Доброта как способность к пониманию
- Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете".
(М. Булгаков, Мастер и Маргарита, гл. "Понтий Пилат")
* * *
Есть весьма распространенное мнение: "О ком бы писатель не говорил, он говорит в первую очередь о себе самом". Мне оно представляется не только справедливым, но и вообще единственно возможным - если мы хотим быть искренними перед теми, кто нас слушает или читает. Изречение это относится как к писателям, поэтам, так и вообще к каждому, кто обращается к любой аудитории, в любых обстоятельствах.
Наверное, могут иметь право на существование и другие мнения и подходы к творческому восприятию реальности, поэтому несколько позже попытаемся как-то их осмыслить, чтобы перепроверить самих себя, не допустить утверждения "истины", которая истинна лишь потому, что близка тебе самому.
Религиозный философ Вл. Соловьев, говоря о Лермонтове, вменял ему в вину слишком сильную, чрезвычайно ярко выраженную
сосредоточенность на самом себе, на собственных чувствах.
Вот что, к примеру, пишет Соловьев:
"Первая и основная особенность лермонтовского гения - страшная напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем "я", страшная сила личного чувства. Не ищите у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии Пушкина. Пушкин когда и о себе говорит, то как будто о другом; Лермонтов, когда и о другом говорит, то чувствуется, что его мысль и из бесконечной дали стремится вернуться к себе, в глубине занята собою, обращается на себя".
Вряд ли можно поспорить с тем, что творчество Пушкина и общим настроением, и тональностью повествования, и миросозерцанием своим весьма разнится от творчества Лермонтова. Не стоит, однако, наделять образы Пушкина некой самостоятельной жизнью, отделившейся от своего творца и потому имеющей отношение лишь "к другим". Это безусловно не так. Ровно с этим и Лермонтов, говоря о мире, событиях и людях в нем, никак не впадает в некий "творческий солипсизм", при котором внешний мир, если и существует, то лишь как фон, на котором разворачивается жизненная драма самого художника. То, что этот мир с его интересами и отношениями Лермонтову зачастую в тягость, не может вызывать сомнения. Много было сказано о его страдании и невозможности примирить свою душу с пошлостью и обыденностью доступных человеку форм бытия. С утратой человеком НАСТОЯЩЕГО, ВЕЧНОГО. И не случайно ставили и ставят рядом имена Лермонтова и Ницше - уже хотя бы по тому, как Ницше со своей стороны воспринимал мир и человека в нем: "Человек есть нечто, что нужно преодолеть". Если отталкиваться лишь от внешней канвы, то, кажется, вряд ли можно найти более "антихристианского" мыслителя, чем Ницше, особенно в свете его работы "Антихрист. Проклятие христианству". Однако, как часто бывает, противоположности сходятся и здесь не может не прийти на память ПОДЛИННО евангельское "совлечь с себя ветхого человека" - дабы обрести в себе человека истинного, а не того, который душой своей каждый раз прилепляется к цветистым, но плоским миражам этого мира. Вот что не могла принять душа Лермонтова, вот что вызывало гнев и отвержение со стороны немецкого философа. И лишь поверхностный и невзыскующий истинных истоков бытия разум способен сводить здесь все лишь к биологическим мотивам взаимной конкуренции, вершиной которой якобы должно стать появление некоего "сверхчеловека". Увы нам, если вершиной и совершенством человеческой формы должно стать всего лишь появление человека-победителя, человека, стоящего вне правил морали, "по ту сторону добра и зла". Такое понимание философии сверхчеловека было бы сродни взращиванию в своей душе новых, на сей раз философских "джунглей", не соединяющих человека с Создателем, но уводящих его от предложенной ему подлинно человеческой природы.
