Попразднство Успения Пресвятой Богородицы
Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и Живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.
***
***
***
преуспела во всем, – подобало возъобладать также ныне и этим, как бы качеством, сущим над всеми иными, именно: стать бессмертной после смерти и единственной с телом пребывать на небе вместе с сыном и Богом
святитель Григорий Палама
Беседы (омилии)
Омилия XXXVII.
На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии
***
***
***
Она же говорила им: «Воля Сына Моего и Бога да будет на Мне. Ибо Сей Мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца Моего, и вознесу Его. Сын, плотию рожденный Мною, есть Создатель и Бог Своей Матери. Итак, если вы, будучи родителями смертных детей, не выносите краткой разлуки с ними, то как Я, стяжавшая Сыном Бога и без мужа, нетленно и девственно родившая Его, не паче вас буду побеждаема влечением сердца? Вы получаете друг от друга утешение в потере чад; Я же, удостоившаяся иметь Бога Христа и Сего единородным, как не отъиду с радостью к Нему, вечно живому и дающему всем жизнь?»
Итак, чтобы, умирая неожиданно, не была встревожена, по естественному свойству тела, и Сама Рождшая всеведущаго Бога, к Ней посылается от Христа ангел с такими словами. «Время Мне, – говорит Господь,– принять Тебя, Матерь Мою. Посему, как Ты, Благодатная, исполнила радости землю и земных, так обрадуй и небесных. Обрадуй жилище Отца Моего, утешь и души святых; ибо они, видя Твое торжественное, в сопутствии ангелов, переселение ко Мне, твердо убедятся, что и их часть будет жить в Моем свете. Прииди же с радованием: радуйся и ныне, как и прежде, поскольку во всем Ты имеешь достоинство имени «благодатная». Как было возвещено Тебе: «радуйся», когда Ты имела зачать Меня, так радуйся и теперь, когда Ты имеешь быть взята Мною. Не смущайся, оставляя тленный мир с его похотьми; Тебя не коснется его тление, поскольку Ты не оставишь сущих в мире без Своей помощи; но, как Я, не будучи от мира, милостивыми очами вижу сущих в мире и управляю ими, так и Твое предстательство не отнимется от мира до его скончания. Пусть не беспокоит Тебя непощадение плоти; Ты восходишь к более живой жизни, к несмущенному миру, к бесстрастным сладостям, к спокойнейшей вечности, к бессмертному наслаждению, к незаходимому свету, ко дню невечернему, ко Мне Самому, Создателю всего и Твоему, ибо где Я – там жизнь вечная, радость несравненная, жительство нетленное. Итак, где Я – там должна быть и Ты, неразлучная Матерь, в нераздельном свете; где Бог – там всякая радость, всякое веселие. Никто, увидевший славу Мою, не возжелает удалиться от нее; никто, вошедший в покой Мой, не станет искать миров, которые погибнут. Спроси у Петра, есть ли сравнение между миром и горою Фавором, когда он был там на короткое время зрителем славы Моей. Когда Ты жила в тленном мире, Я в видениях показывал Тебе силу Мою; когда Ты отойдешь от мира, Я покажу Тебе Себя лицом к лицу. Без скорби отдай земле принадлежащее ей. Вверь Мне Твое тело, ибо и Я предал Свое Божество Твоему чреву. Увидит славу Отца Моего Божественная душа Твоя, увидит славу Единородного Сына Его непорочное тело Твое, узрит величие Святейшаго Духа нескверный дух Твой. Не похвалится смерть о Тебе, ибо Ты носила Жизнь во чреве – оно было Моим сосудом; не сокрушит его сотрение смертного падения, не омрачит его тень тьмы. Прииди с готовностью к Рожденному Тобою. Я желаю по сыновнему долгу обрадовать Тебя, дать Тебе вознаграждение за гостеприимство в матернем чреве, уплату за питание млеком, воздаяние за воспитание. Стяжав Меня, Единородного Сына, сильнее возжелай, Матерь, вселиться со Мною. Я соделал Тебя Деву Материю, Я соделаю мир должником Твоим и еще более прославлю имя Твое, когда Ты преставишься. Я созижду Тебя стеною для мира, мостом для обуреваемых, ходатаицею для грешных и лествицею, могущею возводить человеков к небу. Иди с радостию; отверзи рай, который затворила сродница Твоя – Ева, вниди в радость Сына Твоего. Возляжь в Гефсиманском гробе; не оставлю Тебя надолго сирою в нем; скоро приду к Тебе (как только, по совершении должнаго, Ты будешь положена во гробе) не для того, чтобы быть зачатым от Тебя, как однажды обитавший в Тебе, но чтобы взять Тебя к Себе. Смело положи в месте Гефсимании тело Твое, как Я пред страданием по-человечески преклонил там колена Моего тела в молитве. Как Я тогда, после преклонения колен, вошел к животворящей и вольной крестной смерти Моей, так и Ты, после положения останков Твоих, тотчас будешь перенесена к жизни. Вот стекаются к Тебе и ученики Мои, духовные сыны света Моего, которыми честно и благоговейно Ты будешь погребена; ибо не прилично Тебе быть погребенной другими, а не апостолами Моими, в которых живет и Дух Святой, которые заменят и Мое лицо при честном погребении Твоем, Всенепорочная».
