Тень

                Т Е Н Ь

Тень от огня так на осень похожа,
Закон Природы вырастил загадку…
               Сергей Серебряный

     Как бы ни упрощали суеверный страх человека перед тенью, годы, века проходят, а всё же так до конца мы не выяснили, что же это за химера такая – тень? Понятно, что человек без тени не бывает.  Просто мы так привыкли к электрическому освещению, которое со всех сторон, что и про тень свою забыли.
     Помню, меня послали работать в дрожжевой цех. А там огромные баки, от них протянуты трубы и всякого прочего оборудования столько наставлено, в иных местах только бочком и можно пройти.
     Основные цеха на хлебозаводе внизу, на первом этаже, а пультовая и дрожжевой цех – на втором этаже. Кроме человека, который там работает, никого там быть не должно. Я же, много лет там проработавшая, настолько привыкла, что я на всём втором этаже ночью одна, что любой малейший шум вызывает у меня насторожённость и даже страх. А надо сказать, что дрожжевой цех, это, прежде всего – идеальная чистота. Расписано всё до мелочей: что и когда надо мыть. Так что скучать там было некогда.
     Уже не помню, в воскресную или в иную смену дело было. И что я в ту смену делала, тоже в памяти не сохранилось. Только боковым зрением заметила: кто-то большой стоит и на меня смотрит. Тут я с испугу так закричала, что тут же голос потеряла. Сердце готово было выпрыгнуть из груди. Стою, как приклеенная к полу. Постепенно стала приходить в себя. Поняла, что – это же моя тень. Стала себя успокаивать, мол, у труса от тени дрожат колени. Вот, дожилась, уже и тени своей стала бояться…
     В другой раз в цех зашёл механик. Ему что-то по своей работе надо было. А в цеху постоянно насосы работают. Я не видела и не услышала, как он зашёл. И вдруг, не его, а тень его увидела. Вскрикнула и упала. Чуть до «скорой» дело не дошло…
     Ещё был случай в саду. Что-то заработалась я и уже собралась домой идти только на последний автобус. Только ждала-ждала автобус, а он так и не пришёл. Идти далеко, ещё и погода стала портиться. И я вернулась в сад. Решила в садовом доме заночевать. А тут, как на грех, свет отключили. У меня было несколько белых стеариновых свечей. Я по одной их всё ночь жгла. А всё потому, что капли дождя по крыше стучат, под окнами вода хлюпает, и от скудного света – тени в комнате. Так, в полусне ночь коротала. Больше не рисковала ночевать в саду.
     Помню, в детстве, в печи дрова горят, потрескивают, тени по стенам бродят от света керосиновой лампы и – ничего. Мы к этому привыкли. Как в народе говорят: «Молчит, есть не просит». Не так уж страшно, в доме не я одна, вся семья, да ещё козлята, цыплята, кошка с котятами… Это же было самое счастливое время в жизни…
    
               А бывает и другое.

Тень. Человек в тени
Словно рыба в сети.
        Иосиф Бродский

     Так уж устроен мир, что люди в нём разные живут. Есть бойкие, крикливые, острые на язык, а бывает в коллективе кто-то робкий, молчаливый. О таком говорят: - Молчит, как тень. Зачастую его мнение просто забывают спросить. Тут уже кто как на этот вопрос смотрит. А, по-моему, лучше один день человеком прожить, чем тысячу дней тенью.
     Я в молодые годы была большей частью робкой и застенчивой. Больше слушала, опыта набиралась. Но это для дела. Тихая-тихая, а наглецам спуску не давала. Однако, рассуждая, о кратковременном пребывании человека на Земле, о его предназначении и какой след после него останется, как бы кому ни хотелось, «нельзя уничтожить даже тень прошлого». Всё делалось для чего-то и ради чего-то. А значит, любой человек, каким бы он при жизни ни был, является промежуточным звеном между прошлым и будущим. Раз человек родился, жизнь прожил, детей на ноги поставил, то называть его тенью – в корне не правильно.

