О гарнизоне
Гарнизон, в котором я служил, официально на военном языке называется «Каменный ручей». Да, по городку действительно протекает ручеек, который на картах обозначен как «ручей Каменный». Отсюда и название гарнизона. Второе название гарнизона гражданское, для общего применения – Монгохто (с ударением на вторую букву «о»). Жители называются – монгохтяне (с ударением на «я»). Такое название носила ближайшая к поселку железнодорожная станция, которая сейчас разрушена.
Что именно означает слово «Монгохто», никто не знает, даже аборигены под названием орочи. Честно говоря, гарнизон построен в очень диком месте, и когда кто-нибудь говорит, что Монгохто переводится как «долина смерти», то ему хочется верить. Но это – миф.
Ближайший к гарнизону гражданский поселок – Датта, там живут аборигены – орочи, которые работают в рыболовецком колхозе. Поселок – это сильно сказано, вернее – место компактного проживания аборигенов.
Ближайший центр цивилизации – поселок Ванино. До него около 30 км, и знаменит поселок большим портом и песней про «я помню тот Ванинский порт». В 70 км от гарнизона есть город Советская Гавань. Хотя, как мне кажется, название «город» дано этому поселению авансом.
Вот и все, что есть около гарнизона, на что можно обратить внимание. До ближайшего настоящего города Комсомольска-на-Амуре надо ехать на поезде 12 часов, а до столицы Дальнего Востока – Хабаровска, на поезде ехать около 24 часов. Сейчас проложили автомобильную дорогу от Ванино к трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, но я бы не рискнул по ней ездить.
До середины 90-х годов гарнизон считался одним из крупнейших в стране авиационным гарнизоном, там базировалась авиационная ракетоносная дивизия из двух полков Ту-16, позже Ту-22м2(3), отдельный противолодочный авиационный полк на Ту-142 и много частей обеспечения. Население гарнизона приближалось к 10 000 человек.
Что сейчас творится в гарнизоне, я рассказывать не буду, скажу кратко – радоваться нечему.
Ну, и несколько историй, связанных с необычным названием гарнизона.
История 1
В одном из первых отпусков я в Луганске встретился со своими однокашниками по штурманскому училищу. Пошли в лучший в городе бар «Перник», начали делиться впечатлениями от службы. Товарищи выпускались по профилю военно-транспортной авиации (ВТА), уже полетали по миру и хвастались:
– Побывали в Африке, в странах соцлагеря – ГДР, Польша, Венгрия…
Мне хвастаться нечем, сижу, молчу, я выпускался по профилю морская ракетоносная авиация (МРА), наши полки базируются внутри страны, по периметру, в основном.
Один из ВТА-шников не выдерживает:
– Что молчишь? Ты где служишь?
– Где, где… В Монгохто!
– Как? Монгохто? А это в какой стране?
– Ну вы же штурмана, е-мое…
История 2
Обычно деньги в отпуск перевозили «на аккредитиве», это бумажка такая ценная, её в сберкассу сдаешь – тебе выдают деньги.
Приехал в отпуск в Луганск, там родители жили, пошел в сберкассу, деньги получить, отдал кассирше аккредитив, который мне выписали в сберкассе Монгохто, а дальше случилась непонятка. Кассирша напряглась, косо на меня посмотрела, взяла мой аккредитив и быстро убежала в недра сберкассы. Через некоторое время кассирша вернулась с группой поддержки – заведующей и милиционером, и они приступили к следственным действиям:
- Скажите, подозреваемый, а разве есть в Советском Союзе такой город – Монгохто?
– Города нет, но поселок есть и сберкасса там есть, видите, на печати написано «Монгохто».
Короче, деньги мне выдали, но чуть позже, после консультаций с вышестоящей сберкассой.
История 3
И еще расскажу про небольшую военную тайну, ну, такую – бывшую в употреблении.
Давным-давно моя Родина – Союз Советских Социалистических Республик, построила сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Не то, чтобы нам совсем уж плохо жилось без этой диковинки, но так, на всякий случай, чтобы знали всякие заморские иностранцы, что можем мы построить многое, хотя и не всегда можем объяснить – зачем.
Впрочем, мы и сейчас идем той же дорогой, по тем же граблям, достаточно вспомнить возню с «пассажирским Ту-160». Ну ладно, не буду о грустном.
Так вот, самолет построили, похвасталась на весь мир, и тут вдруг призадумалась – а зачем он нужен? Ну, полетали на нем из Москвы в Алма-Ату, поняли, что очень дорого обходится эксплуатация, и решили куда-нибудь пристроить.
Где у нас деньги не считают? В армии! Вот туда и отдадим, в Дальнюю авиацию. А Дальняя авиация не хочет брать, мол, пассажиров у нас мало, и так быстро нашим пассажирам летать не надо, а стрелять этот самолет не умеет. Ну, тогда на флот отдадим, там любят все большое.
