К перспективам подготовки высококвалифицированных

К ПЕРСПЕКТИВАМ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ  В ОБЛАСТИ РАЗВЕДОЧНОЙ ГЕОФИЗИКИ 

 Многочисленные и многолетние  исследования  в области образования  позволили установить, что решающим источником экономического роста любой страны становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования [ 1, 3].
Страна, не обладающая эффективной системой образования, т.е. способной подготовить кадры высшей квалификации, неизбежно отстанет  в  технике  и технологии.  Поэтому центр тяжести в политическом, военном и экономическом противостоянии мировых  держав, развитых и развивающихся стран с каждым годом все сильнее смещается  в  сферу  высшего (и, прежде всего, технического)   образования.
Замечено, что некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные решения, - одна из главных причин наших серьезных провалов и неудач.   Не   секрет, что плохо подготовленный специалист всегда таил и таит в себе  большую угрозу: врач-недоучка – здоровью людей, плохой педагог – будущему наших детей,   неважный инженер и руководитель своими неумелыми действиями может привести  к национальным трагедиям ( Бхопал, Чернобыль, Башкирия,  московский аквапарк и многие другие случаи), неграмотный геолог -  миллионам попусту потраченных денег и  так и не найденным   месторождениям полезным ископаемым.
Цель высшей технической школы  ХХ1 века – это, прежде всего,  подготовка  высококвалифицированных специалистов. Современный специальный труд – труд очень сложный и требует для своего выполнения (в большинстве случаев) чрезвычайно высокой квалификации, которая выражается в приобретении обучаемыми за всю свою трудовую жизнь весьма тонких умений и навыков, в сочетании с богатым опытом, и творческих способностей и талантов. Существует только один стандарт качества образования – высший мировой стандарт.
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить, прежде всего,  противоречие между учебной деятельностью  и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности   (познавательный)   в  другую (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей,  действий, поступков, средств, предметов и   конечных результатов
Проведенные  в  нашей   стране  существенные   структурные изменения  на верхних этажах обучения (высшая школа) требуют  быстрейшего освоения  всех премудростей  изучаемых специальностей и,  по возможности, в самые короткие сроки…
Быстрое  прохождение  обучающей дистанции возможно  в  случае применения  на практике  оптимальных  по затратам  времени  и  эффективных     по качеству усвоения  - методов, способов, приемов и средств  обучения.
 Один из главных недостатков  в подготовке большинства выпускников технических и  инженерных профессий, а к ним в своем большинстве относятся  и геологические специальности,  это:
а) неумение  обучаемых самостоятельно ставить новые задачи;
б) неумение решать задачи поиска новых  технологических решений самого высокого уровня и т.д.
 
Процесс формирования геологических кадров (в первую очередь геофизиков и геохимиков) должен быть подчинен развитию у студентов навыков самостоятельного   творческого подхода к делу, системного анализа технико-экономических  проблем, умения во всем находить эффективные решения. 
Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности – это современная проблема повышения эффективности обучения.
При этом резко не отрицается многовековой опыт обучения,  накопленный за долгие годы преподавания  разных наук,  а лишь ставится ряд  новых, дополнительных задач, таких как:
• научить    студентов  учиться самостоятельно;
• сделать будущих специалистов творческими личностями, способными к решению задач различной сложности;
• прививать обучаемым надежные навыки и умения в познавательной деятельности, и,    прежде всего, работать самостоятельно;
• осуществлять постоянно комплекс  мероприятий, связанных с рациональным отбором учебной информации, соответствующей современному состоянию науки, техники, производства, культуры и перспективам их развития;
• совершенствование научной организации учебного процесса, заключающейся в глубокой продуманности и научного обоснования каждого предпринимаемого шага с точки зрения законов педагогики, социологии, психологии, теории информации, кибернетики и др. наук.

Главная  специфика обучения  в современном  техническом вузе (большинство геологических специальностей к таковым как раз и относятся) - осмысление получаемой учебной информации, переработка ее в сознании,  осуществляемые анализы-выводы, установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной) и нахождение ответов на вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…[2]
Задача обучения  состоит в том, чтобы закрепить необходимую информацию в памяти человека, обеспечить ее сохранение на достаточно длительный период для оперативного пользования. Главное в работе любого педагога помочь студенту достигнуть своего максимума. С воспитательной точки необходимо приучить каждого человека к планомерной работе.
Современное общество в своем развитии очень нуждается в творческих личностях, особенно  это проявляется сейчас, когда круг любых задач  во многих сферах, включая  и  геологические профессии, неизмеримо возрос.  Системный подход к подготовке специалистов может быть обеспечен только тогда, если весь процесс обучения будет увязан  с будущей деятельностью студента. Так, в частности Э.Эрроу пришел к концепции «обучения во время работы», т.е.любые приемы и методы   наиболее эффективно осваиваются посредством постепенного и постоянного обучения на  рабочем месте.
Замечено также, что в практической деятельности, как правило, специалисты не запасают знания «впрок,  а делают это по мере необходимости.
Как правило, студент  (да и не только он)  не в состоянии освоить всю лавину учебного материала, так чтобы он в его руках стал инструментом разумной и плодотворной деятельности.
 Отбор учебного материала должен вестись по известному принципу: «брать с собой в дорогу» не то, что может пригодиться, а только то, без чего нельзя будет обойтись. Но уж с тем, что «взято в дорогу» необходимо уметь пользоваться.
Образование нельзя более рассматривать просто как процесс обучения – теперь  это также процесс воспитания характера, формирования личности
Важным условием продуктивной работы студентов является вооружение их существенными знаниями в области научной организации умственного труда. Без помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья.   Педагогическая практика убеждает, что знания, добытые собственными усилиями, во много раз прочнее, чем знания, поданные в готовом виде, а умение самостоятельно получать новые факты способствует формированию творческого мышления. Выпускаемые вузом специалисты  должны стремиться стать «искусными организаторами», которые согласно А.К. Гастеву (выдающийся специалист по НОТ) это те:, «кто может развернуть ДЕЛО в сжатых положениях; в ограниченном куске времени; на очень ограниченном, небольшом пространстве; с небольшим количеством инструментов; с ограниченным материалом…».
Рациональная система преподавания непременно должна ставить студента в условия, способствующей активизации его познавательной деятельности. 
Необходимые  меры  и действия  при  подготовки  специалистов по  геофизическим и  геохимическим   методам( как наиболее прогрессивным элементам  в   геологоразведочной службе)  в республике сводятся  к:
• созданию единого информационного пространства  ( ВУЗ- НИИ – научно-производственные центры). Прохождение   дистанции  от разработки до внедрения занимает очень много времени лет 10-15, следует  сократить этот период до  3-лет…
• квалификационные  работы ( особенно  студентов – магистратуры)  должны  быть   не  элементарного  учебного характера,  а представлять  перспективные  научно-производственные  разработки,  и  их отдельные  элементы  или  фрагменты;
• возможности корректировки  учебного процесса  ( с ведением дисциплин для углубленного  усвоения);
• возможности  дополнительного повышения  квалификационного уровня специалистов
• к обеспечению учебного  процесса   современными измерительными   и обрабатывающими комплексами.

