Как нас в СССР работать заставляли
Ну товарищи, конечно, заставляли работать нас. С 5 класса буквально. Вот ведь окаянные коммунисты и в лагеря нас отправляли. В летние пионерские - некоторых на все лето. Гордые граждане со светлыми лицами, покинувшие нас и уехавшие в Европу или на Украине проживающие нас "ватниками" называют. А то! Ватники мы и работать умеем, а не только американские денежки считать.
С начала уборки урожая мы всей школой, за исключением малолеток, ездили убирать картошку, морковку, в общем что выросло.
Колхозные поля, как и совхозные были громадными - не то, что сейчас - все лопухами да сорняками поросло. С утра встаешь, идешь в школу, а оттуда уже автобусом везут на уборку урожая.
Однако, никто от работы не умер, а посмотрите - нынешних детишек не заставишь работать на селе и все им трудно. Белоручки растут, то блогерами, то курьерами, то поют, в общем жизни не знают.
Не было никаких удобств в полях - туалетов, в лучшем случае был туалет типа "сортир", но никто не страдал - молодость она такая - куда бы силу потратить - удобства на втором месте. Колхоз расплачивался со школой урожаем. Полтора месяца осенью мы ездили на уборку урожая - каждый год. До сих пор эти поездки вспоминаются с теплом - и учителя с нами работали, а после работы собирались у костра, если успевали до автобуса и пекли картошечку.
А еще мы убирали классы каждую перемену - назначались дежурные, которые готовили класс к уроку. Вот ведь рабский труд какой у детишек- порядок навести, за собой убрать.
Уроки труда были каждую неделю по несколько часов. На уроках мы учились готовить, шить, работать в теплице, а мальчики мастерили всякую мебель и учились работать с инструментами. К тому же была практика на комбинате. На практике нас обучали мастерству - девочки работали на станках и делали половину нормы рабочих - обслуживали ткацкие и прядильные станки, а летом еще и подрабатывали.
Что такое прядильный цех. Огромное помещение с прядильными станками высотой метра 2. На уровне роста стоят катушки с волокном, которые на веретене, крутящемся с огромной скоростью переводятся в нитки. Станок работает - ничего не слышно, кругом пух. Когда волокно рвется или заканчивается- его надо присоединить обратно. Катушки этого волокна лежат рядом - их подвозят по мере того, как заканчиваются. Задача прядильщицы - следить, чтобы не было обрывов и простоев - заменить волокно или подсоединить нить, остановив пальцами веретено. Страшно сначала - скорость огромная, веретено металлические и нагревается - через пару дней работы привыкаешь, останавливаешь, иногда обжигаешься. Главное - не совать пальцы куда не надо. Нас обучали мастера профориентации. Некоторые остались работать после школы на комбинате, но в 90 -х его закрыли и полгорода остались без работы. Сейчас на месте комбината магазины для "бедных" и технопарк. Турки купили производство и загадили реки, снабжающие город водой. Они экономят на очистных сооружениях.
Работали мы в смену или с 5 утра или с 13 - 14 часов. Соответственно, встаешь в 4 и в 4.30 или с подружками или папа провожает, а иногда и сама до проходной комбината идешь - полгорода работало на этом комбинате, остальные тоже на работу ходили - не так, как сейчас- полгорода в Москве, полгорода не понятно где. Так как у нас размещалась воинская часть - стройбат, то по утрам ходить было страшновато, но ходили.
Кроме того, обрабатывали школьные участки и теплицу - пололи, поливали.
В институте были стройотряды - либо работаешь в стройотряде, либо помогаешь институту. В стройотряде платили зарплату и многие ездили на стройки, работали проводниками на поездах или убирали фрукты - овощи - арбузы. К осени возвращались загорелые и с денежками - зарплата была неплохая и многие студенты подрабатывали и отдыхали одновременно.
Как нас не кормили, можете тут прочитать "http://proza.ru/2025/08/28/994"
Свидетельство о публикации №225090701770