Русская провинция в Ташкенте

     Московские художники группы «Русская провинция» бороздит по Московской области, а где то за 5 тысяч километров живет своей провинциальной жизнью страна Узбекистан. В годы Великой Отечественной войны Ташкент принял из эвакуации,   из России, из Москвы, многих сирот-детишек, больных, старых, побитых. Анна Ахматова, Фаина Раневская, Елена Сергеевна Булгакова, жили в этих самых домах в старом районе Ташкента, с темными, заросшими тополями и карагачами уютными двориками.
  Пусть это так утверждают жильцы этого дома, но верю, что в таком доме, на втором этаже, на антресолях и жила Анна Ахматова с Еленой Сергеевной.
   Счастливая судьба художника. Ему приносят табуретку, низенький столик, возле него крутятся детишки, которые тоже хотят, чтобы их нарисовали, ему приносят чай и яблочное варенье. Только рисуй, радуй жильцов дома Анны Ахматовой. А полузрячий инвалид, Николай, уговаривает, чтобы я оценил его незаконченное произведение, на котором обнаженная девушка сидит на берегу горного ручья.
    Наконец-то появилась возможность «шлепнуть» этюд.
  Наша маленькая делегация из Москвы – Главный академик Андрей Архипов, Татьяна Бабушкина, Неля Крапивенцева и Ирина Коваленко – каждый день этого Международного фестиваля в Ташкенте – то участвуют в открытии выставки живописи женщин Востока, то едут на прием у Президента Академии художеств, то в гости к местным художникам, то Выезд к водопадам, то к верблюдам в садах Агро-университета.  А свободный художник – он может и этюд с домиком Анны Ахматовой шлепнуть, и улицу Космонавтов с узбеками, разместившимися на скамейках в обеденный намаз, и тупичок с трубой, на которой лежат уставшие от жары кошки изобразить.
    Таков этот Фестиваль, на который съехались художники из Киргизии, Казахстана, Туркмении, и даже Турции. Да и то понятно – с Узбекистаном все хотят дружить. Узбекистан – это хлопок – стратегическое сырье (порох), это конопля – тоже стратегическое – это лекарство, рогожа, тросы, канаты, и многое еще чего.  Так что если хочешь раскрыть душу Узбекистана на полотне – слева должен быть хлопок, справа – конопля, а в центре Магомет или Тимур. Или Магомет. И – удивительно, но не обманываю, именно на восточных иконах можно найти лошадей с головой человека, и даже красавицы. Так что решение есть. А фон – это конечно Самарканд – столица мира во времена Тимура. Это девушки в черных сутанах и паранже, это вздыхающие верблюды, это современность – наука тоже нужна – бегающая реклама, атом и беспилотные летательные аппраты.

