Ксения Ивановна Квасникова
В Аткарске напротив здания бывшей женской гимназии 5 октября 2023 году, в День учителя, был торжественно открыт памятник учительнице, выполненный скульптором Андреем Щербаковым. Бронзовая скульптура, молодая дама в длинном и строгом платье держит в руках учебник «Родное слово» К.Д. Ушинского. Впервые этот учебник был издан в 1864 году. «Родное слово» пользовалось такой популярностью, что вплоть до самой революции издавалось каждый год по нескольку раз. «Родное слово», как учебная книга, предназначалась для первоначального обучения в городских школах, а также в семье и адресовалась, как отмечал сам автор, детям «мещанства, чиновничества и мелкого дворянства», т.е. широкому кругу читателей.
Я подумала о Ксении Ивановне Квасниковой. Скорее всего, она не была в этих местах, но родители ее были родом из Медведевки: Иван Власович и Иулиания Матвеевна Квасниковы. В этой семье первая дочь появилась на свет 16 сентября в 1863 году. В метрической книге Церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Даниловка, Аткарский уезд, Саратовская губерния, обнаружена об этом событии запись. Судьба Веры осталась невыясненной. Из Послужного списка И.В. Квасникова известно только, что до 11 лет девочка дожила. Потом родились еще дети: Мирон - 13.08.1869, Ксения - 11.01.1866, Вера - 13.03.1877 г., Ольга – 8.05.1879 (даты взяты из Послужного списка, записи о появлении на свет единственного сына и еще 3-ех девочек пока не найдены в метрических книгах).
Известно, что И.В. Квасников в 1865-ом году поступил в 82-ой пехотный Дагестанский Его Высочества полк и был произведен в младшие унтер-офицеры. 1 ноября того же года генерал-адъютант граф Евдокимов был назначен шефом полка. В этом же году полку были назначены новые квартиры в укреплении Чир-Юрт на реке Сулак. В следующем году и родилась у Квасниковых дочь Ксения.
Иулиании Матвеевны Квасниковой не стало в 1898-ом году, она умерла от порока сердца в возрасте 57-ми лет. Могила находится на старом русском Темирханшуринском кладбище (ныне город Буйнакск). По состоянию на 2021 г. – памятник-надгробие сохранился (указано на нем, что «жена капитана»), но нет креста (ранее он был). Рядом - могила ее мужа Ивана Власовича, умершего позднее – в 1909 году.
Из письма И.В. Квасникова своему племяннику – Николаю Ванифатьевичу от 10.03.1907 г.: «Ротного твоего командира я очень и очень благодарен за добрую память. Хорошо его помню и знаю; как же не знать и не помнить Тиграна-то? Ведь он не только что в Шуре учился, но и у меня бывал, - не только что бывал, но и живал – как теперь вижу его – коренастого, с шапкой густых черных волос на голове. Передай ему от меня глубокий поклон и большое спасибо за его память обо мне.
У тебя есть моя карточка, - при случае покажи ему, пусть он посмотрит, как я постарел и поседел. Скажи ему, что я живу по-старому в том же своем доме, дети мои все по местам определены: Ксения – учительница в здании женской гимназии – замуж не вышла; Мирон – он после реального училища – кончил курсы в Харьковском технологическом институте и получил звание инженера-технолога, теперь служит инженером на Сибирской железной дороге, должность его – начальник вагонного пара, был женат на дочери бывшего здешнего казначея, но она умерла, оставив ему троих детей: 2 дочки и 1 мальчик, которые теперь живут здесь у меня и учатся. Затем дочь Вера, которая при нем только что ходить начала, замужем за офицером здешнего батальона резервного, имеют свой дом и пятерых детей: 3 дочки и 2 мальчика, старшая из дочек уж в 3 кл. здешней женской гимназии и учится очень хорошо, затем самая младшая из моих дочерей – Ольга, теперь замужем за казачьим офицером – сотником – адъютантом пластунской бригады, которая квартирует в Шуре, а Ольга с мужем живут в моем доме; детей не имеют. Дом свой я значительно улучшил и расширил; он теперь имеет 8 комнат, 2 кухни и два подъезда».
Из этого письма мы узнаем, что Ксения – учительница и не замужем. В 1907-ом году ей уже 41 год.
