Мир бездонный
А в её топе – раковины, с эпохи неолита и до поры едва ли не лучшее сырьё для бус. В кулонах, колье, венцах, поясах и браслетах с гроздьями ракушек и низами блёсток из перламутра ходили даже те, кто жил за многие сотни вёрст от обоих морей! На смуглом, а то и чёрном теле всё это так сияло в лучах солнца...
А так как в то время бусы – амулет, то и раковин на них извели целые горы. И все знали, что из моря они и ярче, и вычурнее, и куда твёрже, чем из реки. За утратой к ним доступа в дело всё же шла и раковина из Нила – в её оливково-бурой скорлупе было скрыто всё то же "лунное сияние".
А уж в эпоху фараонов мода на раковины не угасала ни на миг. И во все дни будет бурно процветать их имитация из кости, фаянса, драгоценных камней, золота, серебра и электрума. В музеях Глазго, Манчестера, Израиля, США, в Британском музее можно увидеть створки устриц с клеймом в виде царского картуша.
Невероятно, но это – боевые медали! Те из них, что не были муляжами из золота, с лицевой стороны жёстко очищены до глубины перламутрового слоя. У особо рачительных особ не лежали без дела и крупные, слишком уж увесистые для шеи двустворки.
По сути, это ведь готовые шкатулки, палетки и курильницы, а ещё – кастаньеты. Ритуал в честь богини Хатхор шёл под их задорное щёлканье, что вторило звону систров и менатов. Но не было же завета делать эти хлопушки лишь из раковин – это лишь частный случай. А вот каури – это фетиш эротики в законе.
В упоении сладкой волей египетские дамы украшали себя ими во имя владычицы винного и любовного хмеля – всё той же Хатхор. В южном городе Коптос колосс бога Мина, владыки жизни и урожая не без умысла был словно бы "опечатан" резными клеймами в виде раковин.
Он же – "ангел" всех караванов, чей путь лежал от Коптоса к лагунам и рифам Красного моря, где были самые дивные раковины. В гробницах и руинах Юга нашли и "башенки" тритонов (Cymatium aquatile), и биконусы колумбеллид (Columbellidae), и рифлёные гребешки вроде Pecten erythraeensis.
Там были и витые "веретёнца" улиток нассарид (Nassariidae), и крапчатые колпачки ядовитых конусов (Conidae). А ещё круглые ребристые домики лунок (Neritidae) и узорные пирамидки трохусов (Trochidae), те же каури (Cypraeidae) всех калибров и усаженные иглами мурексы (Murex forskoehlii).
И был бы грех забыть об алых, в белой "зерни" ракушках фараона – Clanculus pharaonius. Но длина этого свода видов кружит голову. А их полный спектр был дан по итогу работ в некрополе Мостагеддо эпохи IV – VI-й династий. На севере страны такие клады не менее богаты – ведь он близок к акваториям сразу двух морей.
В точке, где был древний форт, что стоял на страже рудников Синая, в Рас-Будран была не только масса раковин, но и кусочки кораллов, иглы морских ежей, кости морских рыб и сепии каракатиц. К.А. Бард сообщает, что панцири ежей и веточки кораллов вида красный органчик (Tubipora musica) клали в могилы эпохи Накада.
У них был свой нуминозный статус. Тех же морских ежей клали на алтарь в храме близ копей в долине Тимна, а это было уже в эпоху Рамессидов. На стелах Синая в отчётах о добыче ещё один желанный сувенир – морская звезда. По её образу был выдуман иероглиф в виде пентаграммы.
В виде звезды, по древнейшему учению, будет сиять душа умершего. Она эмблема Дуата, обители богов и духов. А на море в то время смотрели как на отражение неба. В изыске парюры царевны Хнумит с подвесками в виде ракушек и звёзд скрыта не одна лишь тяга к экзотике.
На памятниках Египта охота и рыбалка – вечный сюжет с двойным дном по сути, но всё это бывает на Ниле, а не на море. Не было ли своего рода табу на охоту в солёной воде ради еды? Не случайно, быть может, те же раковины нарекли "инер эн эр" (или "инер эн сапет му") – "камень с пляжа".
Будто за ними не ныряли, а лишь искали у берега на песке. А если что-то брали у аборигенов Африканского рога, то не особо думали о том, как те всё это добывают. О самой первой экспедиции в Пунт (не то Эритрея, не то Сомали) до сих пор знают лишь из хроник времён фараона Сахура (V-я династия).
И тогда, и в дальнейшем главной целью мореходов были саженцы и смола мирры. А всё другое – "на сладкое". В эпоху империи оду в камне затерянному миру богов, Та-неджер, велела выбить на южной стене с своего храма в Дейр эль-Бахри царица Хатшепсут. Её посольство собрало там щедрую жатву.
