Субъективные заметки о писательском деле

Я – большой любитель чтения. В детстве и юношестве читал запоем, часто не соблюдая элементарных правил защиты зрения. В результате надломил его, а в эру компьютеров с их мутными мониторами добил окончательно. Прочитать могу от силы пару параграфов. Потом буквы разбегаются перед глазами.

Я прочитал немало русских книг и много иностранных, в основном на английском. Естественно, у меня сложились определённые мнения  о некоторых писателях и писательстве. Не буду указывать конкретно, но начитанный читатель по содержанию очерка легко догадается о ком речь идёт.

Вот известный советский автор, настоящий и признанный писатель. Он написал много и красиво. Его русский язык – образец блестящего стиля, показывающий всю красоту и мощь русского языка. Он неоднократно выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил её. По-моему, совершенно заслуженно. Почему я так считаю?

Несколько раз и с самым добрым расположением я пробовал читать его. Начинал и с досадой откладывал. Да, пишет он отлично. Но что и о чём? Описания природы и цветов, запахи лугов, голубые дали… А где люди и их жизнь? Где их истинные переживания, страдания (увы) и радости? Писатель пережил гражданскую и две мировые войны. Это жуткие по своей трагичности события. Бабий вой стоял по деревням русским от получаемых с фронта похоронок. Но ничего этого я не увидел в его произведениях. Только цветочки и запахи. Он знавал многих выдающихся современников, встречался и дружил с ними. Но где портреты живых людей с описанием их неординарных натур? Вместо этого автор пишет, у кого чем пахло в коридоре или на веранде. Писатель был трижды официально женат. Должно быть, мужчина был страстный. Но где рассказы о любви и сильных чувствах к женщине? Не видно. По-моему, написанное им – это ханжеское жеманство, а не литература. Этот автор указывал, что жизненный опыт писателя – ценнейшая кладовая, из которой он черпает материал для своего творчества. Похоже, что сам он из своей кладовой ничего не вынул и ни с кем не поделился. Лишь поиграл красиво собранными словами, возможно, для собственного удовольствия.

Вот ещё наш писатель, всемирно признанный классик. Написал он не много, а очень много. Писал романы, повести, рассказы, сказки, философские эссе, публицистические очерки, пропитанные состраданием к родине и её народу.

Он считается крупнейшим философом человечества. Для такого Нобелевская премия – как школьная похвальная грамота для академика. Критики, а точней аналитики, особенно выделяют его большие романы, подробные описания современного ему общества. Но сам он считал свои крупные произведения многословной писаниной, досадуя, что читатели не обращают должного внимания на его произведения меньшего объёма, но с бОльшим посылом.

Посыл, идея или, как нынче модно выражаться, message, произведения – есть его суть, смысл того, зачем оно было создано. Иногда ради сути и идеи произведения можно отнестись с некоторым снисхождением к стилистическому изложению.

Например, один наш писатель изысканным стилем не отличается. А точней, отличается явной топорностью, если не авторским самодурством. Он изобретал собственные слова, вызывающие недоумение у читателей. И синтаксис его часто можно сравнить с российским бездорожьем. Ухабы и канавы… Тем не менее, считаю (а кто я такой?) этого автора настоящим писателем, хотя многие обвиняют его в антисоветизме, обзывают предателем и литературным конъюнктурщиком. На этом основании  они не желают признавать за ним статус писателя. Однако нельзя отвергать очевидного. Прожив большую и нелёгкую жизнь, писатель, как мог, описал её. Описал ужасы войны, невзгоды послевоенной жизни, лагерные тяготы, выпавшие на долю многих соотечественников, сделал глубокие экскурсы в историю страны. В любом случае это неравнодушный патриот. Чем он жил, про что думал – про то и написал, часто в пику властям предержащим. Кроме крупноформатных произведений есть у него маленькие, наблюдения над «мелочами жизни» и «незначительностями». Вот он пишет о том, как в деревне утром перекликаются петухи, как он нечаянно бросил в костёр брёвнышко с муравьями, которые стали спасться бегством, как пришлось спиливать вязовое бревно, уже вросшее в земле и желавшее снова жить в виде дерева…

Не только его романы, но и такие заметки – неотъемлемая часть писательского наследия любого автора. Они – те же кровь и плоть автора, так же неразрывно связанные друг с другом как «Анна Каренина» и «Филиппок» Льва Толстого.
 