Сам флот вроде не против и даже решил, что будут делать из этого монстра дальнего разведчика-целеуказателя или даже самолет радиоэлектронной борьбы, но вот Авиация флота сопротивляется, мол, зачем нам эта дурра: ни петь, ни свистеть... А военно-морские стратеги придумали – пусть разведку разведуют, а потом помехи ставят на сверхзвуке, быстро и много, будут ваши самолеты-ракетоносцы прикрывать, когда вы дивизиями на удар по авианосцам полетите.
Пока ученые думали, какую разведывательно-целеуказательную начинку вставить в самолет, вдруг очень неожиданно приняли решение заранее обустроить инфраструктуру для монстров и сразу начали строить для них стоянки, ведь самолеты большие – им и стоянки нужны большие.
Где будем строить? Да в самом неудобном месте, где нормальный человек и не додумается разместить этих гигантов. Самолет будет секретный, вот и стоянки надо строить секретные, в стороне от других, потом эту зону обнесем колючей проволокой, и никого туда не пустим. Да там же болото... Ну и что? Болото осушить, стоянки построить! А сколько надо стоянок? Ну, с количеством пока не определились, так что постройте десяток, для начала, а там посмотрим. Несколько стоянок успели построить, а потом концепция изменилась...
Так и остались эти огромные стоянки с обвалованиями, никому не нужные, мы в них стрельбище устроили. Надо же летчикам и техникам из пистолета пострелять, чтобы не забыли, как это делается?
Свидетельство о публикации №225090800996
(смеюсь) -
...."- Ну что? Так и будем сидеть? Может, по пивку?
- Сейчас Игорь от командира придет, гундеть начнет...
Пришел Игорь, начал ковыряться в бумажках, что называется,
"репу морщить".
- Слышь, Игорь! Народ интересуется, - так и будем сидеть, или
по пивку?
- Можно и по пивку, но только после 18.00, когда служебное
время закончится.
- Может, у вас там в Острове и было принято выпивать только
после службы, а здесь все не так. Надо выпивать только в служебное
время, а в личное, - отдыхать от пьянок.
- Черт с вами, давайте ...
- А пиво пить будем "с фиксацией"?
- С какой ещё "фиксацией", с воблой будем пить.
- Ну, то есть со спиртом, вон, у меня уже давно в столе стоит, пропадет...
И вобла в этом деле лишней не будет.
- Ладно, черт красноречивый, уговорил. Только, в пределах разумного.
Закончилось служебное время, все разошлись, только в "цеху" кипела
работа. "Пределы разумного" определялись опытным путем. Дежурный
по штабу несколько раз заходил...
Я в энтом гарнизоне в 1982 г после ВМА аж 14 дней замбзп в 12 омрап прослужил, а потом в Чкаловск в 15 одрап перевёлся, а в 1983 г опять в Остров, и так до августа 1988 г - замЛп, зам (это Фсё при одном и том же окладе создавало "иллюзию" продвижения по службе) Но затем Ком. ВВС БФ А.И. Павловский сказал, что я "засиделся", и "Осенью пойдёте у нас в Храброво командиром транспортного полка".
"За что? - тов. Командующий, я не хочу из боевой авиации уходить"... Ответ Командующего не публикую из "скромности"...
Короче, в 1986 г в своём гарнизоне поставили командиром ап... В 1988 г пришлось по рапорту - В связи с состоянием здоровья отца - (полковника-танкиста, фронтовика) перевестись в 33 ЦБП МА СССР г. Николаев, где лишь через 12 лет полковнику, (два года был уже на пенсии) сподобились дать однокомнатную квартиру в старом доме...
Но не будем о "грустном": в Монгохту ушёл с Быхова мой штурман отряда Игорь Куклин, а командирами полков всех трёх были мои однокашники по училищу: Володя Зубков (погиб на ТУ142м), Генаха Самойлов (при невыясненных обстоятельствах погиб на охоте), Саша Лепаловский (после катастрофы ТУ-16 на Сахалине (кк к-н Шыколай) перевели в Елизово, после катастрофы Ефремова, (ТУ-16) перевели в 33 ЦБП г. Николаев)... Ещё там служили кашники: Володя Шмонаев (умер), Слава Герасименко (умер), Виталик Корытко (счас в Казахстане)... а также мои пилоты, кого ещё на ИЛ-28 летать учил, типа Шуры Деменёва...
А вообще, "скромный" Вы наш, о Монгохте Вы написали скучно и неубедительно, а можете на порядок лучше, о чём свидетельствует Ваш первый опус Всякая ерунда - рассказы, 07.07.2009 11:36 - так что пишите дальше, дерзайте, и будет Вам счастье - Удачи!!! http://proza.ru/avtor/12omrap
На случай бессонницы - http://proza.ru/2011/04/10/592 (аг Остров) или
аг Монгохто http://proza.ru/2013/05/27/1592
Жму краба, с уважухой, полковник Чечель.
Полковник Чечель 12.12.2025 11:54 Заявить о нарушении