святитель Герман, патриарх Константинопольский
Слово на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Источник: Слово на святое и честное Успение Преславныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, . // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1899. Второе полугодие. - СПб.: Синодальная Типография, 1899. - С. 1299-1304.
***
***
***
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Проповеди
Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Она шла ко Кресту Своего единственного Сына, неся Свой крест задолго до Его Голгофских страданий. Она восходила на Свой крест постепенно, всю жизнь, и терния страданий жалили Ее чувства, ум и сердце ежедневно, пока обещанное, предреченное праведным старцем Симеоном Богоприимцем оружие не прошло саму Ее душу. И этот Ее крест вознес Пресвятую Матерь-Деву во славе на небо.
...
А мы, дорогие наши, за внешними событиями жизни Богоматери часто упускаем внутреннее содержание Ее жизни. Оно ведь все состоит из молчаливого, великого, переходящего в мученичество страдания, которое не могло найти утешения в откровении, сочувствии, понимании и сострадании людей. И такого же великого, беспрекословного предания Себя в волю Божию.
...
Она молчала, полагая Царя Вселенной в скотиих яслях и Сама не имеющая, где главу преклонить. Молча страдала Дева-Мать, когда «искали души» Ее Младенца и когда страх за жизнь Его обратил святое семейство в бегство из родной страны в Египет (Мф.2:13–14).
...
...Именно в момент Ее Успения благословенную в женах Богородицу Отец Небесный благословил как Дщерь, Сын Божий – как Мать и Дух Святой – как Невесту Неневестную всяким благословением...
...
Вдохновленные и умудренные ныне примером великой в Боге жизни Богоматери, будем, дорогие наши, просить Ее помощи во всем и на каждый час. И будем Заступницу Усердную просить не о том, чтобы отняла от нас очистительные животворящие страдания, но чтобы Она помогла нам нести их ради спасения души, не унывать в них и зреть великие духовные блага, сокрытые таинственно в недрах их.
***
***
***
митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Проповеди
Отдание праздника Успения
...В древности, в Ветхом Завете смерть не переживалась только как лишение временной жизни, как разлука души с телом: она переживалась как нечто очень страшное. Человечество, потерявшее свое единство с Богом, еще в какой-то степени с Ним общалось, пока человек был жив на земле: молитвой, верой, надеждой, сохранением заповедей. Но после смерти никто, никто не мог стать перед Богом и войти в вечность ликованием, в Божию вечность. И только со смертью, сошествием во ад Христа эта страшная смерть, эта окончательная разлука с Богом была побеждена раз и навсегда для всех.
И поэтому Успение Божией Матери, как церковные молитвы говорят о нем, это временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге...
(2 сентября 1990 г.)
***
***
***
праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
Слова и поучения на праздники Божией Матери
Слово в день Успения Пресвятой Богородицы
Воспою радуяся Тоя успение (Ирмос, песнь 1-я).
...на третий день после Ея смерти уже не найдено во гробе пречистого тела Ея; оно воскрешено и взято было на небо, где, вместе с душею стало наслаждаться блаженством небесным. За Божиею Материю видим апостолов и мучеников, которые встречают смерть с радостию, как величайшего друга, который в замен скоропреходящих благ настоящего мира, или в замен его бед и скорбей дарствует им вечные радости Царствия небесного. За ними видим всех святых, которые смотрели на смерть также с радостию, видя в ней конец земных трудов и начало небесной славы. Святая Церковь старается и в нас поселить такое же бесстрашие к смерти, увещавая нас прогонять страх ее постепенным искоренением в себе грехов...
...Доколе будет царствовать в нас грех, дотоле будет страшна для нас и смерть, потому что, точно, смерть грешников люта (Пс.;33:22). Грех есть причина смерти: оброцы греха, сказано, смерть (Рим.;6:23).
