Китай. Закат европоцентричного миропорядка
Закат европоцентричного мировозрения
Китай как шар нет конца и нет начала
Введение:
На военном параде в Пекине 3 сентября 2025 года Китай продемонстрировал свою "ЯДЕРНУЮ ТРИАДУ" и высочайший технологический уровень! Чем явно обозначил свои амбиции на роль одного из мировых лидеров!
Сегодня важно не только развернуть взгляд на историю Китая, но и осознать, какие фильтры мышления (обыденного мышления) мешают нам её увидеть. И, может быть, именно осознание этих фильтров станет шагом к настоящему пониманию Китайской цивилизаций?
Европейские учебники, наполненные привычными мифами и стереотипами формируют особый угол зрения, где Китай часто оказывается в тени или искажен. Но если мы осознаём эти искажения, то получаем шанс приблизиться к подлинному пониманию этой уникальной цивилизации — без высокомерия и без иллюзий. И, возможно, именно в этом осознании и начинается новый вираж истории.
1. Китай в европоцентричном мышлении
Люди, воспитанные на европоцентричном мышлении, привыкли видеть историю как череду событий от Древней Греции к Риму, затем к Средневековой Европе и, наконец, к «великим державам» Нового времени. В такой схеме для Китая почти не остаётся места: он кажется «периферией», где всегда царили нищета и хаос. Но эта картина — всего лишь продукт школьного учебника, а не реальности.
2. Китай в обыденном сознании европеида
Для обыденного сознания, привыкшего смотреть на мир сквозь призму Афин и Рима (сегодня США и ЕС), Китай по-прежнему остаётся «чужаком» истории. В этом взгляде мир как будто заканчивается у берегов Средиземного моря и северной Атлантики, а всё, что дальше — лишь туман и догадки. Такой миф легко удерживать, пока забываешь о том, что именно Китай веками диктовал правила мировой торговли и производил то, без чего Европа не могла обойтись.
3. Линзы слепоты европеида в афоризмах
- мышление по школьным учебникам Европы;
- Проблема европейского образования - Сознание, воспитанное на мифах европейской истории;
- Зауженное восприятие мира. Европоцентричное мышление»;
- Обыденное сознание, глядящее на мир сквозь призму Афин и Рима»;
- искажённая "историческая оптика" Западного учебника»;
- Традиционная европоцентрическая картина мира;
- Сознание, для которого мир древней истории заканчивается у берегов Средиземного моря.
Структура эссе
1. Китай до кошмара или как Великая цивилизация уснула в лаврах векового благополучия древних достижений, позволив англосаксонским крысам заполонить их корабль!
- Великая цивилизация: бумага, шелк, фарфор, компас, порох.
- Центр мировой торговли: Европа тянулась к китайским товарам, серебро и золото текли в Поднебесную.
- Символ: Китай как «мастерская мира» задолго до индустриальной революции.
2. Появление опиума: западная стратегия
- Великобритания: огромная зависимость от китайского чая, шёлка, фарфора, но торговый баланс в минусе;
- Решение» — навязать Китаю опиум из колониальной Индии;
- Моральный парадокс: цивилизацию с тысячелетними традициями втягивают в наркоторговлю ради баланса в кассе Лондонского Сити.
3. Опиумные войны: кошмар цивилизации
- Первая война (1840–1842): «пушки вместо чайника», насильственное открытие портов. Англия принуждает Китай к повальной наркомании.
- Вторая война (1856–1860): «мат» императору, разграбление Пекина, сожжение Летнего дворца.
- Символ: Китайскую цивилизацию ломают не только пушками, но и дымом наркоты, превращая народ в «рынок яда».
4. Последствия опиумных войн: век унижения Китая
- Китай превращается в полуколонию.
- В головах китайцев — травма, сравнимая с национальной катастрофой.
- Опиум — не просто наркотик, а символ того, как великой цивилизацией можно управлять через её слабость.
5. Пробуждение
- 20-й век: «опиумный сон» сменяется стремлением к возрождению.
- Современный Китай — это не только экономический рывок, но и память о том, что «кошмар возможен снова».
- Китай живёт с пониманием: только сильный и самостоятельный сможет избежать повторения.
6. Параллели и уроки
- Для России и Европы: мифы о «слабом Китае» опасны, потому что это вчерашний день.
- Китай XXI века — это не жертва, а игрок, вынесший урок из своего «опиумного сна».
7. Символический вывод:
тот, кто убаюкивает себя чужими мифами - историей написанной "европейцами для европейцев" рискует сам однажды проснуться в кошмаре.
Свидетельство о публикации №225090801651
Действительно, надо учиться воспринимать историю стран, и особенно таких, как Китай с уважением, а не с пренебрежением.
Спасибо Борис за статью. Она инициировала моё желание познакомиться с историей этой великой страны!
С уважением, Алексей.
Алексей Кимяев 18.09.2025 14:01 Заявить о нарушении
Я подумал, что с такими историками до маразма один шаг. Зачем преодолевать реки Сибири, если природа проложила путь в Среднюю Азию. Историки рассматривали историю сквозь призму своих представлений. Если Трансиб преодолевает реки Сибири, то так шла и армия.
Примерно на таком уровне такие историки воспитывали многие поколения россиян.
Россиянам трудно будет вырваться из паутины таких учителей!
Борис Вугман 18.09.2025 14:34 Заявить о нарушении