15 строчек - Арефий Иванович
Нельзя сказать, что мы любили этот предмет (строевую подготовку - самое лёгкое - не любили), нельзя сказать, что он был очень познавательным (основы армейской дисциплины преподал мне отец-танкист, а гражданскую оборону - защиту от оружия массового поражения - я изучил в младших классах самостоятельно по хорошему и толстому родительскому учебнику ГрОб), но разбирать-собирать автомат было завлекательно, и мы справлялись с этим делом на отлично с закрытыми глазами. Разбирали за 5-7 секунд, собирали не помню за сколько.
Уставы изучать было полезно, но скучно. Но это пригодилось на "взрослых" военных сборах.
Иногда выходили глупые споры с учителем, например, о поражающих факторах ядерного взрыва я задвинул слишком заумную теорию и оказался неправ (когда стал студентом, я это понял).
Арефий Иванович водил нас в ДОСААФ на стрельбы из мелкокалиберного оружия. Я там показал очень хорошие результаты благодаря тому, что отец в младших классах научил меня хорошо стрелять из пневматики. (Впоследствии в МФТИ я настрелял из ИЖ, Марголина и Макарова на 2-й взрослый разряд, а на "взрослых" военных сборах я был удостоен благодарности и личного рукопожатия начальника стрельб перед строем взвода за отличную стрельбу из Калашникова по подвижным мишеням и из Стечкина по неподвижной.)
НВП, как и пение, был в некоторой степени уроком балдения. Однажды мы так сильно допекли Арефия Ивановича, что он назвал нас хунвэйбинами и вышел из класса. Правильное слово, только двоечники этого слова не знали и были твёрдо убеждены в том, что учитель сматерился, пошли письма, были разборы, но всё закончилось благополучно для учителя.
Военная дисциплина - дело святое. Перед "Зарницей" он назначил меня командиром зарничного взвода в звании то ли ефрейтора, то ли младшего сержанта. Надо было сделать макет погонов. Ну, ученик примерно 6 класса рад стараться, я перестарался: сделал самые красивые, на мой взгляд, погоны - капитанские. Арефий Иваныч увидел это дело и, естественно, тут же разжаловал меня в рядовые :), назначив командиром кого-то другого.
В парадной форме майора, с золотым поясом и кортиком, он был превосходен - орёл мужчина!
"Зарница" же прошла превосходно. Ориентирование по компасу, метание гранат, с криками "Ура" взяли высоту, поборолись против условного противника на ней и взяли его знамя, поели пшёнки, попили чаю. Снег глубокий.
Арефий Иванович руководил нами и на школьных военных сборах в реальной воинской части. Рытьё окопов, метание гранат в цель, бег в противогазах и, конечно, стрельбы из Калашникова в цель.
Был у Арефия Ивановича всего один недостаток: он приучил нас при заряжании автомата сопровождать затвор (наверное, шума не любил, лязгания), а надо-то его свободно отпускать! Я как отличник учёбы сделал так, как учил Арефий Иванович, и автомат заклинило (патрон уткнулся), я за стрельбу получил двойку ... Это ужасно.
Но, повторю, на реальных военных сборах в МФТИ я этой ошибки не повторил и был признан лучшим стрелком взвода курсантов.
Вот такие у меня светлые воспоминания об Арефии Ивановиче.
Лейтенант запаса 1-го разряда ракетных войск стратегического назначения Алексей Владимирович Горшков.
(08.09.2025)
Свидетельство о публикации №225090800351