В двух регистрах этого резного репортажа полоса воды под кораблями, что идут и уже прибыли в Пунт, бурлит жизнью. С точностью до вида и без споров её не описать. У всех фигур, идущих друг за другом, как в линейном зодиаке, едва ли не один размер. И у всех до одной имидж "золотой рыбки".
К верной мысли ведёт лишь абрис – своего рода трафаретный образ, но в нём мало нюансов, где-то он источен эрозией, а где-то силуэт сам по себе сбивает с толку и как бы зовёт к бою экспертов. Не очень это тонкая работа, но в круг фауны на рельефах храма было включено до пяти групп.
Так, из морских зверей там будто бы есть дельфины, из рептилий – черепахи, из моллюсков – кальмары, а из ракообразных – лангусты. А уж рыб там не менее 30 видов! В их числе рыба-меч (Xiphias gladius), рыба-игла (Tylosurus choram), рыба-носорог (Naso unicornis).
Там много рыб-хирургов (в том числе и авантажная зебрасома Дежардена: Zebrasoma desjardinii) и губанов (в том числе и неземной красоты рыба-попугай и рыба-наполеон), не обошлось без вариолы (Variola louti), люцианов, элопса, летрин, морских лещей и каменных окуней.
А с ними видны и спинороги (в их числе ярый "авангардист" ринекант Пикассо: Rhinecanthus assasi), рыбы-скорпионы, -солдаты, - ангелы, -нетопыри, иглобрюхи, как минимум одна камбала, морские жалящие сомы и грозные скаты. И до сего дня все они играют в лабиринте кораллов у берегов Египта.
Но как их видели слуги фараона? Через рябь экрана вод или всё же на берегу в виде улова? В ряду рыб моря на стене как будто бы видны и речные. Но во многих случаях с этим можно было бы и поспорить, а даже если и так, то такие рыбы, как кефаль, проходные.
К тиляпии это не относится, но коль скоро все рыбы храма "одеты" в красное и жёлтое, то, быть может, те из них, что как-то схожи с цихлидами, на самом деле рыбы-ангелы? У водной эклектики, если её признать, могла быть одна цель – как-то показать, что в Пунт тоже есть реки и озёра.
По узкому носу одной уж точно черепахи ясно видно, что это не кто иной, как нильский трионикс (Trionyx triunguis), а не каретта (Eretmochelys imbricata), как можно было бы ожидать. Но трионикс не так-то и прост: он живёт не в одном лишь Ниле, и в той же Турции то и дело уходит в море.
С другой стороны, ни в Красном море, ни в Индийском океане его нет, во всяком случае, в наш век. Из панциря морской черепахи можно было делать кучу стильных вещей, и в Египте не упускали этого случая, но вот варили ли из неё хоть раз суп – мы не знаем, тем более что её ловили куда реже, чем того же трионикса.
И уж совсем редко в лавку ювелира везли "слёзы сирен" – жемчуг. А ведь его было много и в Ниле. В азиатских кладах (Сирия, Двуречье и т.д) до поры он тоже крайне редок при обилии украшений из перламутра – до железного века ни следа активного промысла!
И всё же колье царицы-амазонки Яххотеп, унизанное крохотными лунами не вполне зрелого жемчуга, древнее шикарной реликвии из Суз IV века до н.э. – трёхрядных низ, ныне хранящихся в Лувре. На убор царицы едва ли пошёл нильский жемчуг из унио (род мидий), иридин и сирен.
У них и перламутр-то низкого сорта, а жемчуг время не сбережёт даже в саркофаге. В цене был именно морской жемчуг – из гребешков, тридакн и устриц двух видов – Pinctada margaritifera и Pinctada imbricate. Не исключено, что жар жемчужной лихорадки охватил Египет лишь после ига персов.
В массе своей уборы с ним в египетских залах музеев – это наследие римской и византийской эпох. Но тут надо учесть, что все древние некрополи грабили веками, а жемчуг, так же как и ажурные скелеты морских звёзд, так хрупок, что в жерновах веков быстро рассыпается в лунный прах.
Чего он не может – так это вмиг растаять, как летний град, в уксусе. Так что легендарный коктейль царицы Клеопатры – не более чем анекдот. Лукан (I-м век н.э.) описал наряд Клеопатры из тонкой, но при этом плотной вуали – в ней царица была как будто в мантии из морского создания "венерин пояс".
Не был ли это морской шёлк из нитей благородной пинны (Pinna nobilis), дающей иной раз и жемчужины? Но виссоном назвали также и "тканый воздух" из египетского льна. Твёрдо же о добыче "розового золота" – биссуса в Египте, да и Тунисе известно не ранее чем с XI-го века н.э.
И ещё те виды, что "плывут" в камне Дейр эль-Бахри: каменные окуни, луцианы, летрины, морские караси, губаны, рыбы-попугаи и рыбы-хирурги. В то время кодекс чести раз и навсегда запретил жрецам Египта вкушать рыбу – хоть нильскую, хоть морскую. С их точки зрения это был удел черни.
