Рассказы о писателях. Грибоедов
[универ] Закончив домашнее обучение в 1810 году, в 15 лет, Грибоедов был помещен в Московский университет на этико-политический факультет для приобретения кандидатского диплома в видах более успешной служебной карьеры. А чтобы оградить юношу от дурного общества товарищей, не принадлежавших к избранному кругу, Грибоедов был определен вольнослушателем и ходил в университет не иначе, как с гувернером
ЗАМЫСЕЛ (замысел)
Однажды, в начале 1812 года Грибоедов прочел своему воспитателю Иону и одному из товарищей отрывки из комедии, и, по словам слушателей его, это были уже первые наброски комедии "Горе от ума"
ИЗДАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ (издатель)
Вильегорский, разбирая в гостях у Грибоедова его рукописи, случайно наткнулся на пьесу и тут же раструбил по всей Москве о ее шикарности. Речь шла о будущей "Горе от ума"
Не удалось Грибоедову увидеть свою комедию целиком и в печати. Лишь в альманахе "Русская Талия", изданном в 1825 году Ф. Булгариным, было напечатано несколько сцен из нее. Надо, впрочем, заметить, что Грибоедов сам был отчасти виноват, что комедия его не появилась в печати в полном объеме тогда же. По рассказу одного из цензоров того времени, в 1824 году в приемную к министру явился однажды высокий стройный мужчина во фраке, в очках, с большой переплетенной рукописью. Это был Грибоедов. Рассказчик, случившийся в приемной, спросил вошедшего, чего он желает. - "Я хочу видеть министра и просить у него разрешения напечатать комедию "Горе от ума". Чиновник объяснил, что дело просмотра рукописей принадлежит цензуре и он напрасно обращается к министру. Грибоедов, однако, стоял на своем, а потому был допущен к министру. Тот, просмотрев рукопись, перепугался разных отдельных стихов, и комедия на многие годы была запрещена. "Не иди Грибоедов к министру, а представь рукопись к нам в комитет, - рассказывал цензор, - мы бы вычеркнули из нее несколько строк, и "Горе от ума" явилось бы в печати почти десятком лет ранее, чем то случилось по гордости Грибоедова, пожелавшего иметь дело прямо с министром, а не с цензурным комитетом"
Таким образом, полностью, хотя и с большими пропусками, комедия "Горе от ума" появилась в печати лишь в 1833 году. Зато в списках к пятидесятым годам она успела распространиться в количестве около сорока тысяч экземпляров
ИНФРАСТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРЫ (инфра)
Грибоедову в первый и единственный раз в жизни удалось увидеть свою пьесу на сцене. Это было в 1829 году в Эривани, где дивизионный генерал Красовский устроил весьма порядочный офицерский театр в бывшем дворце персидских сердарей; но граф Паскевич запретил эти спектакли. Впервые "Горе от ума" было сыграно на публичной сцене уже после смерти Грибоедова, в Петербурге 26 января, а в Москве 27 ноября 1831 года
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА (источники)
КАРЬЕРА. ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (путь писательский)
Недружелюбно были встречены матерью Грибоедова его первые литературные опыты. Она, конечно, боялась, что увлечение литературой оттолкнет юношу от предначертанной карьеры, звание же литератора и стихотворца представлялось чем-то крайне унизительным с точки зрения московского великосветского кодекса. Но не только в университетские годы, а и впоследствии мать Грибоедова не иначе как с презрением отзывалась о литературных занятиях сына и срамила его в присутствии посторонних. Так, в письме к Бегичеву из Воронежа, от 18 сентября 1818 года, Грибоедов между прочим пишет: "В Петербурге я по крайней мере имею несколько таких людей, которые, не знаю, настолько ли меня ценят, сколько, я думаю, этого стою, но по крайней мере судят обо мне и смотрят с той стороны, с которой хочу, чтобы на меня смотрели. В Москве совсем другое: спроси у Жандра, как однажды за ужином матушка с презрением говорила о моих стихотворных занятиях и еще заметила во мне зависть, свойственную мелким писателям, оттого, что я не восхищаюсь Кокошкиным и ему подобными...