От философов и литераторов прошлого можно для сравнения перейти к современным оценкам, исходящим от лиц причастных к осмыслению мира духовного и человеческой психологии в этой области. Как к примеру, обратимся к мнению профессора Московской духовной академии А.И. Осипова, высказанное им о выдающемся проповеднике и замечательном человеке митрополите Антонии Сурожском. Во время одной из своих бесед с верующими проф. Осипов, отвечая на вопрос о своем отношении к трудам митрополита, весьма критически отозвался о том, что Антоний Сурожский, как это представляется Осипову, всегда, о чем бы не говорил, говорит о самом себе: "Сколько я его смотрел, читал, меня поразило, что у него все крутится вокруг себя: «Я сказал», «Мне сказали», «Ко мне пришли…», «Обо мне то-то…», «Мой совет такой-то…», «Я отвечал…» и все непрерывно вокруг себя. Странное дело. Конечно, я не психолог, но что-то очень подозрительно, когда все вращается вокруг меня".
И далее, развивая тему, Осипов перескакивает на тему любви и ее приобретения человеком, отдавая, казалось бы, при этом должное моральной проповеди митрополита: "Он хороший моралист, он примерно такой же моралист, как я читал, например, конфуцианские книги или книги стоиков, какие там замечательные моральные рассуждения. Как только касается вопроса именно духовности, так странное дело: он много говорит о любви. А как она приобретается? А что такое христианская любовь? Он указывает на жертвенность. Я думаю, что моя кошка не менее жертвенна: когда у нее котята, она набрасывается даже на собак. Да, жертвенность хороша, особенно на людях, особенно, когда люди узнают. Тут я силен. Как приобретается христианская любовь? Что это такое? Не нашел".
Нужно сказать, что применение в полемике намеков, претендующих на психологический диагноз ("я не психолог, но что-то очень подозрительно"), отсылок к нехристианской морали (которые сразу же вызывают сомнения у каждого догматически настроенного верующего, не дающего себе труда разобраться в этих вопросах поглубже), своеобразное жонглирование понятиями "христианская любовь" и "духовность" вплоть до использования кошки в качестве мерила христианской жертвенности есть прием весьма сомнительный с точки зрения даже обыденной этики. И уж совсем негодное средство - недвусмысленным намеком бросить тень на своего оппонента, приписав ему недоказанные никем мотивы: "Да, жертвенность хороша, особенно на людях, особенно, когда люди узнают. Тут я силен".
Все это оставляет впечатление не вдумчивого и глубокого осмысления предмета, но, с позволения Читателя, какой-то кляузы или ябедничества. И от доброты все это весьма далеко отстоит.
Нет, не стоило профессору столь же двусмысленно, сколь и огульно обвинять Антония Сурожского в некоем самолюбовании и чрезмерной сосредоточенности на самом себе - те, кто читали, слушали его проповеди, смотрели их видеозаписи, такой мысли допустить ни в коем случае не смогут. Ведь все, что исходит от уже ушедшего от нас в мир иной владыки Антония - это именно настоящая, действенная, горячая любовь к истине и к людям, которым эту истину митрополит всегда старался помочь обрести. И то, что Антоний действительно часто ссылался на собственный опыт или на случаи из собственной жизни, есть лучшее доказательство его пребывания в самой гуще "невидимой брани" - брани духовной.
Но не станем сводить эти наши размышления к каким-либо оценкам, упрекам, доказательству правоты одной стороны и неправоты другой. Тем более, что сам Владыка Антоний, думается, лишь просто бы улыбнулся, услышав подобные обвинения в свой адрес. И мы ведь начали с понимания. Со взаимного понимания людей, только при котором в полной мере и может проявляться человеческая доброта. И именно булгаковский Иешуа с его мирной проповедью по сути и воплощает столь редко встречающийся "в чистом виде" идеал доброты, а, значит, и понимания.
