Философия есть смысловая функция

Философия есть функция интеллектуально-семантического времени

Философия как тип мышления и построения системы, получаемых в результате такого анализа выводов, соответствует тому духовно-интеллектуальному пространству культуры, в котором она возникает.

Соответственно, если существенным образом изменяется общество и его «мыслящие существа», то есть люди, способные мыслить определенным образом, то с необходимостью будет происходить изменение ментального порядка.


 Философия как семантическая матрица действительно изменяется в каждой культурно-ментальной среде, реагируя  соответствующим образом, изменяя свой предмет познания, основной вопрос, центральную систему категорий, при помощи которых выстраиваются ее логическая структура и пространство мыслительной реальности.

Таким образом, с известной долей иронии можно заметить, что у философов всегда есть работа для переосмысления, перекоординации, деконструкции, для коррекции и созидания новой категориальной системы мышления.

И действительно, ценность философии в системе культуры  философия создает новую и эффективную современную методологию мышления, тем самым доказывая свою органическую, глубинную необходимость именно для этого интеллектуального времени.

Философия как сумма рефлексий определяет многообразие духовных измерений индивидуальных осмыслений.

Философия как значимая интеллектуальная артефактность невозможна без развития логического мировоззрения, ведь исходно она не возникла бы без развития структур логического умозрения.

 Способность видеть более широко и способность понимать те логические элементы, которые наиболее значимы системно в данной совокупности знания, и есть ее задача.

В этом проявляется необходимая степень глубины философского мышления.


Рецензии
Эссе Владимира Юрьевича Колмакова обращает нас к теме, которая сегодня особенно значима: как мыслить в эпоху стремительных перемен? Автор предлагает читателю философский взгляд, и это уже само по себе — немалое достоинство. В мире, где новостные ленты обновляются каждые минуты, философское слово становится глотком воздуха.

Однако, следуя за автором, невольно задаёшься вопросом: о какой именно философии идёт речь? Философия Диогена, живущего в бочке и больше напоминающего, уличного бомжа! Философия Ницше и Фрейда, прошедших школу богословия, но отказавшихся от Бога! Или философия Маркса, чьи труды отшлифовал Энгельс?
Каждая из этих линий — не только культурное наследие, но и вызов.

Современность же диктует свои условия. Массовые опросы формируют повестку дня не хуже парламентов. Пропаганда и реклама воздействуют на умы сильнее, чем трактаты. Наркокартели становятся глобальными игроками наравне с корпорациями. А бесконечная аналитика СМИ то и дело превращает саму мысль в «быструю еду» для сознания.

В этом контексте особенно остро звучит вопрос к философии: она должна оставаться академическим занятием или находить язык для разговора с современными массами? Ведь, как сказал один мудрец: «Мы не выбираем время, в котором живём, но выбираем, как в нём мыслить».

Эссе Владимира Юрьевича ценно именно тем, что ставит задачу — вернуть философии её право на современность. И хотя читателю хочется большего сопряжения философских построений с реальностью медиа и социальных механизмов, нельзя не признать: без таких работ сама возможность думать вслух о будущем общества быстро исчезнет в шуме.

Набор афоризмов к эссе Ю. Колмакова:
«Эссе Колмакова напоминает: философия — это не музейная реликвия, а инструмент, который нужно держать под рукой в шумном настоящем».

«Чтение этого текста убеждает: пока есть философы, умеющие задавать вопросы, у общества остаётся шанс найти ответы».

«Владимир Юрьевич делает важное дело — возвращает философии её главное предназначение: быть компасом в буре современности».

«Эссе Колмакова — это приглашение к диалогу, в котором философия снова учится говорить с человеком, а не только с учебниками».

«Автор напоминает: философия начинается там, где кончается поток новостей и рождается мысль».

Борис Вугман   11.09.2025 16:45     Заявить о нарушении
Спасибо за внимательную рецензию — ценно, что вы не только отметили достоинства эссе, но и поставили конструктивные вопросы.
Уважаемый рецензент, уважаемый, Борис Вугман
Благодарю вас за вдумчивое чтение и тонкие замечания. Рад, что философский подход в эссе показался вам важным и своевременным — именно стремление вернуть философии право быть частью общественного диалога было одной из моих задач.

Позвольте уточнить несколько моментов, которые, по вашему замечанию, требуют прояснения.
О какой философии идёт речь.

В эссе я не провозглашаю приверженность одной исторической школе; скорее, я использую образы и фигуры (Диоген, Ницше, Фрейд, Маркс) как диагностические маркеры — они иллюстрируют разные ответы человеческой мысли на экзистенциальные и социальные вызовы.

Цель — показать спектр возможных подходов (радикальная аскеза и критика общественных норм; психологическая деконструкция; социально-экономический анализ), а не перенимать целиком программу одной из них.
Связь философии и современной публичной среды.

Вы справедливо указываете на разрыв между философским языком и масс-медиа: массовые опросы, реклама, пропаганда и аналитика СМИ действительно меняют условия дискуссии.

Это тот вызов, на который я хотел обратить внимание: философия не должна оставаться только академическим занятием, ей нужно учиться говорить понятным и прикладным языком, предлагать инструменты критического мышления и медиаграмотности.

Практические шаги.

В ответ на ваше пожелание большего сопряжения с реальностью можно предложить:

- добавить в эссе блок кейс-стади
— примеры, где философские методы помогли прояснить общественные процессы;

- развить тему публичной философии: форматы лекций, колонок, сотрудничество с журналистами и образовательными проектами;

- предложить принципы философской медиаграмотности: как мыслить независимо в эпоху “быстрой еды” для сознания.

Ещё раз благодарю за содержательную критику — она помогает сделать текст более прикладным и понятным широкой аудитории.
С уважением,
В. Ю. Колмаков

Владимир Юрьевич Колмаков   11.09.2025 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.