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ (личная_жизнь)
Под влиянием Бегичева он начинает смотреть иными глазами на все его окружавшее; товарищей-собутыльников, которых прежде Грибоедов старался превзойти во всех их излишествах, теперь он называет уже "казарменными готтентотами"; жизнь среди них делается ему невыносима. Он снова принимается за прерванные литературные занятия, и в 1814 году впервые появляются в печати, на страницах "Вестника Европы", две его статьи: "О кавалерийских резервах" и "О празднике, данном генералу Кологривову его офицерами"
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПИСАТЕЛЯ (личный_опыт)
Талантливейшие актеры московской сцены долго не могли освоиться с фигурами Фамусова и Чацкого. Щепкин дошел до совершенства в исполнении своей роли лишь после тщательного изучения реального прототипа Фамусова -- лично знакомого ему московского "туза"
МАЯК ИЛИ ФОРУМ (маяк)
Но однообразная жизнь вдали от родины, в тоскливом одиночестве, принесла и свою пользу. Тавризу оказывается обязанным Грибоедов тем, что вновь -- и на этот раз уже решительно и бесповоротно -- взялся за свою комедию "Горе от ума"
"Еще игра судьбы нестерпимая, -- пишет Грибоедов Бегичеву 9 сентября 1825 года, -- весь век желаю где-нибудь найти уголок для уединения, и нет его для меня нигде. Приезжая сюда, никого не вижу, не знаю и знать не хочу. Это продолжалось не долее суток, потому ли, что фортепианная репутация моей сестры известна, и чутьем открыли, что я умею играть вальсы и кадрили; ворвались ко мне, осыпали приветствиями, и маленький городок сделался мне тошнее Петербурга. Мало этого. Наехали путешественники, которые меня знают по журналам: сочинитель Фамусова и Скалозуба, следовательно, - веселый человек. Тьфу, злодейство! Да мне не весело, скучно, отвратительно, несносно!"
НАСТРОЙ НА РАБОТУ. КОНЦЕНТРАЦИЯ НА РАБОТЕ (настрой)
"Комедий не пишу. Без веселости нет хорошей комедии, а веселость моя исчезла" (Грибоедов после 14 декабря)
НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВА И ПИСАТЕЛЬ (наука_дрисква)
Грибоедов подолгу и с вдохновением сочинял вальсы
Грибоедов подолгу и горячо спорил с Алябьевым
Грибоедов был талантливым музыкантом, сочинял виртуозные пьесы
НАЧАЛО ПИСАНИЯ (начало_писания)
В формуляре отца Грибоедова значилось "читать и по-российски писать умеет"
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИСАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА (организация)
Вяземский и Грибоедов совместно написали водевиль "Кто брат, кто сестра?"
ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ (особенности)
Грибоедов среди литературных занятий и светских развлечений находил время заниматься греческим языком
Так, например, вот что говорит между прочим в своих воспоминаниях Д. В. Давыдов: "Находясь с ним долго в весьма близких отношениях, я, более чем кто-нибудь, был глубоко огорчен его действиями в течение 1826 и 1827 годов. Грибоедов, терзаемый под конец своей жизни бесом честолюбия, затушил в сердце своем чувство признательности к лицам, не могшим быть ему более полезными, но зато он не пренебрег никакими средствами для приобретения полного благоволения особ, кои получили возможность доставить ему средства к удовлетворению его честолюбия"
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (повседневная)
Среди немногочисленных служебных занятий, оставлявших ему много свободного времени, перевел Грибоедов с французского стихами, переделав ее и дав ей заглавие "Молодые супруги", небольшую комедию Лессера "Le secret du menage". Комедия была переведена теми тяжелыми, шероховатыми шестистопными ямбами, какими писались у нас трагедии в XVIII и начале XIX веков и которые ничем не напоминали легкого разговорного стиха "Горя от ума"
ПРИЗВАНИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (призвание)
В 1814 году Грибоедов познакомился с князем Александром Александровичем Шаховским, который тоже служил в военной службе. Беседы с этим любителем и знатоком сцены вновь пробудили в Грибоедове страсть к театру, и он решился испытать свои силы на поприще драматургии
ПРОТОТИП И ТИП
В 1814 году Грибоедов познакомился с князем Александром Александровичем Шаховским, который тоже служил в военной службе. Беседы с этим любителем и знатоком сцены вновь пробудили в Грибоедове страсть к театру, и он решился испытать свои силы на поприще драматургии
В Тифлисе были окончены два первых действия "Горя от ума". Но Грибоедов пришел к убеждению, что для завершения комедии у него недостает красок, что несколько лет, проведенных вдали, затуманили в его памяти нравы и людей московского общества. Кавказская жизнь начала тяготить его не менее персидской, и вот в марте 1823 года он взял четырехмесячный отпуск, превратившийся в двухлетнее отсутствие от места службы
После чтения "Горя от ума" в салоне З. Волконской чтецу (Завалишину) плотно намылила шею та самая Марья Алексеевна
ПСИХОТИПЫ ПИСАТЕЛЬСКИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОГО ДАРОВАНИЯ (психотипы)
[писательские качества: любопытство] Грибоедова занимали не одни красоты крымской природы, но и различные историко-археологические древности. Так, в Херсонесе он заинтересовался вопросом о крещении Руси Владимиром; на еврейском кладбище рассматривал старые надгробные надписи; следы греческих и генуэзских поселений возбудили в нем ряд остроумных соображений
Грибоедов среди литературных занятий и светских развлечений находил время заниматься греческим языком
ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (путь)
Недружелюбно были встречены матерью Грибоедова его первые литературные опыты. Она, конечно, боялась, что увлечение литературой оттолкнет юношу от предначертанной карьеры, звание же литератора и стихотворца представлялось чем-то крайне унизительным с точки зрения московского великосветского кодекса. Но не только в университетские годы, а и впоследствии мать Грибоедова не иначе как с презрением отзывалась о литературных занятиях сына и срамила его в присутствии посторонних. Так, в письме к Бегичеву из Воронежа, от 18 сентября 1818 года, Грибоедов между прочим пишет: "В Петербурге я по крайней мере имею несколько таких людей, которые, не знаю, настолько ли меня ценят, сколько, я думаю, этого стою, но по крайней мере судят обо мне и смотрят с той стороны, с которой хочу, чтобы на меня смотрели. В Москве совсем другое: спроси у Жандра, как однажды за ужином матушка с презрением говорила о моих стихотворных занятиях и еще заметила во мне зависть, свойственную мелким писателям, оттого, что я не восхищаюсь Кокошкиным и ему подобными...
РЕДАКТОР (редактор)
По совету Бегичева Грибоедов переписал многие сцены "Горя от ума" и даже сжег первоначальную рукопись, ибо хранить такое было небезопасно
САМООБРАЗОВАНИЕ ПИСАТЕЛЯ (самообразование)
Не довольствуясь университетским курсом, Грибоедов частным порядком брал уроки у московских профессоров
СООБЩЕСТВА ЛИТЕРАТУРНЫЕ (сообщества)
"Вчера я обедал, -- писал Грибоедов Бегичеву 4 января 1825 года, -- со всею сволочью здешних литераторов. Не могу пожаловаться, отовсюду коленопреклонения и фимиам, но вместе с тем -- сытость от их дурачеств, их сплетен, их мишурных талантов и мелких их душишек"
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПИСАТЕЛЯ (соцстатус)
"Чтобы быть поэтом, нужно быть свободным от семейства, от службы. А возможно ли это в России?" (Грибоедов)
Свидетельство о публикации №225090700650