Однако не забудем в эту минуту и о чем-то очень важном - подумаем еще и еще раз о том, что ведь по сути человеку вполне доступно созерцание лишь своего собственного внутреннего мира. Будучи внимательными и честными перед самими собой, мы многое можем понять, разглядеть в собственном духовном устройстве. Проследить мотивы собственного поведения, предпочтений, истоки своих грехов и обид. Невелика цена размышлению, пытающемуся, уходя от самого себя, "разложить по полочкам" механику души другого человека. Ее, души, движущие силы и реакции на происходящее с человеком. Ведь для обретения подобных возможностей требуется подлинная прозорливость, а она приходит только с богатым жизненным и духовным опытом, достигаемым многими и многими трудами, страданием, болью за человека и - что очень важно - с опытом настоящего, нелукавого, но искреннего смирения. А смирение - это ведь вовсе не какое-то подавленное, приниженное состояние, как это иногда преподносят "гордые" люди, считающие, такое отношение к миру и себе мало достойным человека. Заметим, что и у Ницше подобный взгляд заметен и даже доминирует, что и привело выдающегося философа к враждебности против неверно понятого христианства. Впрочем, что требовать от изначально критически настроенного ума, если не только современные профессора богословия, но еще и ученики Самого Христа, бывало, понимали Царствие Небесное, как место справедливого распределения своих ролей у ног Учителя...
Повторимся, что в первую очередь лишь на этот мир и наше личное его восприятие мы можем с полным правом и искренностью ссылаться в разговоре с нашими ближними. Ибо только он доступен нашему восприятию и созерцанию.
Также и в замечательных, поистине богодухновенных проповедях митрополита Антония Сурожского, где он предстает горячо верующим ярким проповедником, мудрым и требовательным пастырем и одновременно с тем - заботливым и любящим духовником для многих. И многое бы потеряли слышавшие его, если бы вместо открытости души, смелости выражения себя, своих мыслей и чувств при безоглядной искренности, они услышали пусть и верные, но идущие не от сердца, но от догматической логики и "здравого ума" слова. На вопрос же о "приобретении христианской любви" митрополит Антоний ответил всей своей наполненной духовным горением жизнью.
Скажем же еще и еще - где любовь - там понимание. Где любовь и понимание - там истинная доброта. Где истинная доброта - там рай земной или небесный. Ведь нет ничего прекраснее таких отношений. А превозмочь в себе недоброжелательство человеку всегда по силам - нужно только внимательно всмотреться в ближнего своего и понять истоки его возможных ошибок, понять, почувствовать, насколько мы с ним едины.
Свидетельство о публикации №225090701644
Спасибо за Вашу работу, внимательно и с интересом ее прочитала.
Согласна с вашими размышлениями по всем позициям.
К сожалению, не была и не читала проповеди митрополита Антония Сурожского.
В этом вопросе полагаюсь на Ваше мнение.
Хочется сказать, как часто мы забываем, что "по сути человеку вполне доступно созерцание лишь своего собственного внутреннего мира. Будучи внимательными и честными перед самими собой, мы многое можем понять, разглядеть в собственном духовном устройстве"
И что только через этот внутренний и беспристрастный опыт мы можем что-то понять о другом человеке.
С любовью сложнее. Это чувство. Оно может появиться или нет. От чего это зависит?
И как Вы думаете, Дмитрий истинное смирение связано с любовью?
Вот если она есть, то тогда и будет, что "любовь и понимание - там истинная доброта. Где истинная доброта - там рай земной или небесный"
Спасибо Вам большое, с уважением и признательностью,
Лана Вальтер 09.09.2025 19:34 Заявить о нарушении
Думаю, истинное смирение - это и есть истинная любовь. Не своеволие в миру и удовлетворение своих желаний и пристрастий, но глубокое понимание и приятие того мира, где волею судьбы тебе довелось оказаться. Только очень непросто это бывает, нужно признать.
Про митрополита Антония Сурожского могу сказать только самые лучшие слова. Он был редкой души человек и редкого дарования проповедник и духовный наставник. Его беседы и проповеди есть в интернете - ему посвящены несколько сайтов. Изданы книги о нем и с его беседами на духовные темы. Позволю себе еще добавить - что его отличает, так это какая-то особая открытость миру духа и миру людей, искренность и простота в общении, смелость иметь и высказывать свое мнение. Многое хочется о нем сказать, но лучше Вы сами в этом убедитесь.
Спасибо Вам и всего самого доброго желаю.
Дмитрий Новиков Винивартана 10.09.2025 01:02 Заявить о нарушении