Положение души в материальном мире

 Шримад-Бхагаватам » Песнь 5 » ГЛАВА ДЕСЯТАЯ: Джада Бхарата встречается с Махараджей Рахуганой.

Бхарата говорит царю.

ШБ 5.10.11

дж;ван-мр;татвам; нийамена ра;джан
а;дйантавад йад викр;тасйа др;шт;ам
сва-сва;мйа-бха;во дхрува ;д;йа йатра
тархй учйате ’сау видхикр;тйа-йогах;

Пословный перевод

дж;ват-мр;татвам — «живой мертвец»; нийамена — по законам природы; ра;джан — о царь; а;ди-анта-ват — имеющее начало и конец (все материальное); йат — потому что; викр;тасйа — изменчивого (подобно телу); др;шт;ам — видимое; сва-сва;мйа-бха;вах; — положение слуги и господина; дхрувах; — неизменное; ;д;йа — о достопочтенный; йатра — где; тархи — тогда; учйате — говорится; асау — та; видхи-кр;тйа-йогах; — польза от распоряжений и обязанностей.


Перевод

О досточтимый царь, ты упрекнул меня, назвав живым мертвецом. На это могу лишь заметить, что то же самое можно сказать о каждом: все материальное имеет начало и конец. Кроме того, ты считаешь себя господином, царем, и пытаешься приказывать мне, однако это тоже заблуждение, ибо наши земные отношения преходящи. Сегодня ты царь, а я твой слуга, но завтра все может измениться, и ты станешь моим слугой, а я — твоим господином. Все эти временные обстоятельства возникают по воле провидения.


Комментарий

Все наши страдания в материальном мире происходят оттого, что мы отождествляем себя с телом. Особенно сейчас, в Кали-югу, люди очень невежественны: они не могут понять даже то, что с каждым мгновением тело меняется и что смерть — это его последнее изменение. По закону кармы кто-то может в этой жизни сидеть на царском троне, а в следующей — стать собакой. Находясь в плену материальной природы, душа спит непробудным сном. Ее помещают то в одни условия жизни, то в другие, и, пока она не постигнет свою истинную природу, не обретет духовное знание, она будет оставаться в обусловленном состоянии и считать себя царем, слугой, кошкой, собакой и т. д. Все эти бренные тела — лишь оболочки, в которых душа оказывается по воле провидения, поэтому не следует отождествлять себя с ними. На самом деле ни одно живое существо в этом мире не является господином, ибо всеми управляет материальная природа, которой, в Свою очередь, управляет Бог, Верховная Личность. Истинный господин — это Всевышний, Кришна. В «Чайтанья-чаритамрите» об этом сказано так: экале ;ш;вара кр;шн;а, а;ра саба бхр;тйа — единственный господин — это Кришна, а все остальные — Его слуги. Мы забыли о своих отношениях с Верховным Господом, и именно в этом причина всех наших страданий в материальном мире


Рецензии