Моя ли тень в  суетной игре
Закончит песнь о многострадальной земле?
Всё отдано с любовью там, где живу,
И сердцем берегу…
               Леонид Корнейчук

     Перелётные птицы возвращаются в родные края, к своим старым гнёздам, а добрый человек мыслями, сердцем своим прирастает к той земле, где он счастлив. Не тень,  так что-то другое останется на родной земле, которая кормила – поила его. Ради жизни будущих поколений надо в это верить…

                *      
     Тревожные мысли создают маленьким вещам большие тени.
                Шведская пословица

     Я так думаю, что строит насмешки тот человек, кто в тепличных условиях жизнь свою прожил и настоящему страху ни разу в глаза не смотрел. А я в годы своего детства стольких страхов наелась, что и сейчас вспомню и судорожно плечами передёрну. Тогда с детьми не сюсюкались и разговаривали с ними, как с взрослыми людьми, и спрашивали с них - не делая скидок на возраст. День это или ночь, не важно какая погода за порогом, идёшь, дрожишь, и от холода, и от страха.. Плохих людей было не меньше чем сегодня, и зверьё всякое бродило, как раз по тени узнавали: живое это или куст.
     Я умела тихо ходить, это чтоб себя не выдать, а заметив нечто непонятное – постоять, переждать. Обливаясь холодным потом, зажав рукою рот, чтоб нечаянно не вскрикнуть, стояла, вся дрожа, пока не разрешалась проблема. На то, что я была застенчивая девочка, даже родители не обращали внимания. Взрослые ценили свой труд и расстояние, чтоб куда-то сходить, а об усталости детей никто и мысли не допускал. «А что тебе молодыми ногами сбегать играючи?..»  Вот, с тех самых пор я научилась ценить труд любого человека, а того больше цену словам, сказанным «через губу».
     Боялась ли я тени уже взрослым человеком? Конечно, боялась. И даже больше, чем в детстве, потому что знала больше… А случалось, что и от своей тени вздрагивала. Особенно на работе, в ночную смену. Знала, что на всём втором этаже производственного здания, кроме меня никого не должно быть. Только я и оборудование, с помощью которого должна делать свою работу. И вдруг – непривычный звук, мелькнувшая тень… Чего только в голову не приходило за 27 лет работы по сменам.
     Когда вышла  на пенсию, отработав на хлебозаводе 36 лет, одна радость была: я теперь каждую ночь буду дома ночевать.
     О своих злоключениях вспоминать как-то не хочется. Расскажу лучше о том, что видела. Поздней осенью, когда иней на траве не таял даже днём, шла я со своей родственницей по её деревне. Я несла две тяжёлые сумки, а она, на последнем месяце беременности просто шла рядом. А ещё с нами шла её дочка, ей года три или четыре тогда было. Местность в тех краях гористая. В некоторых местах были построены мосты с деревянным настилом. Идти по такому мосту невелика радость: скользко, и когда мост покачивается под ногами, как-то беспокойно на душе. Однако вырисовалась ещё одна проблема, о которой я бы даже не подумала.
     Солнце то пряталось за низкими тучами, то изредка появлялось нечётким тусклым блюдом среди кочующей хмари. От этого рассеянного солнечного света всё же ложились на землю тени. На мосту поручни тоже были деревянные, между столбиками лесенкой перекладины. Пока мы шли дорогой, девочка то впереди нас бежала, то на что-то засматривалась, отставала, а потом кричала нам: «Подождите!» Мы оглядывались и дожидались её. Я ставила сумки на землю и разминала затекшие руки.
     Вот, мы вышли на мост и пошли себе, о чём-то разговаривая между собой. И, вдруг, слышим громкий плач испуганной девочки. Оглянулись, а девочка стоит на дороге перед мостом и плачет так, как плачут, отчаявшись от страха дети, когда потерялись и не могут найти маму. Но её мама, вот она, а девочка не бежит к ней, а стоит и плачет, словно перед нею стоит злобная собака, ощерив зубы. Я недоумённо смотрела то на девочку, то на её маму.
     - Она тени боится…
     Только теперь я заметила, что от поручней моста, на побелевшие от инея доски настила легли тени, и теперь ей надо было идти, как в клеточку разрисованной дороге. Ступить на эту дорогу она боялась, а мама уходила всё дальше и дальше. Я вызвалась вернуться и перевести её за ручку.
     - Она не пойдёт…
     И, пока мы стояли, рассуждали, что нам дальше делать, к девочке подошёл мужик, лет за пятьдесят. Присел на корточки перед девочкой, расспросил в чём её печаль и всё понял.
     - А, давай спрячемся? – Девочка согласно кивнула головой. Он снял со своей головы шапку и нахлобучил её на детскую головку. Поднял её на руки, прижал к себе и перенёс через мост. И мы тоже вышли на дорогу по ту сторону моста. Девочка радостно побежала к маме, а я искренно поблагодарила за помощь того мужика.
     - У меня семеро внуков и все со своими причудами. Ничего, вырастут и перестанут бояться… Тень – это ещё не самое страшное в жизни…

                ***


Рецензии