     Фестиваль начался с аэропорта Домодедовский. В ночь на 22 апреля, день рождения вождя Революции, с разрешенными 28 кГ багажа, мы садимся на лайнер компании Узбекистан, и погружается в новое.  Новое – это «салам- алейкум» на каждом шагу. И плов. Кормили на лайнере за 4 часа полета два раза основательно, и два раза легко. А что творилось за занавеской в разделе Вип! Оттуда неслась узбекская музыка. В общем – раз и нас уже встречают в аэропорту. Как и было предсказано – нужно закупить местную симку и обменять рубли на сумы. Сумы в Узбекистане с тремя нулями самый мелкий сум. На 10 тыс наших деревянных ты становишься миллионером. Тебя уже уважают, сажают на трансфер и едем к отелю Орион. Вокруг знакомые пятерочки, которые там называются Корзинки.
  В отелле «Орион» тебя со второго раза поселяют в нумер и можно отдохнуть, собраться с мыслями, куда ты попал.  Все стены пяти-этажного отеля увешаны видами Узбекистана – ехать никуда не надо. А вот и утро Востока – бесплатный завтрак типа Шведского стола. Вот и руководитель наш – Андрей Архипов, с которым мы познакомились в прошлом году в Боровске.
  Планы на день – ехать в Выставочный зал – натягивать привезенные в рулонах холсты, ехать в Агро-Университет – то же самое, но для другой выставки, знакомиться с Ташкентом, закупка холстов для «Души Узбекистана», в общем, трата первого миллиона сумов.
   Натяжка прошла без особых хлопот. Руки привыкли к степлеру, и дружные щелчки еще долго разносились по большому, довольно пустынному, уставленному учебным гипсом, залам двухэтажного выставочного зала Ташкента. Здесь даже лошадей можно выставлять, а не только романтические пейзажи Подмосковья. Подписи все на русском. Сразу можно сказать, заранее – русский язык популярный в Ташкенте и Узбекистане. Только самая молодежь стесняется – она уже воспитана в духе особой любви к Востоку, а не к какой то России. Передвижение – на такси. Тут раз на раз – кто понимает русский, откликается, кто нет, но  телефон помогает.
     После выставочного зала, как помощник, я поехал в Агро-Университет. Это район Салар, это почти не Ташкент, почти область. Но там много зелени, много арыков, воды.
В выставочном зале Агро, как и ожидалось, конь не валялся. Ашур Мухаммад, о котором еще много впечатлений будет впереди, только приближался к точке своего руководства, так что я сел рисовать картину  «Конь не валялся»  цветными питерскими карандашами.
   Есть и среди узбеков увлеченные, которые понимают, что такое сюр и приколы в современной живописи. Слово «Прикольно» очень распространено сейчас при оценке работы пользователя этюдника и кисточек. Это в Германии говорят «Schon!», а в России и как оказалась в Узбекистане, высшей оценкой является слово «Прикольно»! Так что вот и друзья у нас появились – и не только студенты, но и пару профессоров прогоготали на конем, подтверждая, что пока конь не валялся.
  Ашур – это легендарный руководитель фестиваля. Один из.
Он утрясал с ректором,  где поселять русских гостей, выбивал автобус, на котором они будут ездить в горы на перевал. Главное же – отбор достойных. Кто пройдет, и кто не пройдет. Условие, что пройдет – это хотя бы одна медаль, или орден. В крайнем случае – грамота.  Если нет, то уж извините. За свой счет, но это можно.
Ашур Мухаммад, как и положено художнику, в черном берете, с перстнем на мизинце и отращенным тут же ногтем. На хвостик сзади на голове, жаль, волос не хватило. Но беретка под Пикассо все перевешивает.
     Здесь, в Агро – другие, более демократичные порядки. Здесь кони, которые привез Роберт из Нижнего Новгорода, размер 2 на 1.5 метра,  Здесь виды Мурома, которые привез Владимир, и много – много работ, которые уже привезли из Самарканда и Бухары Саша Маньковский и Наташа из Пятигорска. В общем весь первый этаж уже в картинах. Праздник начинается. А теперь ужин в студенческой столовой и в «Орион»!
   А поздно вечером, в огнях Ташкента  – Тимур на коне и визит в Корзиночку, или по-нашему – в Пятерочку.
  А завтра – сотни, а может и под тысячу молодых и нет, художников вокруг Выставочного зала, все с новенькими этюдниками, и с выданными по этому случаю китайскими холстами-клеенками,  Все в беретах и с отрощенными ногтями,  уже нацелились писать, учиться у мастеров, кушать плов и отдыхать на цветных коврах.  Не только из Узбекистана – вся Средняя Азия здесь. Вокруг выставочного зала – даже интересней, ближе к народу, чему внутри, в прохладных больших задах, установленными прошедшими строгую проверку гипсовые фигуры и пейзажи в рамках.  А снаружи – гомон, Салам-Алейкум и даже недорогие керамические украшения.  Тут и визитки пригодились, и купленная узбекская  тюбетейка. А потом нас на большом автобусе повезли в ресторан. Это был демократический и шикарный узбекский ресторан. Вино и манты, плов и салаты. Понятно, без славословий нельзя.  За все – за дружбу между Узбекистаном и Россией, за искусство и прочее, за все поднимали бокалы, и все на русском, объединяющем нас языке.
    Пошло – поехало. На следующий день – опять открытие, теперь уже в Агро, и тут надо сказать, мы увидели настоящий узбекский праздник. Вначале, понятно, речи, на двух-трех языках. Уверен, что англичан или немцев не было среди усевшихся под фонтаном человек 100, но переводчики мужественно переводили каждое слово ректора, министра сельского хозяйства и наконец. Андрея Архипова и Ашур Мухаммада. Песни, танцы, и почти все на русском, даже Калинку исполнили. Не только ради четырех с медалями, ради России!
   И это было только открытие! Через дней 5 было и закрытие, и оно было не менее роскошным, там и водопады, и водка самых качественных сортов. И спикер сельхоз министр, который вел вечер, регулируя его то в сторону Турции, то в сторону Сибири, то в сторону Ирана.
    Но на следующий день – выставка женщин Востока и визит к Президенту Академии Художеств, Акмалу Нуридинову.  Получилось так. На выставке мы с удовольствием познакомились с творчеством женщин Востока. В одном зале возле красавицы-автора из Казахстана, как оказалось, академика Академии Художеств Казахстана, стоял приветливый человек, ну явно художник, и кстати с перстнем на мизинце. Поговорили, совместно повосхищались автором, по–серовски написавшей Тимура, Александра Македонского, виды Самарканда и Бухары.
Каково же было наше удивление, когда вскоре именно его мы увидели в кабинете Президента Академии художеств Узбекистана, куда нас, выборочно, привезли на шикарном китайском лимузине.