На кафедре « Геофизических методов  поисков и разведки МПИ» ТашГТУ
налажена   тесная связь   с  научно-производственной  сферой:
• созданы   4 филиала кафедры на производстве  (  институт  «Сейсмологии». Институты  ГИДРОИНГЕО,  ИГиГ  АН Р Уз,  НПЦ  «Урангеология»…,
где студенты  специальности ( бакалавры  и магистры  )  знакомятся  с действующими  в  Р Уз    аппаратурными комплексами, работой на ней,
выполняют  задания  производственного характера:
• в качестве  наставников   выступают  опытные   работники производства( отделов, лабораторий, партий ) хорошо знающие   технику  и технологии выполнения конкретных заданий
•   измерительные операции, проведение экспериментов их обработка производятся  на сложном оборудовании   этих предприятий и организаций   

Негативные процессы, мешающие  подготовки специалистов самого  высокого уровня:
• слабая общая   и  физико-математическая подготовка  студентов, мешающая эффективному освоению профессии, порою недостаточная  мотивация  к профессиональному обучению;
• несоответствие   между числом  выпускаемых бакалавров   и принимаемых в магистратуру;
• отсутствие   современной   аппаратуры  и приборов  для  эффективного  обучения  ( обучение производится  главным образом, на физически изношенных и морально устаревших типах приборов);
• малое число   ПК  для эффективного обучения  и обработки имеющейся информации;
• отсутствие    у кафедры достаточного числа  рабочих и  стажерных мест   на базовых объектах  производственных ( квалификационная, предвыпускная, научно-исследовательские) практик:
• отсутствие   должного количества  геофизической аппаратуры            ( приборов)  для  эффективного проведения  учебной геофизической практики и выполнения экспериментальных лабораторных работ;
• отсутствие  учебного  полигона для проведения учебной геофизической практики   в  условиях,  приближенным  к    производственно-полевым)
• отсутствие   должной связи   с ведущими   образовательными учреждениями   дальнего и ближнего Зарубежья (обмен учебно-методическими изданиями, совместного участи в конференциях, школах по обмену опытом, приглашение ведущих специалистов для чтения  лекций по специальным тематикам)  ;
• отсутствие современных    ТСО ( видеопроекторы, ноутбуки и пр.)   и ВТ, как средств  достаточно   эффективного   обучения.

Задача  каждого  преподавателя  современной высшей школы  провести своих подопечных  к вершинам знаний по самому  быстрому и короткому, а, следовательно,  и более оптимальному пути. При этом следует сочетать     формы  группового (массового) обучения   с методами  индивидуальной работы, к  коей следует отнести  и рационально организуемую самостоятельную работу (СРС), а также    использовать  на всех этапах обучения  и при любых формах  научения  весь арсенал  имеющихся  современных технических и материальных средств.
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь,  день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов.
 Отсюда важнейшей целью образования (наряду с приобретением знаний) становится проблема « научить учиться», т.е. формирование у индивида  умения анализировать состояние своих знаний, распознавать их соответствие объективно складывающимся условиям жизни и, отталкиваясь от них постоянно, и систематически пополнять свои знания.
Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого, одновременно является одним из путей подготовки человека к жизни, к труду, в условиях постоянно и быстро развивающихся научных знаний, обновляющейся  техники, развития духовной культуры, совершенствования искусства, литературы.
Все  эти действия  и материальное обеспечение   учебного процесса требуют огромных  экономических затрат, но государство   должно на это  пойти. Ибо по образному выражению акад. Б.Е.Патона  « …образование стоит дорого, но еще дороже стране обходится невежество, … что недопустимо со всех точек  зрения.
Литература

1. Антонец А.Г. Некоторые аспекты  современного  инженерного обучения в ХХ1 веке.. В сб. Актуальные вопросы в области технических и социально-экономических наук. Республиканский межвузовский сборник. – Ташкент: mkmи, 2004  .


 2. Магомедов Р.Ф. Проблемы повышения эффективности обучения в вузе. Современная высшая школа № 3/15. Варшава . 1976.

3. Марквардт К.Г. Проблемы научной организации учебного процесса в вузах и пути ее решения. Сб. Новое в теории и практике обучения.- М.: “Знание”, 1979.

 


Рецензии