Почему неверующих людей не существует?

1. Животные в схожих ситуациях действуют примерно одинаково, руководствуясь инстинктами. Предсказать поведение людей значительно сложнее, их выбор имеет гораздо больше вариантов решения конкретной задачи и может быть объяснен свободой воли и свободой выбора.

2. Имея представление о времени, человек может прогнозировать последствия своего выбора, а также иметь представление о том, когда могут наступить эти последствия. Поэтому человек понимает (должен понимать) ответственность за принятие решений. Выбор – это всегда риск.

3. Чтобы уменьшить этот риск нужно иметь основания для выбора (выбирая, нужно на чем-то основываться).

4. Основанием для выбора может быть только представление о том, как устроен мир, как целое: какие законы в нем действуют, откуда взялись эти законы, ограничено ли твое существование земной жизнью. Целостное представление о мире позволяет расставлять приоритеты и иметь критерии для принятия решений.

5. Всего не знает никто. Невозможно получить целостное представление о мире, опираясь только на научные знания – истины, которые можно проверить посредством эксперимента. Экспериментом называется поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в определенных условиях, которые позволяют воспроизводить его многократно с предсказуемым результатом при соблюдении этих условий.

Кроме того, далеко не все суждения можно проверить на истинность с помощью экперимента, например:
- Пушкин - гений (качественные характеристики не имеют меры);
- кентавры не существуют (вселенная безгранична, а неполная индукция не может являться доказательстом).

Да и само научное знание по сути опирается на верования - см. Приложение 1.

6. Целостное представление о мире необходимо, а выстроить его с помощью только знаний невозможно, поэтому человек вынужден достраивать свои взгляды до целого с помощью верований. Верования, вера – признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования. Верить означает считать истиной то, чего не знаешь (если понимать знание в научном понимании этого слова). К верованиям относятся убеждения, взгляды, традиции. Интересно, что не верю = верю в обратное - см. Приложение 2.

7. Каждый человек имеет целостное представление о мире в рамках своей мировоззренческой картины. Оно включает в себя то, что человек признает истинным на основании знаний и верований. Целостное представление не может состоять только из знаний.

8. Неверующих людей не существует.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕОРЕМА О НЕПОЛНОТЕ ФОРМАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Математика - царица наук. Вот уж где, казалось бы, все логично, все доказано и где нет места вере. Вы серьезно? Тогда дайте определение точке, прямой, плоскости, фигуры. В алгебре никак не определяется, что такое число и множество.

Почему математика не дает таких определений? Дело в том, что, чтобы дать определение термину А, надо использовать термин Б. Чтобы определить Б, нужен термин В. И так далее. И когда-то мы должны остановиться, ибо невозможно оперировать бесконечностью и надо на что-то опереться. Сколько веревочке не виться, а конец (он же начало) все равно будет.

Об этом говорит и знаменитая теорема о неполноте формальных систем Гёделя. Цепочка логических доказательств может тянуться сколь угодно далеко, но у нее все равно должно быть начало, все равно должны быть неопределяемые исходные посылки.

В физике положение не лучше. Сегодня большой науке не известно, что скрывается за терминами «заряд», «энергия», «электрический ток», «магнитное поле», что такое «свет» (фотон) и так далее.

Кроме неопределимых понятий есть бездоказательные утверждения, которые называют аксиомами. Например:
- через любые две точки проходит единственная прямая;
- от перемены мест множителей произведение не меняется.

Сравните определения терминов «вера» и «аксиома» и как говорится, найдите три отличия:

Аксиома — исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства.

Вера - признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования.

Как мы видим, по сути, это одно и тоже определение.

В итоге делаем вывод: научное знание, как и любое другое знание, опирается на верования - истины, принимаемые без докательств, а значит на веру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЧТО ТАКОЕ «НЕ ВЕРЮ»

Вера есть один из отличительных признаков гомо сапиенс. Ни одно другое живое существо не обладает этим качеством. Чтобы немного разобраться с этим явлением, начнем с того, что попробуем подобрать антоним к слову «верить». Наверное кто-то подумает, что это будет «не верить». Один верит, другой не верит - вроде как два полюса.

