Утраченное имение Чаир в Крыму
Дворец располагался рядом с посёлком Гаспра западнее от Ялты и был господским домом в процветающем имении Чаир, хозяйкой которого была великая княгиня Анастасия Николаевна, супруга великого князя Николая Николаевича-младшего. Возникновение имения Чаир было связано с историей любви этих двух незаурядных личностей.
Ещё в 1898 г. великая княгиня Анастасия Николаевна, в девичестве черногорская принцесса Стана Негош, купила небольшой участок в посёлке Гаспра, позже близлежащие земли были куплены Николаем Николаевичем-младшим и по его заказу был построен дворец по проекту ялтинского архитектора Николая Краснова. Архитектура дома была решена в стиле неогрек с элементами европейского модерна, с античными колоннами и террасами разного уровня. Дворец был очень комфортен для жилья и, хотя и считался небольшим, состоял из 40 жилых и подсобных помещений разной величины. Чаир граничил с другим имением Романовых Дюльбером, которым владел младший брат Николая Николаевича Пётр. А Пётр Николаевич был женат на сестре Анастасии Милице. Вокруг дворца Чаир был разбит обширный парк, в котором было высажено 2 тысячи кустов роз. Устройством парка занимался ялтинский садовый архитектор Алексей Новичков, в будущем известный селекционер роз.
Николай II не одобрял этой связи внутри семьи Романовых, как верный семьянин и глава дома Романовых, он не приветствовал внебрачных отношений при дворе. Тем не менее, после развода в 1906 г. Анастасии с супругом, герцогом Георгием Лейхтенбергским-Романовским, Николай II дал своё согласие на брак Николая Николаевича-младшего и великой княгини Анастасии Николаевны. Их венчание состоялось 29 апреля 1907 г. в Ялте в кругу самих близких персон. Невесте было 40, а жениху 50 лет, вместе они прожили счастливые хотя и тяжёлые 22 года. Свадебным подарком Николая Николаевича супруге стало крымское имение Чаир, в нём великокняжеская чета жила во время своего пребывания на Южном берегу Крыма.
Великий князь Николай Николаевич-младший (1856-1929) был внуком Императора Николая I, он был двоюродным братом Александра III и приходился Николаю II двоюродным дядей, был очень любим в семье Романовых, которые его любовно называли Николашей. Бесстрашный генерал, герой битвы за Шипку, вся жизнь которого была связана с армией, был кавалером всех высших военных наград Империи, великий князь пользовался большим авторитетом и любовью среди военных всех чинов. Николай Николаевич-младший был человеком огромного роста и неукротимого темперамента, но несмотря на его привлекательную внешность успехи генерала на любовном фронте были очень скромными, он вёл достаточно целомудренный образ жизни. Одно время великий князь сожительствовал с некоей Анной, дочерью лавочника из Гостиного двора в Петербурге, по неподтверждённым данным у них даже было двое детей. Николай Николаевич-младший надеялся получить от Александра III согласие на этот брак, но кузен решительно отказал ему, мотивируя это тем, что он русский царь и не собирается родниться с Гостиным двором. Великая княгиня Анастасия Николаевна, встреча с которой обернулась бурным романом, а позже и браком, стала для Николая Николаевича любовью всей его жизни.
Принцесса Стана Черногорская (1867-1935) была одной из дочерей короля Черногории Никола I Негоша. Стана вместе с сёстрами получила образование в Смольном институте в Санкт-Петербурге и после обучения осталась в России, где её стали называть Анастасией Николаевной. В 1889 году она вышла замуж за князя (герцога) Георгия Лейхтенбергского, члена Российского Императорского дома. Это был брак без любви, заключённый по воле Александра III. Несмотря на то, что супруги имели двоих детей, они практически не жили в месте, почти всё время герцог проводил в Париже. Первый и единственный король Черногории Никола I Негош (1841-1921) и его супруга Милица имели 15 детей. Александр III считал его личным преданным другом, меж тем, как Никола был хитрым политическим интриганом, который лавировал между различными политическими течениями в Европе. Для укрепления связей с Россией Никола отправил своих шестерых из восьми дочерей для обучения в Санкт-Петербург. Окончив Смольный институт, Милица и Стана, выйдя замуж, остались в России. Елена вышла замуж за итальянского короля, Анна за немецкого принца. Зорка вернулась в Черногорию, где умерла в возрасте 25 лет. Мария стала жертвой сурового петербуржского климата и умерла от скоротечной чахотки в возрасте 16 лет.
К сожалению, черногорские принцессы Стана и Милица сыграли в русской истории негативную роль. Они были очень близки и дружны с императорской семьей, но нелюбимы при дворе за интриги, их зло называли ”черногорки 1 и 2". Сёстры были очень эмоциональны и склоны к мистицизму. Именно Милица и Стана представили Александре Фёдоровне Григория Распутина, с которым познакомились во время паломничества в Иерусалиме. Считается, что таким образом сёстры хотели усилить своё влияние на царицу через Распутина. Однако эффект был обратным: царица полностью попала под влияние Распутина и дружба с принцессами отошла на дальний план. Разгневанные черногорки стали распространять злые слухи о царице и Распутине, за что впали в немилость и были удалены от двора. Отношения царской семьи с Распутиным привели к отчуждению Романовых от народа.