     Нуридинов Акмал – Председатель Академии Художеств Узбекистана объяснил, что Президент у них только один, поэтому он только Председатель. В шикарном кабинете за столом, покрытом зеленым сукном, расселись пять представителей России, и Председатель Акмал. Главное действо – обмен любезностями и подарками. Акмал подарил Андрею Архипову шикарные альбомы собственных работ, а Андрей, как руководитель областного Московского союза художников – отчетный альбом из Москвы. Официальная часть – это и кофе, и любезности, но главное – оказалось, что Акмал начинал свой путь художника в Москве, на Арбате, в кругах неофициальных художников. Нет, на Бульдозерную выставку его не заносило, но на Малой Грузинской – был, участвовал.
   Потом Акмал показал свои Мастерские, в которых работают аспиранты. Главное отличие ситуации от Московской – Узбекистан выделяет серьезные дотации на искусство. Ведь Московские художники и мастерские то редко кто имеет, а тут – только назовись, и в приказном порядке будешь сидеть, прославлять работников хлопка.
   В этот день дошла до Узбекистана грустная новость – умер Зураб Церетели, Президент академии художеств России. Это тоже в какой то мере добавило тепла в наши разговоры, поскольку Акмал по должности общался с Церетели, да и по сути оба исповедовали одни принципы – народность, цвет, позитив.
    Вечером в этот день Акмал поужинал вместе с участниками Фестиваля. И в этот раз, раз нужно было выступить, выслушали приветствия выбранных своими республиками  представителей. От Казахстана слово сказала Гульжанат Кабиджанова, от Киргизии – Роза Джангарачева, от Туркмении – Председатель Чары Мурат.
    Чары Мурат получил в обмен свою визитку, и рассказал свою судьбу как художника. Родился в Кушке, это самый южная граница СССР, поэтому было много офицеров, поэтому Чары Мурат  освоил русский язык без акцента, что было немаловажно, при выборе очередного председателя.  Не знаю, реально ли не разовьется наша дружба, организует ли Киргизия, Казахстан или Туркмения подобные фестивали. Сейчас, после месяца после этого события в Ташкенте, дружба народов еле теплится.

Мастер-Класс. Это событие проходило в парке вокруг Выставочного зала, и главным действующим лицом был Андрей Архипов. Ему подвезли краску, палитру. Только модель запоздала. Тепло, даже жарко было в апреле в Ташкенте. По траве расселись и разлеглись молодые художники. Главные объекты – натюрморты. Деревья, дома. Прошло с пол-часа, и Андрей шлепнул, как говорят художники, свою модель – девушка узбечка в полосатом халате получилась как живая.  Так что мастер –класс прошел на славу.

  Постепенно наши силы переползали в район Агро-Университета. В один теплый вечер все участники фестиваля сидели до 12 ночи за столиками у отеля Ориент. Сидели долго, говорили ни о чем. Но на русском языке.