Будем же посильно побеждать в себе грех, как причину смерти. Побеждать его только сначала весьма трудно, а потом будет и легко и сладостно, так как по мере увеличения страданий, причиняемых борьбою со грехом, будет увеличиватъся и утешение Христово (2Кор.;1:5) в нас, и Господь, сказавший, что иго Его благо и бремя легко (Мф.;11:30), верно, сделает легкими и животворными и труды подвижников. При том, что достается трудом, то дороже ценится и тем мы больше наслаждаемся. Мы для трудов и созданы, а не для неги и бездействия. Да, небесная слава, конца не имеющая, без сомнения и сто;ит посильных трудов целой жизни. Это несравненное блаженство, это царство славы даром не дается. Царство небесное, сказано, нудится, т.е. силою приобретается, и нуждницы восхищают е (Мф.;11:12).
Не от того ли мы так ленивы побеждать в себе страсти и злые наклонности, что в нас слаба вера в жизнь будущего века? Но она также несомненна, как настоящая жизнь наша. Разве Тот, Кто дал нам начаток жизни здесь – на земле, не даст нам полной, совершенной жизни на небе?...
***
святитель Филарет Московский (Дроздов)
Слова и речи
242. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы
Как это возможно, что умерла чистейшая Херувимов и славнейшая Серафимов? Херувимы и Серафимы ниже Ея, и следственно в низшем степени должны быть блаженны: но они не знают смерти. Как умерла бывшая вместилищем воплощенного Сына Божия, и конечно не преставшая быть жилищем Божества? Нетленно приявшая огнь Божества должна ли была уступить силе земного тления? – Подлинно, можно полагать, что могла бы Пресвятая Дева, по выражению Апостольскому, не «совлещися, но пооблещися, да пожерто будет мертвенное животом» (2Кор.5:4) – не сложить с себя одежду земного тела посредством смерти, но мгновенным преображением облещись в тело прославленное. И почему же не так было?...
...
...Когда же, чрез воплощение в Ней Сына Божия, Сама Она соделалась вторым небом: с того времени нельзя уже и подумать, чтобы Ее привлекало что-либо земное...
...
Можете подумать, не слишком ли много требую, если по направлению жизни Пресвятыя Девы указываю направление для вашей жизни. Мариамь, по свидетельству небесному, есть «благодатная» и «благословенная в женах» (Лк.1:28): могут ли за Нею следовать люди обыкновенные, кольми паче обремененные грехами? Она, по созерцанию церковному, выше сравнения с Серафимами: как же далека наша низость от того, чтоб идти по Ея стопам?...
...Подражание не требует равенства, ни даже близости к равенству. Малый может подражать великому в том, что доступно. Не всякому, по желанию, доступно дивное и чудесное: истинное и доброе доступно всем, хотя впрочем каждому в своей мере и степени, по мере веры, по степени чистоты желания и ревности подвига. И мы не говорим вам: девствуйте все, как Пресвятая Дева; беседуйте с Ангелами; восходите выше Серафимов. Мы указываем вам доступное: возбуждаемые памятию Ея жизни и успения, смотрите за предел гроба; помышляйте на земли о небесном; во времени помните вечность. Это так свойственно христианам, что Апостол говорит о сем, не как о должном и требуемом, но как о существующем и обыкновенном: «о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе».
Многие из нас не охотно смотрят в небо и в вечность, частию потому, что на сем пути зрения встречается смерть и гроб, частию, потому, что их зрение слишком погружено в предметы земные.
...
Что подумали бы вы о сыне, который, живя вдали от отца, так занят делами и удовольствиями чужой страны, что не думает о возвращении к отцу, и не пользуется случаями наведаться о нем и о его доме? – Без сомнения, вы сказали бы: видно сей сын не любит отца. Что же посему должно подумать о человеке, который так занят земными заботами и удовольствиями, что не помышляет о своем возвращении к Отцу небесному и о Его доме, – о небе и вечности? – Необходимо сказать: видно, сей человек не любит Бога, или по крайней мере, более любит мир, нежели Бога...
«К Тебе возводим очи наши Живущему на небесах» (Пс.122:1): даруй нам «начаток духа», да, преминув и радости и печали земныя, к Тебе сладце «воздыхаем, всыновления чающе» (Рим.8:23), «в жилище наше небесное облещися желающе» (2Кор.5:2). «Отврати очи наши, еже не видети суеты: в пути Твоем живи нас» (Пс.118:37). Аминь.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.
***
«Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы»
Первое послание Петра 1:12
«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.»
Книга пророка Исаии 6:2
«Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте»
Псалтирь 44:10
«Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки»
Псалтирь 44:18
«Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра»
Псалтирь 45:6
«И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: «благословенна слава Господа от места своего!»»
Книга пророка Иезекииля 3:12
«И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные»
Бытие 28:17
Свидетельство о публикации №225090801011