В другом письме от 24.10.1907 г. тому же адресату Иван Власович написал: «Какой ты, Николаша, не то упрямый, не то ленив: я прошу мерку, указываю, как снять её, а он одно толкует калоши № 6-й, мне кажется, велики по ней, - у нас Ксения и Вера носят № 3-й. Но, во всяком случае, не отнекивайся, а пришли поскорее мерку. Пусть Поля станет на лист бумаги, а ты очерти кругом ноги её карандашом; только карандаш держи прямо вертикально, не наклоняй ни к ножке, ни от ноги, иначе чертёж уменьшишь или увеличишь – в особенности возле пятки – ведь нужно не только то, что подошва ноги захватила, а нужно, чтобы вошли выпуклости пальцев и пятки, - потом, чтобы не пересылать лишней бумаги, обрежь около линии карандаша, карандаш не захватывай».
В этом письме указано, что дочери Ивана Власовича – Ксения и Вера носят 3-ий размер женской обуви. Приводится инструкция, как снять мерку с ноги. Какому размеру соответствовал номер 3, найти не удалось.
В дореволюционной России размер обуви определяли индивидуально - обувщики измеряли ногу клиента и вручную шили ботинки. Например, московский обувщик С.С. Розанов в своем каталоге «Прейскурант» советовал: «При заказе покорнейше просим присылать чертеж с ноги», или предоставить старую обувь для определения размера.
К началу XX века в Дагестанской области имелись только 2 общеобразовательные средние школы: реальное училище и женская гимназия в Темир-Хан-Шуре. В них обучалось 520 учащихся.
Ксения была учительницей в Темир-Хан-Шуринском городском начальном училище. Работала учительницей в женской гимназии. Преподавала географию и чистописание (данные Адрес-календаря Дагестана за 1912 год).
В Кавказском календаре на 1901 год Квасникова К.И. указана, как учительница Темир-Хан-Шуринского городского начального училища. В 1903-ем году было организовано "Общество по устройству народных чтений в г. Темир-Хан-Шуре и Дагестанской области" (др. название "Общество распространения народных чтений"). Членами Общества по воскресным и праздничным дням в городе читались лекции, устраивались спектакли и концерты. Темы лекций были разнообразны. Это литературные произведения: "Кавказский пленник" и "Хозяин и рыбак" Л.Н. Толстого; исторические: "Владимир Св. и Крещение Руси", "Куликовская битва", "Петр Великий"; религиозные: "Кирилл и Мефодий" и др. Членом правления данного Общества была начальница Темир-Хан-Шуринской Женской гимназии А.И. Поликострицкая. В качестве чтицы принимала участие Квасникова Ксения (также Квасникова указана в Дагестанском сборнике Т. II 1904 г., как казначей "Общества по устройству народных чтений в г. Темир-Хан-Шуре и Дагестанской области"). В Кавказских календарях на 1905-06 гг. Квасникова К.И. значится, как Классная надзирательница в Темир-Хан-Шуринской Женской гимназии. В Кавказских календарях на 1907-08, 1911-13 гг. - учительница русского языка и истории в Темир-Хан-Шуринской Женской гимназии. В Кавказских календарях на 1914-15 гг. - учительница географии и чистописания в Темир-Хан-Шуринской Женской гимназии. В Кавказских календарях на 1916-17 гг. Ксения Ивановна Квасникова значится как преподавательница в Темир-Хан-Шуринской Женской гимназии.
1 сентября 1906 г. по 8 июня 1913 г. Борис Миронович Квасников кончил полный курс по основному отделению в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, где преподавательницей, в том числе, была его тетя – Ксения Ивановна Квасникова.
Материалы, полученные из Дагестанского Государственного Архива:
Ведомости по Темир-Хан-Шуринской Женской Гимназии за 1911/12 гг. В этих Документах представлены следующие данные на Квасникову Ксению Ивановну:
Ведомость о числе успевающих по отдельным предметам у каждого преподавателя Темир-Хан-Шуринской женской гимназии за II четверть 1911/12 учебного года.
П р е д м е т ы. Русский язык
П р е п о д а в а т е л и. Гжа Квасникова
Число учащихся. 74
Число успевающих. 66
В %%. 89
П р е д м е т ы. История
П р е п о д а в а т е л и. Гжа Квасникова
Число учащихся. 25
Число успевающих. 24
В %%. 96
Ведомость о числе успевающих по отдельным предметам у каждого преподавателя Темир-Хан-Шуринской женской гимназии за III четверть 1911/12 учебного года.
