делали комнаты в подвале, где было теплее, трубы отопления грели на все 100. В подвале время зря не теряли, разбавляли селитру в воде, мочили газеты и сушили на трубах. Когда газеты высыхали, делали реактивные ракеты. Набивали баллон из-под дихлофоса селитрой плотно, поджигали и запускали как ракету. Полёт был грандиозный, но опасный.

Как же мы выжили?!

Что мы вытворяли на велосипедах! Ставили их на дыбы, катались под рамой и на заднем сиденье. С разгону запрыгивали на бордюры и резко тормозили, оставляя тормозной след от колеса. Когда стали постарше, то катали девочек на раме. Косички развевались на ветру и били по лицу, но мы были горды собою, потому что рядом сидела самая красивая девочка нашего двора.

Когда удавалось прикатить откуда-то колесо, это было ещё то развлечение. Мы залазили в колесо, и нас катили по грунтовке и траве. Самое главное, когда вылезаешь из колеса, не зашататься, хотя голова кружилась и мутило.

Ещё зимой были лыжи, коньки и санки. Вы не представляете, какими мы были конькобежцами! Я лично мнил себя чуть ли не мастером спорта. Но мой опыт основывался на пробежках по неровному льду, где можно было за что-то зацепиться коньком. Вот когда я попал на озеро, тут всё моё мастерство и пропало. Ноги предательски разъезжались в стороны, я не мог оттолкнуться. Это было фиаско! Одно утешало: мои друзья так же буксовали по ровной поверхности. По прошествии короткого времени мы поняли технику катания по ровному льду и уже катались сносно. Правда, всё закончилось неудачей для моего друга: он заехал в воду и по колено промок. Что я мог сказать? Беги! И чем быстрее, тем лучше. Главное в этом случае — не заболеть.
Лыжи мы тоже любили. Мы бегали в магазин «Спорттовары», покупали мазь для лыж и натирали лыжи для скольжения. Ну, не скажу, что они после этого лучше скользили, но главное — процесс.

Когда строился микрорайон, мы после обильного снега раскатывали большую горку. Весь микрорайон приходил кататься с горки. Это было что-то невероятное! Куча народу, санки, картонки или просто на заднице — мы лихо катились с горки, перегоняя друг друга. Домой приходили мокрые с ног до головы, но счастливые! Родители нас ругали, но разве могло быть по-другому, ведь это было детство.

Как же мы выжили?!

Когда начинали строить микрорайоны, сперва вырывали котлованы. Осенью после дождей они заполнялись водой и было довольно глубоко. Но разве это пугало? Мы катались на плотах, которые наспех сооружали рядом. Наверное, мы мнили себя капитанами дальнего плавания или пиратами, на худой конец. Это была наша осенняя развлекуха, где мы пропадали все каникулы.

Я не зря вспомнил строительство микрорайонов. Да, в СССР полным ходом шло строительство жилья для народа. На наших глазах вырастали дома, садики и школы. Любили мы на этих стройках гулять. Чем рискованнее, тем интереснее. Часто нас гоняли сторожа, и мы убегали, истерично хохоча. Когда строили нашу 19-ю школу, ходили слухи, что есть у сторожа большая сторожевая собака, которую мы прозвали "красный писюн". У страха глаза велики, и мы очень её боялись. Один раз убегали от сторожа и от этого пёселя, под крики: "Ребята, тикаем, там "красный писюн" бежит!" С разбегу прыгали с третьего этажа и, благодаря земляной насыпи, не ломали себе ноги, по колено входя в рыхлую землю. Потом смотрели вверх и удивлялись, как мы прыгнули с такой высоты.
Тырили со стройки липучку и каучук. Липучку мяли в руках, она была очень пластичная и незаменимая для пацана. Ею можно было кидаться, лепить всякие фигурки, надевать на палку и швыряться. Липучка - это был слайм нашего детства!

Как же мы выжили?!