Рецензии
Доброго дня, Сергей!
Удалось расшифровать пока двоих авторов: Паустовский и Солженицын.
Пришёл к выводу, что читать всё собрание одного известного автора – не лучший вариант. Талант даже по одному произведению распределяется существенно неравномерно.
При чтении собираю впечатлившие образы. Чтобы потом разобраться, как они были сконструированы.
Собираю мысли новые для себя, имеющие форму афоризма. Чтобы потом разобраться, как смысл и форма сжимают и усиливают друг друга.
Вот из Паустовского: «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости». Сформулирован критерий, позволяющий ответить на вопрос: почему неплохой пересказ интересного события — интересный рассказ может оказаться слабым художественным произведением?
Прочитал «Красное колесо» как откровение. Точка зрения, проясняющая круг причин и следствий. Но желания перечитывать не возникло, может ещё придёт.
К понятию классиков стал относится осторожно. Многое в школе проникло в голову на веру. Потом пришлось переосмысливать.

Кузнецов Сергей Григ   09.10.2025 13:52     Заявить о нарушении
Привожу цитату третьего писателя. Надеюсь, Вы его узнаете.
"Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь, опять всеобщее одурение, озверение людей.
Совершается что-то непонятное и невозможное по своей жестокости, лживости и глупости.
Русский царь, тот самый, который призывал все народы к миру, всенародно объявляет, что, несмотря на все заботы свои о сохранении дорогого его сердцу мира (заботы, выражавшиеся захватом чужих земель и усилением войск для защиты этих захваченных земель), он повелевает убивать.

И несчастный, запутанный молодой человек, признаваемый руководителем 130-миллионного народа, постоянно обманываемый и поставленный в необходимость противоречить самому себе, верит и благодарит и благословляет на убийство войско, которое он называет своим, для защиты земель, которые он еще с меньшим правом может называть своими.
Богачи жертвуют ничтожные доли своих безнравственно нажитых богатств на дело убийства или на устройство помощи в деле убийства, и бедняки, с которых правительство собирает ежегодно два миллиарда, считают нужным делать то же самое, отдавая правительству и свои гроши. Правительство возбуждает и поощряет толпы праздных гуляк, которые, расхаживая с портретом царя по улицам, поют, кричат «ура» и под видом патриотизма делают всякого рода бесчинства.
И одуренные молитвами, проповедями, воззваниями, процессиями, картинами, газетами, пушечное мясо, сотни тысяч людей однообразно одетые, с разнообразными орудиями убийства, оставляя родителей, жен, детей, с тоской на сердце, но с напущенным молодечеством, едут туда, где они, рискуя смертью, будут совершать самое ужасное дело: убийство людей, которых они не знают и которые им ничего дурного не сделали.
Остающиеся же дома радуются известиям об убийстве людей и, когда узнают, что убитых много, благодарят за это кого-то, кого они называют Богом.
И всё это не только признается проявлением высоких чувств, но люди, воздерживающиеся от таких проявлений, если они пытаются образумить людей, считаются изменниками, предателями и находятся в опасности быть обруганными и избитыми озверевшей толпой…"

Сергей Елисеев   10.10.2025 09:10   Заявить о нарушении
Бывал в Ясной Поляне, бродить там можно долго. Помню, можно было посидеть на лавочке писателя.
Сбило с толку:
Письмо Фету 1871 через два года после написания„Война и мир“: «многословнвая дребедень»
Ответ Токутоми Рока 1906:любит больше всего роман „Война и мир“.
По стилю конечно не различил бы, но написано мощно.
Текст оценил. Сам бы никогда не добрался до публицистики Толстого. Спасибо!

Кузнецов Сергей Григ   10.10.2025 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.