Война в героическом веке

2. Героический век.

Народы древних цивилизаций перешли от охоты к земледелию.
Охотничьи навыки утрачены большинством населения.
Земледельцы не отходят далеко от своих домов и пашен.

Всё это привело к изменению техники войны. Теперь уже дрались толпа на толпу.
Щит как был каркасом, обтянутым кожей, так и остался, изменившись лишь в деталях.

Появились так же медные щиты, которые изготовляли методом печения блинов:

1.Выливаешь из тигля расплавленную медь на ровную поверхность.

2. Медь разливается лужей и застывает лепёшкой.

3. Хватаешь медную лепёшку кузнечными клещами и кладёшь на наковальню.

4. Пока медь не остыла, ударами молота придаёшь лепёшке выпуклую форму, наподобие тазика.

5. Приклёпываешь к полученному "тазику" две медные скобы. Одна будет служить рукоятью, в другую просунешь руку, чтобы щит был прикреплён к локтю.

Медь - материал пластичный, не упругий. Благодаря этому, если в такой щит воткнётся вражеское копьё, его легко можно вынуть из щита.

Кожаный щит так же легко отдаёт воткнувшиеся в него копья.

Благодаря этому война превращается в перекидывание копьями.
Копья летают от одной толпы к другой и обратно. Одно копьё используется много раз, до тех пор, пока не ударится остриём об камень и не погнёт медный наконечник, после чего будет нуждаться в ремонте, на который в бою нет времени.

Но даже если половина копей выйдет из строя, всё равно два противника успешно могут перекидываться одним копьём на двоих.

Кстати, выходят из строя не только копья, но и воины. Так, что копей должно хватить на всё сражение.

Если очень хочется чем-нибудь кинуть, а копья, как назло нет, тогда можно кинуть камнем. Камней в Греции, Италии, Малой Азии полно прямо под ногами. Так, что кидайся хоть до посинения.

Очень хорошо такой метод ведения сражений описан у Гомера в Иллиаде.

Войску ахейцев, как и войску троянцев не хватает дисциплины и организации, чтобы двинуться на врага единой стеной. А врезаться в толпу врагов с криком ура дураков нет. А если и были когда-то, то быстро закончились.

А вот швырнуть копьё, на это храбрости хватает.

Другие воины - лучники, осыпают врагов стрелами. Сами либо укрываются за щитом одного из своих товарищей, либо находят естественные укрытия - деревья, большие камни, могильные стелы.

Стрелы тоже используются по нескольку раз. Если у тебя стрелы кончились, отойди в тыл и собери вражеские, и снова в бой.

Если все стрелы потерялись, на этот случай у каждого лучника припасена праща.

Праща это лоскуток кожи, размером с ладошку, сшитый наподобие чашечки от бюстгальтера, к которому прикреплены два шнурка.

Такое оружие практически не имеет ни веса, ни объёма. Легко помещается на дне походной сумки, или за пазухой, или заткнутое за пояс. А боеприпасы к нему лежат прямо под ногами. Это камни. Надо только подобрать подходящие по размеру.

Камни тоже используются многократно. И сломаться не могут. Могут только потеряться.

Потому, Ахейцы могли воевать с Троянцами, хоть до наших дней, если бы не померли от старости.

Теперь о колесницах.

Колесница, в понимании тех времён была не оружием, а сугубо транспортным средством.

Дело в том, что древние люди тоже ценили свою жизнь, и помирать не хотели. Потому, все, кому это было по карману, старались защитить свои тела доспехами. Доспехи делали из меди. Доспехи получались тяжёлыми. Потому воину, облачённому в доспехи было трудно угнаться за своими соратниками, идущими налегке.

Вообразите себе картину: допустим войско выступило в поход. Впереди налегке идут клевриты. А царь обливаясь потом и пыхтя под тяжестью своих доспехов, еле живой плетётся в хвосте колонны и хрипит их последних сил: "Стойте сволочи, меня подождите!"

Смешно?

А если надо отступать, и как можно быстрее, тогда как быть воину в доспехах?

Вот почему к доспехам полагалась колесница и пара резвых коней.

В колеснице тяжело вооружённый воин становился даже быстрее и подвижнее своих пеших соратников.

Таких воинов было немного - царь и его родственники. В общем, Знать.

Благодаря колеснице можно было выехать на разведку, далеко обогнав своё войско. А главное, встретив противника, быстро удрать от него и предупредить своих о приближении врагов.

С высоты колесницы можно было стоя в тылу наблюдать за ходом сражения. Если бы не колесница, стоя на земле, царь мог бы видеть только затылки своих воинов. А ведь руководству важно знать, что происходит на передовой.

Воины на колесницах, будучи лучшей частью войска, могли быстро прибыть на тот участок поля боя, где нужно подкрепление.

Сражались в основном - в пешем строю, метая в противника копья и камни.

До рукопашной доходило редко. Обычно один на один и по обоюдному желанию. Если кто-то из двоих ратоборцев передумывал биться на мечах, он мог попятиться и отступить к своим, где противник не рискнёт его преследовать.

Бились в пешем строю, оставляя колесницу в тылу, под присмотром возницы. Ибо берегли коней. Если потеряешь коней, как будешь двигаться в тяжёлых доспехах на марше? А в случае поражения, как удирать будешь?

Вот почему сражались в пешем строю.

Во всей Илиаде описан только один случай нападения на колеснице. Это Эней и Пандар пытались убить Диомеда.

План был такой: Эней правит конями, а Пандар, на всём скаку, бросит в Диомеда копьё.

Исход этой операции был таков: В Диомеда Пандар не попал. Зато Диомед метким броском убил Пандара.

Отсюда вывод: бросок копья с колесницы ничуть не прибавляет шансов на победу, потому незачем рисковать конями. За коней поди деньги плачены.

О втором способе конного боя мы знаем из наставлений Нестора. Он учил, что при встрече с врагом на колеснице, копьё следует не метать, а выставить ему навстречу. Что-то типа рыцарской сшибки, только не верхом, а на колеснице.

Но применялся этот приём тоже достаточно редко, ибо во всём длительном описании батальных сцен ни разу не был применён.


Рецензии