   Поездка в Горы на мобильном автобусе совпал у нас с первым днем проживания в студенческом городке. Там не обошлось без юмора. Общежитейские блоки размером два метра на два – это значит комнаты по две кровати, и один туалет на два  блока – заселялись с условиями гендерной принадлежности. Наши соседи – китайцы, которые подарили тут же специальный китайский чай, который нужно заваривать при температуре воды точно 70 градусов. Чайников в кухне было много, но все перегоревшие. На всех стенках висел портреты профессоров и ректоров универа. И вот вечером приезжает автобус, художники возвращаются из гор.
      Тут произошла важная встреча- знакомство с художником, которому как раз в это день исполнилось  85 лет. Как получилось , но тут же, в рамках поздравления с днем рождения, я вручил ему, Саше Батыкову,  скромный буклетик с картинками с прошедшей выставки, под названием «Последние 10 лет» и этот буклетик сыграл очень немаловажную роль. Батыков Александр – такая фамилия у этого художника, который ездил на пленер с участниками выставки в Агро- Университете (то есть это уже была вторая часть фестиваля). Александр сам родом из Казахстана, учился в Москве, в Ташкенте, как художник, поставил больше 100 спектаклей в театрах Ташкента и Самарканда. Уже потом на закрытии выставки , он пригласил к себе в мастерскую, и хотя было не просто – но удалось у него побыть, и даже испробовать плов, изготовленный его женой Лидой.
     В этот завершающий день за столом появился и неожиданный гость – начальник Ашур Мухаммад. Он взял на себя речи, где нужно - расплакался, где нужно - погрозил кому то кулаком. Нас, гостей Александра, выделил как самых-самых. Вас я приглашаю теперь на следующий фестиваль. А других – нет, подумаю.

   Надо рассказать еще о поездке в Чинары. Это предгорье Ташкента. Наш заполненный автобус с холстами, этюдниками, всем чем надо с утра поехал в юго – восточном направлении. Поля, аулы, селенья, рощи, сады. Все это Узбекистан сегодняшнего дня, даже отдаленно похожий на Турцию.
    Клубника, бананы, груши, яблоки - как в Москве, но может даже лучшего качества.  И вот Чинары, или Караван – старинные по 800 лет толстенные деревья Чинары.
  Здесь нашим руководителем была Ирина Коваленко. Художник и менеджер в одном лице. Местные повара обеспечили нас верхним этажом для складирования вещей и пригласили на обед. Наша задача – рисовать усердно Чинары и  развлекать жителей Узбекистана мастер-классами. Рисовать детишек, например.
Ташкентцы любят чинары, любят журчание арыков, любят пить чай и как оказалось, участвовать в мастер-классах. Детишки тоже радовались весь этот день, жизни, солнцу, миру. В Узбекистане мир, поэтому совсем другая, нежели в России, состояние людей. Здесь не летают беспилотники, или как их называют. БПЛА.
   Так что этот день, день Узбекской провинции прошел удачно, художники, ясное дело, вернулись с картинами 800 летних деревьев- чинар, арыков, гор.

    Узкая, зеленая улочка, бывшая Космонавтов, район Ташкента с названием Салар. Найти точку для рисования, будь то ташкентский дворик или улочка, непросто. В этот раз помог полдничный намаз. На скамейках друг против друга сидели серьезные мужчины – узбеки и покачивались друг на друга. Это полдничная молитва. Этот момент на улице Космонавтов сразу подсказал связь с космосом. Только нужно было найти точку в тени. Через какое то время меня уже угощали чаем, потом принесли стол, плов, фрукты. Кончилось тем, что я нарисовал 4 портрета детишек с улицы Космонавтов. Были и слова, были и общения.   А сосед-узбек подарил лекарство от старости – засохшие листочки конопли.
  И вот пора в Москву, последними яркими событиями были Закрытие фестиваля в Агро, среди гор и водопадов, и посещение мастерской Александра и Лиды Батыковых. До свидания, приветливый Узбекистан! Мы увозим твои подарки – картины, халаты и тюбетейки!


Рецензии