На снимке - совмещение "портрета" рыбы-наполеона (Cheilinus undulatus) на рельефе из храма в Дейр-эль-Бахри (14-я фигура в нижнем регистре южной стены) и её фотографии в море.
Источники:
Фарид М., Фекри М., Эль-Махади Э., Эз-Элдин Х. Историко-биологическое исследование морских существ, изображенных в храме Эль-Дейр-эль-Бахари./Historical and biological study of the marine creatures depicted at El Deir el-Bahari temple. M Farid, M Fekri, E EL-Mahady, H Ezz-eldin ;;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;-;;;;; ;;;;; ;;;;;;; 8 (1), 149-175
Данелиус Ева, Стейниц Хайнц. Рыбы и другие водные животные на рельефах в честь экспедиции в Пунт в храме Дейр-эль-Бахри./Danelius Eva, Steinitz Heinz. The Fishes and Other Aquatic Animals on the Punt-Reliefs at Deir el-Ba;ri. The Journal of Egyptian Archaeology, Vol. 53 (Dec., 1967), pp. 15-24 (10 pages)
Лорд Эмили, Мауракис Юджин Г. Сравнение этюдов водной жизни на иллюстрациях и гипсовых слепках с рельефов в честь экспедиции в Пунт из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари./Lord Emily, Maurakis Eugene G. Comparison of Aquatic Life Depicted in Illustrations and Plaster Casts of the Punt Relief from the Temple of Hatshepsut at Deir El-Bahari. Virginia Journal of Science. Volume 56 Number 4. Winter 2005
Мамфорд Грегори. Рас Будран – форт Древнего царства для торговли раковинами и другой экзотикой с Красного моря/Gregory Mumford. Ras Budran and the Old Kingdom trade in Red Sea shells and other exotica. British Museum Studies in Ancient Egypt and Sudan 18 (2012): 107–45
Кинк Хильда Августовна. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. Изд-во «Наука», 1976 г.
Лебедев М.А. Слуги фараона вдали от Нила: развитие контактов древнеегипетской цивилизации с окружающими областями в эпоху Древнего и Среднего царств — СП б.: Нестор-История, 2015.
Орехов Р.А. Мир строителей пирамид: эпоха Древнего царства. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2014; Контраст, 2014
Ertan Taskavak, S. Can Akcinar. Marine records of the Nile soft-shelled turtle, Trionyx triunguis from Turkey. Published online by Cambridge University Press: 03 March 2009
Сидпура Танеаш. Мухи, львы и раковины устриц: исследование военных наград в Древнем Египте от додинастического периода до Нового царства (4000–1069 гг. до н. э.)/Sidpura Taneash. Flies, Lions and Oyster Shells: Investigating Military Rewards in Ancient Egypt from the Predynastic Period to the New Kingdom (4000-1069 BCE). A thesis submitted to the University of Manchester for the degree of Doctor of Philosophy in the Faculty of Biology, Medicine and Health 2022. School of Medical Sciences: Centre for the History of Science, Technology and Medicine.
Харелл А.Дж. Статья «Самоцветы» в научном журнале «Энциклопедия египтологии» (проект Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе). Главный редактор – Уилки Уэндриш. Harrell, James A., 2012, Gemstones. In Willeke Wendrich (ed.), UCLA Encyclopedia of Egyptology, Los Angeles. 8804 Version 1, November 2012 digital2.library.ucla.edu/viewItem.d...
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)
Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.
Кунц Георг Фредерик, Стивенсон Чарльз Хью. Книга жемчуга: его история, искусство, изучение, добыча./Kunz George Frederick, Stevenson Charles Hugh. Courier Corporation, 19 февр. 2013 г. The Book of the Pearl: Its History, Art, Science and Industry
Дирлэм Дона, Мисиоровски Элиза, Томас Салли. Мода на жемчуг: сквозь века. Dirlam Dona M., Misiorowski Elise B., Thomas Sally A. Pearl fashion through the ages. Gemological Institute of America, 1985
Мадер Фелицитас. Maeder Felicitas. Sea-silk – The rediscovery of the ancient textile material raises new questions. Морской шелк. Повторное открытие древнего текстильного материала вызывает новые вопросы./ Project Sea-silk, Natural History Museum Basel, Augustinergasse 2, CH-4001 Basel, Switzerland, E-mail: felicitas.maeder@unibas.ch
Фрэн Ирэн "Клеопатра, или Неподражаемая". Издательство: Молодая гвардия, 2001 г.
Мурей П.Р.С. Материалы и ремесленные производства Месопотамии. Археологические свидетельства. Кларендон Пресс, Оксфорд, 1994 г./Moorey, P. R. S. (Peter Roger Stuart), Ancient mesopotamian materials and industries: the archaeological evidence. Clarendon Press, Oxford University Press, 1994
Свидетельство о публикации №225090801545