практическая работа по лексике для 5 класса

                Практическая работа по лексике для 5 класса
I вариант.
Задание 1.
Укажите слова с переносным значением:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

Задание 2.
Выделите в синонимических рядах слово с самым широким лексическим значением и составьте с остальными синонимами словосочетания, показав оттенки их значений: популярный, знаменитый, знатный, признанный, прославленный.
Расположите синонимы в порядке возрастания признака: исполинский, громадный, гигантский, огромный, большой.

Задание 3.
Составьте предложения с данными словосочетаниями и запишите их. Подчеркните омонимы.
Солнечный свет, путешествие вокруг света; парк культуры и отдыха, трамвайный парк; глава семьи, глава повести; заставить отвечать, заставить комнату мебелью; печь пироги, доменная печь.

Задание 4.
Подберите к данным словам синонимы и антонимы: большой, весёлый, храбрый, весело, горячий, скука, быстрый, мешать.


Задание 5 (дополнительное).
Составьте художественный текст, использовав в нём все известные вам свойства лексических значений слов (многозначность, перенос значений, синонимы, антонимы).

II вариант.
Задание 1.
Укажите слова с переносным значением:

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой… (о лесе зимнем)

Задание 2.
Выделите в синонимических рядах слово с самым широким значением, а с остальными синонимами составьте словосочетания, показав оттенки их лексических значений: возрождать, возобновлять, восстанавливать, реставрировать, реконструировать.
Расположите синонимы в порядке возрастания признака: бесстрашный, смелый, неустрашимый, храбрый, отважный.

Задание 3.
Составьте с данными омонимами предложения так, чтобы они были употреблены дважды каждый в разных значениях: край, брак, балка, наряд.

Задание 4.
Подберите к данным словам антонимы. С пятью из них составьте предложения: холод, ночь, смелый, молодой, высокий, твёрдый, радость, приобретать, забывать, громко, вблизи, спокойный, белый, здоровье, дружба, добро, мир, верх.
Задание 5 (дополнительное).
Составьте художественный текст, использовав в нём все известные вам свойства лексического значения слова (многозначность, перенос значения, синонимы, антонимы).

III вариант.
Задание 1.
Укажите слова с переносным значением:

Солнце зимнее ли мещет (мечет – устаревшее произношение)
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. (о зимнем лесе)

Задание 2.
Выделите в синонимическом ряду слово с самым широким лексическим значением, а с остальными синонимами составьте словосочетания, показав оттенки их значений: свойство, особенность, качество, черта.
Расположите синонимы в порядке возрастания признака: трепетать, трусить, робеть, страшиться, бояться, дрожать.

Задание 3.
Найдите омонимы и объясните их значения. Запишите их так, как они оформляются в толковом словаре.
1. Дверь открыли ключом. Вода бьёт ключом.
2. Девушка с длинной косой пела народные песни. Трава была скошена косой.
3. Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки сверкали на тёмно-синем своде. Месяца четыре всё шло как нельзя лучше.


Задание 4.
Подберите к данным словам синонимы и антонимы: большой, весёлый, храбрый, весело, горячий, скука, быстрый, мешать.

Задание 5 (дополнительное).
Составьте художественный текст, использовав в нём все известные вам свойства лексического значения слова (многозначность, перенос значения, синонимы, антонимы).

IV вариант.
Задание 1.
Укажите слова, употреблённые в переносном значении:
В декабре погода по большей части суровая, серая. Рассветает медленно, город с утра тонет в сизом, морозном тумане, а деревья одеты густым инеем сиреневого цвета; солнце целый день не видно, и только вечером замечаешь след его, потому что долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря в тяжёлой мгле на западе… Да, это настоящая зима!

Задание 2.
Выделите в синонимическом ряду слово с самым широким лексическим значением, а с остальными синонимами составьте словосочетания, показав оттенки их значений: бесстрашие, смелость, храбрость, удаль.
Расположите синонимы в порядке возрастания признака:
Печалиться, грустить, унывать.
Жаждать, хотеть, желать.

Задание 3.
Составьте с данными омонимами предложения так, чтобы они были употреблены дважды каждый в разных значениях: край, клуб, балка, наряд.



Задание 4.
Подберите к данным словам антонимы. С пятью из них составьте предложения.
Холод, ночь, смелый, молодой, высокий, твёрдый, радость, приобретать, забывать, громко, вблизи, спокойно, белый, здоровье, дружба, добро, мир, верх.

Задание 5 (дополнительное).
Составьте художественный текст, использовав в нём все известные вам свойства лексического значения слова (многозначность, перенос значения, синонимы, омонимы).

V вариант.
Задание 1. Укажите слова, употреблённые в переносном значении:
Когда на деревья ложилась тень, они делались вдруг какими-то сиротливыми. Снизу, из долин, к голым их ногам, поднимался туман, и было такое ощущение, что берёзкам холодно.

Задание 2. Выделите в синонимическом ряду слово с самым широким лексическим значением, а с остальными синонимами составьте словосочетания, показав оттенки их значений: светиться, блестеть, сиять, сверкать, искриться, блистать.
Расположите синонимы в порядке возрастания признака: безмерно, бесконечно, безгранично, беспредельно.

Задание 3. Составьте предложения с данными словосочетаниями и запишите их. Подчеркните омонимы. Один из них запишите так, как он оформляется в толковом словаре: солнечный свет, путешествие вокруг света; парк культуры и отдыха, трамвайный парк; глава семьи, глава повести; заставить отвечать, заставить комнату мебелью; печь пироги, доменная печь.

Задание 4. Подберите к данным словам синонимы и антонимы: большой, весёлый, храбрый, весело, горячий, скука, быстрый, мешать.

Задание 5 (дополнительное).
Составьте художественный текст, использовав в нём все известные вам свойства лексического значения слова (многозначность, перенос значения, синонимы, антонимы).


Рецензии