А ещё мы любили хулиганить по вечерам. Брали иголку, нитку, кто-то приносил канифоль, удачно стыренную у отца. Нитку в иголку, иголку вставляли в раму окна, отходили на безопасное расстояние и, натирая канифолью натянутую нитку, в квартире подопытного раздавался душераздирающий скрип. Хозяин выглядывал в окно, мы затихали, он уходил, мы опять трепали нервы. Всё заканчивалось тем, что мы ржали до коликов в животе, нас в итоге палили, ругали, мы убегали, спотыкаясь в темноте. Весело было. Был ещё другой прикол: тоже нитка, иголка, что-то вешали на верёвку, типа шарика смолы. Так же прятались на расстоянии, но тут принцип другой, проще – натянул нитку, пустил, смола – стук в окно. Выглянули в окно – никого, ушли – и опять стук в окно. Всё заканчивалось смехом и угрозами расправой. Но нам было весело, и это главное.

А кто помнит ещё такой прикол? Брали два коробка, между ними натягивали нитку, и у нас получалось переговорное устройство на минималках. Что только не выдумывали!

Как же мы выжили?!

Насекомые и членистоногие – наши друзья. Сейчас иду по деревне, а из-под ног выпрыгивают кузнечики с разными цветами крыльев. А ведь мы и в этом разбирались. Синие, красные, белые крылья – мы не давали кузнечикам покоя. Каждый мальчик или девочка разбирались, где пчела, а где трутень. Спроси сейчас об этом современного ребёнка, даю 100%, не знают. А мы знали, даже на своём горьком опыте, когда ошибались. Да что кузнечики и трутни! Мы и паукам покоя не давали. Ходили на поле за школу и ловили тарантулов. Объясню для молодого поколения, это такие большие, с пол-ладошки пауки. А ловили их так: на нитку цепляли круглый кусочек липкой смолы и опускали в норку, дразня тарантула. Он хватал смолу и прилипал, а мы вытаскивали, клали в банку и тащили домой. Если это происходило на перемене, то несли в школу и пугали девочек.

Как же мы выжили?!

Мы очень любили ходить в библиотеку. А где ещё нам было черпать знания? У нас не было интернета, да и по телевизору показывали три программы. Мы читали потрёпанные книжки запоем, любили фантастику и приключения. Поэтому мы и стали такие начитанные и продвинутые. Мы можем поддержать любой разговор на любую тему. Мы знаем многие столицы мира. А почему нам не знать? У нас было много настольных развивающих игр. Это не компьютерные игры, тут надо включать воображение. Хотя каждому времени – свои игры.

Ходили на разнообразные кружки в Доме пионеров, в спортдворец, картинг, ДЮСШ, СЮТ. Мы были разносторонне развитыми детьми.

Вечерами палили костры. Запекали картошку, жарили хлеб. Уплетали за обе щёки и рассказывали страшные истории. В этот момент нам казалось, что был рай на земле, а картошка и хлеб – верх кулинарии. Да на улице всё было намного вкуснее. Кто помнит бутерброды детства? Хлеб, сверху масло и сахар. Вкуснее я ничего не ел! Какие там сникерсы и марсы! Можно было сделать чуть попроще: хлеб, сверху сахар и полить водой. Тоже вкусно, но с маслом вкуснее. После, когда девчонки и мелюзга расходились по квартирам, мы начинали чудить. Что мы только туда не бросали! Черепицу – она громко хлопала и пролетала над ухом. Кидали строительные холостые патроны, которые находили на стройке. Шум стоял обалденный. Родители не выдерживали и нас загоняли домой. Да, нас ругали. Не без этого. Но уличное братство было нерушимо, мы не выдавали друг друга. Меня не раз ставили на горох. Теперь понимаю, за что, но тогда ума не было.

Как же мы выжили?!

Стали чуть постарше, игры стали посерьёзнее. Ходили на железную дорогу, находили паровозную серу. Такую жёлтую, если помните. Где-то доставали противогазную серу. Окуратно смешивали и вкатывали в пластилин. Получался такой шарик. Когда в подвале играли в войнушку, кидали, и получалась огненная вспышка, освещающая весь подвал, но без звука.

Задолго до фильма "Брат" и "Брат 2" умели делать самострелы. Я помню свой первый самострел. Вырезал из дерева пистолет, привязал трубочку, сделал отверстие – всё как надо. Испробовать решили на гаражах. Хорошо, что я спрятал лицо за дверь гаража, а так бы остался без глаз в лучшем случае. Мой лучший друг очень сильно запыжевал, и ствол вывернуло с другой стороны и побило мне кисть. Как прошёл первый шок, и я понял, что рука цела, мы с другом начали истерично ржать. С кисти течёт кровь, а мы ржём как лошади в гараже.

Как же мы выжили?!


Рецензии