Искажение православия церковным обмирщением

Характер и временные факторы развития событий в противостоянии сил света и тьмы во многом зависят от позиции Русской православной церкви. Для русского народа, который ощущает православное вероучение как неотъемлемую составляющую своей духовной традиции, крайне важно, чтобы православные священники являлись подлинными носителями Православного Предания. Актуальность этого требования диктуется тем, что, как отмечает иеромонах Дамаскин, «внешнюю сторону Церкви и даже «истинное», «традиционное» Православие можно имитировать настолько хитроумно, настолько точно, что это может «соблазнить и избранных» (МФ. 24; 24)». Об этом же не переставал напоминать и архиепископ Аверкий (Таушев): «Необходимо понять и всегда помнить, что Православие это не только и не всегда то, что «православием» официально называется, потому что в наши злые и лживые времена появление повсеместно фальшивого «православия», которое поднимает голову и устанавливается в мире, это исключительно печальный, но, к сожалению, несомненный факт. Это лжеправославие яростно стремится подделаться под истинное православие, как в своё время антихрист будет стараться занять место Христа, подменить Его собой».

Красота, пышность и нарядность отправления церковных служб, многочисленность церковных построек, отеческая благосклонность властей могут сыграть плохую службу вере православной, ибо пришествия антихриста  не узнает тот, «кто имеет ум на дела житейские и любит земное…ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит. А святые укрепятся, потому что отринули попечение о сей жизни». Так пишет преп. Ефрем Сирин. Праведники возвышают свой голос средь стада заблудшего, указуют людям на грозящие опасности духовных устремлений: «Христианство, утратившее силу, наполняется мирским, выдающим себя за духовное. «Обмирщение» же христианства делает его незащищённым для искушений антихриста».

В качестве комментария к сказанному лучше всего обратиться к объяснению архиепископа Аверкия слов св. Афанасия Великого о том, что церковь «не должна служить времени». Архиепископ  Аверкий писал: «Церковь никогда не подчинится миру, никогда не пойдёт на компромисс с ним. Конечно, ведь Господь сказал Своим ученикам на Тайной Вечере: «вы не от мира сего». Если мы хотим остаться верными истинному христианству, мы должны держаться этих слов – подлинная Церковь Христова всегда была, есть и всегда будет странницей в этом мире. Отделённая от него, она способна передать Божественное учение Господа неповреждённым, потому что эта отделённость сохраняет её неизменной, т.е. подобной вечному и неизменному Богу».

Усиления сил света не произойдёт, если церковь и далее будет такими активными темпами «наполняться мирским». А то, что этот процесс имеет, как минимум, вековую историю, свидетельствует епископ Феофан Затворник: «Православное христианство теряет свою силу» (ср. Мф. 5;13). Иеромонах Дамаскин как бы продолжает эту мысль епископа: «Теряя опору в самом основании своей веры, которое состоит, если выразить это кратко, в принадлежности к иному миру, христианство, заражённое суетностью, лишает своих верующих живого контакта с благодатью Святого Духа. Поэтому христиане вынуждены искать замену этой благодати, возбуждая самовнушением «духовные переживания». Они ищут замену в этом мире, поскольку мир иной более им недоступен». Как говорится, есть, о чём задуматься каждому христианину. Очевидно, не стоит долго усердствовать и в поиске причин расцвета сектантства в православном мире: они лежат на поверхности, и не замечать их может только тот, кто не хочет их замечать.

Истинные адепты Предания спокойно и уверенно выводят человечество из мрака на Свет Божий вне зависимости от конъюнктурных соображений и вне зависимости от позиции церковной организации, ибо «Православие – по свидетельству архиепископа Аверкия – это не просто некоторый тип чисто земной организации, возглавляемой патриархами, епископами и священниками, которые выполняют некоторое служение в Церкви, которая официально называется «Православной». Православие – это мистическое Тело Христово, Глава Которого – Сам Христос (см. Еф. 1;22-23 и Кол. 1;18;24), и в состав его входят не только священники, но и все правильно верующие во Христа, вошедшие законным путём посредством святого Крещения в Церковь, Которую Он основал, как ныне живущие на земле, так и те, кто умер в вере и благочестии».


7.04.2000



Сергей БОРОДИН


Рецензии