Но это все равно, что для слова «зеленый» назвать антонимом «не зеленый»!

Антоним, как известно, это слово противоположное по значению. Где-то задача вполне очевидна, и мы без труда подбираем пару: добро - зло, вверх - вниз, красивый - безобразный. Но в большинстве случаев подобрать антоним дело совсем не простое.

Под «верить» мы обычно понимаем: «Я думаю (принимаю за истину), что это вот так». Но приходит мысль - а что если не так? - тогда мы сомневаемся. И действительно словарь предлагает следующие антонимы к слову «верить»: сомневаться, подозревать и ревновать. Подозрение и ревность - также разновидности сомнений. Критерием, по которому мы опознаем здесь антонимы - допущение того, что может быть все не так, как мы себе представляем.

Но по сути, и «верить», и упомянутые его антонимы означают, что у нас нет достоверной информации о том, что есть на самом деле.

Давайте попробуем найти другой критерий для нахождения антонима к слову «верить». Если в качестве такого критерия выбрать наличие или отсутствие знания, то противоположным по значению к слову «верить» будет слово ... «знать». Вера требуется тогда, когда относительно чего-то у меня нет достоверной информации, нет точных знаний.

Поэтому: или верю, или знаю. Если я знаю, что я сейчас пью чай, зачем мне в это верить? А если я верю в черную кошку, то это означает, что я не знаю, действительно ли это животное приносит несчастья.

А что такое «не верю»? Очевидно, что по отношению к знанию «верующий» и «не верующий» ничем не отличаются друг от друга. Один верит в существование Бога, а другой не верит. Но они оба не знают наверняка. «Я не верю» - выражение с двойным дном, обманка. Потому что, как для верующего, так и для неверующего человека его взгляды есть вера. Только один верит в наличие, а другой в отсутствие.

В строго в научном смысле этого слова оба верования нельзя проверить. Невозможно поставить опыт, эксперимент, чтобы со всей очевидностью доказать, одно из этих утверждений.

По-хорошему конструкцию «я не верю» вообще нельзя использовать, ибо она искажает смысл сказанного. К тому же она легко перефразируется. Вместо того, чтобы сказать: «Я не верю в инопланетян», гораздо правильнее, честнее будет сказать: «Я верю в то, что инопланетян не существует».

В любом «верю / не верю» имеются два противоположных взгляда на предмет веры, каждое из которых с точки зрения формальной логики могут быть как истинным, так ложным. Не являясь знанием, неверие является верованием в обратное.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МОЖНО ЛИ ДОКАЗЫВАТЬ ОТСТУТСТВИЕ ЧЕГО-ЛИБО

Слышал от атеистов сарказм - мол, доказывать отсутствие чего-либо неправильно. Но откуда такое требование?

Приведу пример из истории науки. До 19 века было распространен взгляд, что передача тепла между телами осуществляется с помощью невесомого флюида, который называли теплород. Приток теплорода в тело приводило к его нагреву, убыль – к охлаждению. Теория теплорода объясняла многие известные в то время тепловые явления и была признана большинством ученых. Но на основании некоторых наблюдений стали появляться сомнения в этом утверждении. И вот были проведены опыты (физики Томсон и Дэви), которые однозначно доказали, что никакого теплорода не существует и температура тел зависит от колебательных движений атомов и молекул. Так что доказать отсутствие чего-либо не такая уж плохая идея.

Кстати, пример с теплородом хорош тем, что доказательства получены в ситуации неполной индукции и выводы экстраполируются на весь класс объектов. И в этом вполне похож на возможное доказательство отсутствия Бога.