C началом Первой мировой войны Николай Николаевич был назначен Главнокомандующим русскими сухопутными и морскими войсками, однако через год военных действий он был смещён с этой должности в результате непреодолимых противоречий в верховных эшелонах власти Николай Николаевич был смещён с этой должности и отправлен наместником на Кавказ. Должность Главнокомандующего занял сам Николай II, что привело к тяжёлым последствиям на театре военных действий. После прихода к власти Временного правительства Николай Николаевич-младший подал в отставку. В 1917 г. вместе с Анастасией Николаевной и её детьми поселился в Чаире. Генерал впал в глубокую депрессию и почти ни с кем не общался. После захвата власти в Крыму большевиками все Романовы содержались под арестом в соседнем Дюльбере. Тяжёлым моральным ударом стало для Николая Николаевича то, что от неминуемой гибели его семьи от рук “своих”, спасение пришло от рук немецких войск, оккупировавших Крым в 1918 г.
В апреле 1919 года генерал вместе с Анастасией Николаевной и другими Романовыми навсегда покинули Россию на английском военном судне ,,Мальборо". Некоторое время они жили в Генуе как гости итальянского короля Виктора-Эммануила (жена которого Елена была родной сестрой Станы). Авторитет Николая Николаевича продолжал оставаться очень высоким. В 1922 году он был провозглашён Императором Всероссийским на территории Дальнего Востока, где Белая армия продолжала отчаянно сопротивляться с большевиками. После поражения в гражданской войне Николай Николаевич возглавил Русский Обще-Воинский Союз, организацию, объединявшую от Европы до Китая многочисленные русские военные формирования. Различные монархические организации предлагали объявить Николая Николаевича Императором России в изгнании, но сам он не поддерживал эту идею. Позже Николай Николаевич с Анастасией переехали на Южный берег Франции, где они жили на вилле в Антибе. Как и в Ялте, соседнюю виллу в Антибе занимал его брат Пётр Николаевич с супругой Милицей. В 1929 г. Николай Николаевич-младший скончался в возрасте 72 лет. Пышные похороны состоялись в Канне, где великий князь был погребён в крипте церкви Святого Архангела Михаила. В 1935 г. рядом с супругом была похоронена Анастасия Николаевна.
В 2015 г. по решению правительства РФ прах героя Первой мировой войны Николая Николаевича Романова и его супруги Анастасии Николаевны был перезахоронены в часовне Спаса Преображения на Братском военном кладбище в Москве.
В декабре 1920 г. опустевший Чаир был национализирован ревкомом Ялты. В имении был организован совхоз ,,Чаир", а здание дворца отдали под школу-интернат. Совхоз ,,Чаир" выращивал свои знаменитые розы и клубнику, а также корм для домашнего скота. Но уже к середине 1920-х годов господский дом в Чаире был преобразован в санаторий для трудящихся. Находящиеся рядом с Чаиром виллы ,,Барбо" Карела Крамаржа, ,,Сосновая роща" Ирины Юсуповой, ,,Барбо-Кристо" Титушкина были объединены в единую курортную зону ,,Маевка" предназначавшуюся для большевистских политработников, территория, однако, была открыта и для широкой публики.
Влюблённый в Ялту Владимир Маяковский провёл с Лилей Брик в Чаире и Маевке три сезона подряд (1927-1929 годы). В Чаире отдыхали и другие важные советские персоны: врач Н.А. Семашко, полководец Михаил Фрунзе, Маняша Ульянова и другие.
В 1939 г. композитор Константин Листов положил на музыку написанное годами раньше стихотворение Павла Арского ,,В парке Чаир распускаются розы", первым исполнителем стал Аркадий Погодин. Лёкая танцевальная песенка имела оглушительный успех, она звучала на всех танцплощадках огромной страны. Песня не канула в прошлое и в последующие десятилетия, ,,В парке Чаир" стала символом советского ретро, символом чего-то светлого и чистого, ушедшего навсегда... Хотя большинство слушателей уже давно и не представляли себе где находится тот самый парк Чаир. Эту песню всегда с удовольствием исполнял Народный артист Иосиф Кобзон.
Сразу же после войны территории Чаира и Маевки стали закрытыми для посещений. Там расположились госдачи для высшего руководства страны и важных иностранных гостей. Уже больше 70 лет эти территории недосягаемы, на этом, собственно, и закончилась история Чаира.
Где-нибудь в 1960-х годах дворец Чаир, детище архитектора Н.П.Краснова, по каким-то причинам был снесён, видимо уровень комфорта великих князей уже не соответствовал желаниям советской верхушки. На его месте было построено здание госдачи № 7, здание можно видеть лишь на очень редких снимках, снятых с воздуха. Небольшие части бывшего парка Чаир сохранились на территориях санаториев- отелей ,,Сосновая роща" и ,,Марат". Эти части парка открыты только для гостей.
Свидетельство о публикации №225090800347