Существует ли общеславянское самосознание?
Среди некоторых русских мыслителей прошлого и настоящего бытовало и бытует мнение, что нет никакого общеславянского самосознания и общеславянских идей. Такое мнение высказывали Константин Леонтьев в XIX веке и Егор Холмогоров в наши дни. Они считают, что Россия самодостаточна в идейном смысле и не нуждается в новых идеях, таких как общеславянское единство. По их мнению, эта идея возникла в середине XIX века на волне «весны народов», и русские мыслители того периода, как и представители других славянских народов, придумали некое славянское единство, которое в реальности не существует, то есть они выдавали желаемое за действительное.
Однако очень многое говорит об обратном. Свидетельства о общеславянском единстве мы встречаем не только в XIX веке, но и намного раньше. Прежде всего, самоназвание наших народов — «славяне» — уже говорит о том, что имеет место быть некое общее самосознание. В отличие от славян, у германцев, романцев, угро-финов нет подобного общего самоназвания, которое прослеживалось бы из глубины веков. Славяне, независимо от того, живут ли они в Холмогорах или на берегу Эгейского или Адриатического моря, знают, что они славяне, помимо того, что они русские, македонцы, сербы или словаки.
Письменные свидетельства о том, что славяне представляют собой единую общность, мы встречаем в начале XVI века в трудах Сигизмунда Герберштейна, австрийского дипломата и путешественника, который хорошо знал славянскую тему. Он писал о том, что славяне, будь то в Альпах, в его родной Каринтии, или на берегах Москвы-реки, являются единым целым.
В XVII веке появляется мыслитель хорват Юрий Крижанич, который утверждает, что славяне суть единый народ. Он не просто говорит о близости славянских народов, но и о том, что все славянские народы являются единым целым, приводя множество доказательств. Крижанич является практикующим панславистом, пытаясь воплотить свои идеи в жизнь через попытки убеждения русского царя Алексея Михайловича в необходимости развития славянского единства.
В XVIII веке подобные размышления мы встречаем у Ломоносова, а в начале XIX века в стихотворениях Пушкина мы видим множество обращений к славянской теме, что свидетельствует о том, что славянское самосознание существовало задолго до середины XIX века.
Серьёзным возражением против общеславянского единства является отсутствие фактов реального взаимодействия между славянскими народами на основе их общего самосознания. М это утверждение тоже весьма спорное.
Правда, мы не замечаем и не помним великое историческое событие — Грюнвальдскую битву, когда объединённые силы славян одолели немецких крестоносцев. Это яркий пример того, как славяне могли объединяться перед лицом общей угрозы.
В XVIII веке Черногория неоднократно поддерживала действия России против Турции во время русско-турецких войн. Черногорцы поднимали восстания против турок, и таким образом, хоть немного, но помогали русским войскам бороться против турецкой армии. Это происходило неоднократно, и порой черногорцы оставались один на один с противником, а Россия им особо ничем не могла помочь. Черногорцы поступали так исключительно потому, что их с русскими связывала единое славянское самосознание, и потому что они были воинственными горцами.
В качестве самого неудачного примера воплощения общеславянских идей приводится Болгария, которую русские войска ценой больших жертв освободили от турецкого ига, но в результате Болгария не только не стала союзником России, но и превратилась в её противника в Первой и Второй мировых войнах.
Русские, в отличие от англосаксов или французов, при освобождении той или иной территории не навязывали свою власть местным народам, не устанавливали здесь протектораты или колонии, а давали возможность самим освобождённым народам решать свою судьбу. Это проявилось, например, в отношении болгарского народа. Однако именно такая позиция стала одной из ошибок российского руководства, ведь политическая элита Болгарии тех времен была ориентирована на Запад. Болгарская молодежь получила образование в западных университетах — во Франции, Германии, Англии. Поэтому местные политические лидеры отказались пригласить на престол представителя русской династии, предпочтя немецкого принца.
За подобные внешнеполитические просчёты ответственность лежит на российских политиках. Они не настаивали на конкретных условиях предоставления независимости Болгарии и другим балканским государствам. Пророссийские силы в Болгарии и других славянских странах не получали достаточной помощи из России, в отличие от прозападных элит, которые пользовались активной поддержкой западных государств. Это привело и продолжает приводить к серьёзным проблемам, таким как ситуация в современной Украине, где на протяжении длительного времени пророссийски настроенные политические силы фактически оставались без существенной поддержки со стороны нашей страны. ;
Во время Великой Отечественной войны советская власть активно использовала концепцию славянского единства, стремясь мобилизовать славянские народы Европы против нацистской агрессии. Одним из инструментов пропаганды стало создание Славянского комитета СССР, возглавляемого известным русским писателем Алексеем Толстым. Комитет организовывал пропагандистские мероприятия, выпускал газеты и журналы, направленные на поддержку освободительных движений в Польше, Чехословакии, Югославии и других славянских странах. Однако после окончания Второй мировой войны всё это было сдано в архив, и в Советском Союзе, не развивали идеи славянского единства.
Общеславянское самосознание действительно существует. Его главная проблема в том, что оно пребывает в состоянии дремоты, и нуждается в пробуждении, развитии и поддержке. Прежде всего этим вопросом должна заниматься наша страна — Россия, поскольку она обладает наибольшими ресурсами и влиянием среди славянских государств. Господь Бог наделил именно русский народ особой силой и мощью.
Если мы приложим усилия к развитию славянского самосознания как в России, так и в других славянских странах, наступит время, когда оно принесёт свои плоды, и мы осознаем наше подлинное единство, о котором говорили Александр Пушкин, Федор Тютчев, Юрий Крижанич и другие выдающиеся славянские мужи.
Источник: https://srpska.ru/article.php?nid=33680
#ОбщеславянскоеЕдинство #СлавянскоеСамосознание #Россия #Славяне #История #ГрюнвальдскаяБитва #Черногория #Болгария #СлавянскийКомитет #ВеликаяОтечественнаяВойна #Пушкин #Крижанич #Леонтьев #Холмогоров #СлавянскиеНароды #Православие #РоссияИМир #СлавянскаяИдея #СлавянскаяКультура #СлавянскаяИстория #СлавянскиеТрадиции
Александр Кравченко
Сентябрь 2025 года
Свидетельство о публикации №225090801598