Рецензия к фильму Сонная Лощина

"Сонная Лощина" 1999
Ну, это американский мистическо-готический дарк-фэнт с добавлением почти классического детектива, снятый одним из самых узнаваемых режиссёров современности Тимом Бёртоном. Бёртон – это Бёртон. Он обычно берёт уже существующие произведения и перековыркивает их под свою слегка сумасшедшую стилистику. Уходя то в псевдоготику, то в комедию, то ещё чёрт знает куда. Иногда всё это смешивая. Но всё равно всегда получается что-то психодельно-сказочное, и поэтому интересное. У него даже "Бэтмен" готичный.)) Вот и тут маэстро взял рассказ Вашингтона Ирвинга и умело перекувыркал его в тёмное фэнтези. Возможно, это самый мрачный его фильм. "Эдвард Руки-Ножницы" готичней, но этот мистичней.)) Но опять же, он не выглядит, как хоррор. И не должен. Бёртон и хорроры для меня несовместимые слова.)) Здесь главное атмосфера. Эдакая повщина (ну, в духе Эдгара По) и братьягриммщина. Детектив, конечно, не самый казистый, но он увлекательный и интригующий. Там сложно предугадать, кто убийца, хотя бы по тому, что убийца изначально известен.)) Но раскрываются новые детали, и свойственные детективу приколюшки срабатывают. Так что с сюжетом тут всё замечательно. Лямурная история мне немножко не зашла. Нет, для сказки она нормальная. Фиг с ней, с разницей в возрасте. Там и в оригинале, вроде, так же было. Но чего-то мне в этой "химии" не хватило. По зрелищности – шикарно. Необязательно проливать реки крови, чтобы впечатлить. Без них даже круче. Но побрызгать немножко можно.)) Суперхитовое кино от суперталантливого хитмейкера. И очнуться мне от лунатического транса в лощине и увидеть перед собой сонными глазами голодного лося-людоеда, если не пора перейти к сути.

Где-то в Америке 1799-го года один слегка пожилой мужчина куда сильно спешил, сидя в дилижансе. Он недавно составил завещание. В этом нет ничего необычного. Но завещания – это такие штуки, которые интересны многим. Ведь любопытно знать, кто в них упомянут. Тем более родственникам. Карета ехала в ночи и через кукурузные поля. И вдруг на неё напали. Не, не Дети кукурузы. Те в сектантский плен берут обычно. А потом в жертву приносят. А здесь разбойник действовал иначе. Дед прифигел, когда выглянул из окна. Кто-то отрубил голову кучеру. А безголовому кучеру сложно править лошадьми, потому что он не видит дороги. Тогда дед выпрыгнул из кареты и побежал в кукурузные заросли. Наткнулся на тыквоголовое пугало и не знал, что предпринять. Не знал до того момента, пока его не настиг злодей и не снёс голову с плеч. А парой дней позже в Нью-Йорке один констебль пытался внести вклад в криминалистику. У них как было: нашли труп в воде, значит, человек утонул. Нашли сгоревшим, значит, сгорел. Нашли мёртвым, значит, умер. И нехрен вникать, убили его или нет. А констебль как раз радел за экспертизу. Даже наизобретал всяких всячин, чтобы её проводить. Но это лишняя морока для представителей правосудия. И главный правосуд отправил неконсервативного констебля в маленький фермерский городок, где уже трём людям отрубили головы. Ну, и надо выловить этого головореза. Констебль прибыл в мрачный городок и сразу пошёл в главный дом. А там что-то празднуют. И даже играют в жмурки. Водящей была девушка и поймала констебля. Ещё и поцеловала, потому что так надо по правилам местных жмурок. Потом девушка оказалась дочкой главы городка, и констебля оставили жить тут. Утром ввели в курс дела. Сам глава в компании наиболее представительных лиц. И поведали следующее. Убивает людей всадник без головы. Не, это не сленговое выражение, которое можно употребить по отношению к безумному маньяку. У него физически нет головы. Это некий наёмник с заточенными под акулу зубами, который во времена войны кромсал всех подряд. Но однажды его настигли. Убили коня, убили его и похоронили. Предварительно отрубив голову. Теперь он вернулся из загробного мира и мстит. Голову, видимо, приделать не сумел, но это не мешает ему чётко видеть цель. Констебль, естественно, в эту чушь не верит. Но тут нарисовался ещё один труп. Постовой с ружьём, поставленный охранять вход в город, сидя в специальном скворечнике, увидел врага. Зачем-то вылез из своего скворечника и убежал в лес. Всадник его догнал и отрубил голову. Констебль исследовал труп, но в расследовании не продвинулся. Больше того. Вечером на него самого напал этот безголовый всадник! Правда, им оказался местный хулиган, решивший простебать городского умника. Но трупы-то не были приколом. И даже всплыли некоторые нюансы. А вскоре констебль встретился лицом к лицу к настоящим всадником без головы. Как бы странно это не звучало…

Конечно, тут нет никаких посылов и нравоучений. Это сугубо развлекательное кино, прекрасно справившееся со своей задачей. Мне очень понравились вставки со снами главного героя. От них веет психоделом куда больше, чем от основной истории. Меня сразу заинтересовали дырявые ладошки. И раскрытие этой тайны было классным. Правда, не понимаю, как это связано со всем остальным.))) Наверное, раскрывает персонажа. Но для меня это лишь чуть усилило психодел и атмосферу. А не сыграло, как нечто связеобразующее. Короче, "Сонная Лощина" – это образец хорошего дарк-фэнта. Стилистика Бёртона вносит свои оттенки, но в целом это очень классное тёмное фэнтези. Вообще у Бёртона мой любимый фильм это "Марс Атакует"))) Он сильно выделяется на фоне остального.) Состав тут, конечно же, суперзвёздный. То, что тут Джонни Депп неудивительно. Это как "жи-ши пиши с буквой "и")) Он в своём репертуаре и с ним всё более чем замечательно. Джеффри Джонс с необычной харизмой во взгляде тоже ещё в "Битлджусе" был крутым. Как и Кристофер Ли в эпизодах у Бёртона частенько. Майкл Гэмбон – мастер. Каспер ван Дин после "Звёздного Десанта" на волне популярности. Кристине Риччи очень идут готические роли. Миранда Ричардсон свою роль исполнила на все сто восемьдесят девять процентов. Естественно, ставлю десять. "А вот и судья Филлипс. Который хотел сбежать, но потерял голову."


Не маньяк я психопатный. Не стонаю, рукоблудя,
Над отрубленной башкою. Я с другим подходом к людям.
Просто… как бы объяснить-то?.. Как бы поступили вы,
Если, не дай Бог, конечно, жить пришлось без головы?!

Раньше ел лещей копчёных, запивая тёмным пивом.
На закаты любовался. Пел баском слегка фальшивым.
Слушал пение кукушки. Внюхав, прилипал вьюнок.
Этого всего лишили, обезглавив "под пенёк"!

Нету глаз, ушей и носа! Нету рта, чтоб рявкнуть матом,
Выплеснув негодованье! Ходишь весь морально смятым.
Скажете: "Ты был злодеем. Заслужил. Сиди в аду,"
Нет лица – нет и эмоций. Смысл класть в сковороду?

Вот и бегаю в лощине, отрубая людям бошки.
Навеваю страх похлеще ожидаемой бомбёжки.
Но поверьте! Я хочу лишь голову свою найти.
Съем леща. Дрозда услышу. И нам снова по пути.


Рецензии