Рецензии
Добрый вечер, Павел! Вы интересно все расписали, с точки зрения логики, а с ней спорить сложно, если она железобетонная и основана на знаниях. Но видимо так устроен современный человек, воспитанный советской идеологией, что поверить во, что-то или кого-то кроме себя,очень сложно.
И каждый человек приходит к вере, через испытания или не приходит. Я чувствую в Вашей логике неопровержимость. Я верю, потому что не могу не верить, или иными словами верить в то, что Бога нет, я не могу. Но разве это не противоречит смыслу? Если предположить, что Бога, создавшего все сущее - нет, то в чем тогда заключается слово "Вера"? Оно теряет смысл. Ведь Веришь ты в Него? Само слово это обозначает. А в отсутствие веры ты всё ещё продолжаешь верить во что? В "ни что"? И как в это "ни что", можешь верить? Умер и всё. Конец. Небытие, по Булгакову. Каждому достанется по его вере. Даже если эта вера - небытие - "ни что", человек стерается из жизни.Значит, тот, кто выше человека есть без всякой на то его веры,- сложно спорить с гением. Но тут опять противоречие - слово гения берется на веру.Тогда я согласна, что нет слова "не верие". Человек всегда во что-то верит, даже если это "ни что".
Вот только вопрос, а какая вера ведет в жизнь вечную? Мы же верим ради неё? Ну не хочется ставить точку в земной жизни, душа просит иного - отправиться домой, туда от куда она пришла в этот мир. Вера в ни что,или в отсутствие Бога, таким образом, всего лишь логически доказана, но на деле, это по прежнему вопрос, на который даст ответ, только конец жизни. "Вера/ не вера" Так проще обозначить, верит человек в Бога или нет. И вот деление на верующих и не верующих в Бога. Когда ты один на один с жизнью, вера в Бога придает больше сил, чем вера в отсутствие Его и лишь в свои силы - надарвешься. Значит каждая "вера" еще и заряд энергии в себе несёт разный.Иными словами: вера в отсутсвие чего-либо, можно обозначить, как не верие, с точки зрения логики - это будет не верно, а с точки зрения житейского и общечеловеческого, очень даже понятно.
Не зря есть молитва "Господи, помоги моему не верию" Это значит помоги не верию верить. Полное отсутствие логики, но как ложится на душу.И ведь начинаешь верить, что Он есть. И Он поможет и ты не надорвешься от жизни,и заряд энергии получишь на всю жизнь!
Одной только логикой - сыт не будешь. Она может объяснить многое, но не даст ощутить. Есть вещи не подвластные ей, но подвластные Творцу.
Иными словами, я на Вашей стороне. Вы пытаетесь доказать с помощью логики, слово "вера". Я же просто принимаю людей с разной верой, даже в то чего нет, иными словами - атеистов. По Вашей изложенной логике они тоже верят, но в то чего нет. Просто что бы разделить понятия, были придуманы такие обозначения - верующий/не верующий или верующий / атеист, тогда точнее будет - верующий в Бога/ верующий в отсутствие Бога. Но всё равно верующий во что-то.

Уф..., я долго "рожала"эту мысль. Благодарю Вас за проведенный труд, было интересно порассуждать на эту тему. И интересно, что Вы ответите.


Инна Онипченко   10.10.2025 22:00     Заявить о нарушении
Когда идет спор атеистов и верующих (таких видео на просторах интеренета предостаточно), то атеисты в основном считают, что они опираются на знания, а верующие не незнание (ибо вера = незнание в научном смысле этого слова). И этим сразу ставять своих оппонентов в более слабую позицию. Это их, можно сказать, козырь. Я же говорю, что нет у вас никаких козырей. Мы - верующие, и вы тоже верующие. Это основая цель моей статьи.

Далее. Я не говорю, что они верят в ничто. Я говорю, что любое утверждение, в том числе отрицательное, в науке принято доказывать. Добавил в статью Приложение 3, мой любимый пример с теплородом.

Если говорить о вере, как верующий человек с верующим человеком, то прочитайте мои статьи "Христианство. Попытка обобщения".

Павел Кавалеров   12.10.2025 00:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.