Маканин и Пьцух
Темы: одиночество, абсурдность повседневного существования, столкновение личности с безликой массой и «механизмами» общества.
Стиль:
психологическая проза с элементами экзистенциализма;
подробные внутренние монологи, поток сознания;
иногда — аллегоричность, «притчевая» форма (напр. «Лаз»).
Проза Маканина немного вязкая, с частыми отступлениями, немного "прусто-подобная", философская: он смотрит на человека в ситуации предельной несвободы, на границе выживания и смысла.
Вячеслав Пьецух (1946 - 2019)
Темы: нравы интеллигенции, «маленький человек» в позднесоветской и постсоветской повседневности, абсурд, скрытая комедия жизни.
Стиль:
лёгкая ирония, сатирическая оптика;
короткие, почти анекдотические рассказы, фельетонный оттенок;
обилие бытовых деталей, разговорной речи.
Проза Пьецуха скорее «боковым взглядом» замечает смешное в трагичном и нелепое в обыденном.
Сравнение
Маканин — философ трагического опыта, он пишет как бы «от имени судьбы».
Пьецух — ироничный летописец нравов, пишет «от имени свидетеля», с усмешкой.
У Маканина персонажи сражаются с абстрактным злом (система, пустота, безличный мир).
У Пьецуха персонажи смешны в своих слабостях, но авторская улыбка — почти сочувственная.
Можно сказать так:
Читая Маканина — чувствуешь удушливую комнату, где герой ищет «лазейку» в стене.
Читая Пьецуха — сидишь на кухне с интеллигентами, и вдруг понимаешь: весь наш пафос — это фарс.
ОДНАКО: В плане глубины, философичности, какого-то глубинного "достоевского оптимизма" они кажется очень близки...
За внешними различиями интонации Маканина и Пьецуха действительно слышится одна и та же жила — то, что можно назвать «достоевским оптимизмом», или верой в то, что даже в хаосе и унижении человеческая душа не теряет смысла.
Маканин
Его герои часто прижаты к стене: быт, безуспешая попытка понять другого ("Портрет и вокруг"), коммуналка, толпа.
Всё вокруг давит, рушит, лишает «пространства».
Но сквозь это — пробивается нечто живое, как у Достоевского: человек выживает не только физически, но и духовно.
Даже в «Лазе» (где герой буквально ищет дыру в стене, чтобы уйти из мира насилия) — это акт надежды, не капитуляции.
Пьецух
Его тон мягче, смешливее. Но за иронией — та же глубина.
Персонажи — обыватель, интеллигент, «маленький человек», который вроде бы нелеп и смешон.
Но эта нелепость оборачивается свидетельством человечности.
Смех Пьецуха — не циничный, а добрый: как у Достоевского «смешной человек», чья слабость и есть источник внутреннего света.
Общее с Достоевским
У обоих — вера в то, что даже в падении человек не лишён тайны и достоинства.
Нет окончательной погибели — есть всегда шанс на прорыв, пусть в улыбке, пусть в бегстве, пусть в тишине.
Оба писателя умеют увидеть свет в самом тёмном: Маканин — "в предельном понимании" на фоне быта и коммуналок, Пьецух — в фарсе обыденной жизни.
Поэтому да, можно сказать: Маканин и Пьецух — два голоса одной традиции.
Один идёт через трагическое и философское.
Другой — через иронию и парадокс.
Но у обоих глубинное убеждение: человек всегда больше, чем обстоятельства.
Свидетельство о публикации №225090800832