П р е д м е т ы. Русский язык
П р е п о д а в а т е л и. Гжа Квасникова
Число учащихся. 73
Число успевающих. 66
В %%. 90
П р е д м е т ы. История
П р е п о д а в а т е л и. Гжа Квасникова
Число учащихся. 24
Число успевающих. 20
В %%. 83
Ведомость о числе успевающих по отдельным предметам у каждого преподавателя Темир-Хан-Шуринской женской гимназии за IV четверть 1911/12 учебного года.
П р е д м е т ы. Русский язык
П р е п о д а в а т е л и. Гжа Квасникова
Число учащихся. 73
Число успевающих. 53
В %%. 73
П р е д м е т ы. История
П р е п о д а в а т е л и. Гжа Квасникова
Число учащихся. 24
Число успевающих. 17
В %%. 71
Из данных Ведомостей мы видим: Ксения Ивановна Квасникова в женской гимназии в 1911-12 гг. преподавала русский язык и историю. Возможно, среди учениц были племянницы Ксении Квасниковой - сестры Бориса Мироновича Квасникова: Лидия и Елена.
Сохранилось письмо Ксении Ивановны Николаю Ванифатьевичу Квасникову от 25.06.1904 г.:
«Здравствуй Коля!
Папа передал мне, что Вы желаете получить от меня письмо и что-либо о войне. Я исполняю ваше желание. Но с первого же слова выругаю Вас хорошенько. Как не стыдно Вам, русскому воину, да еще Николаю, как не совестно верить, что над нашими берут верх японцы! Кто вам это сказал? Не верьте никому, кто скажет дурное про русского солдата, казака или моряков. Я выписываю газеты, телеграммы, и всей душой, всеми мыслями там, на войне; я слежу за всеми движениями наших несравненных воинов. Да, несравненных, ни в одном государстве нет таких солдат, как наших. Ни одного царя Императора любят так, как любим мы своего доброго и заботливого Императора. Сила русского велика, но не забывайте, что в начале войны моряки не потеряли головы, влепили и они японцам затрещину. Вы пишите, что будто японцы все берут и берут верх, но ведь надо знать, как берут: берут по русской пословице «Хоть рота в крови, да наша взяла». А рота-то у них сильно в крови. Наши отступают, нам отступать выгодно. Сдуру этого не делают. Во главе армии стоит Куропаткин, а каков этот генерал, - сами увидите. Он знает, что надо делать, и дело свое сделает, только дай ему, Господи, здоровья. Я знаю этого генерала, я видел его деятельность в За-ской области. Я верю, что он сильно утрёт нос японцам, я верю, что наши победят, как верю, что есть Бог на небе, и что с нами Бог!
Помните, что ген. Куропаткин жалеет русское войско, он не любит напрасно проливать дорогую кровь. Он ждет. Он ждет усиления своей армии и ослабления японцев. Их перебито гораздо, гораздо больше, чем наших, да они еще… и голодают, и, конечно, много их умирает. Ведь пищу то возят по морю, и не всякий пароход до них доходит. Наши моряки тоже не дремлют. Разве Вы не слышали, что их пароходы с крупой да с рыбой частью были потоплены, а частью вернулись домой и задержались. Значит, провиант во-время не пришел, значит японцам и поголодать пришлось.
Конечно, и у нас уже многих храбрых не досчитаешься, но они погибли со славой, они поддержали славу родины, они умерли за честь России. Помните же их добрым словом, не клевещите на них: они убиты, но не побеждены.
А вам разве не читают телеграммы? Разве ваши офицеры не говорят о тех подвигах, которые совершают наши герои. Вероятно, говорят и объясняют, но солдаты любят слушать басни по разным закоулкам. Это я и здесь замечаю. Наш денщик тоже иногда принесет такую новость о базаре, что я непременно спрошу, кто ему сказывал – русский или нет, и всегда оказывается, что сплетничали нерусские.
Прощайте, будьте здоровы, да побольше веры в русскую силу.
Ваша сестра Ксения. 25-го июня 1904 г.»
Читая данные строки, я представляю строгую учительницу, которая обращается к брату (он младше ее на 16 лет) на «Вы», укоряет его в неправильной позиции по отношению к русскому солдату, рассказывает ему, что выписывает «газеты, телеграммы, и всей душой, всеми мыслями там, на войне», нет слов о собственной жизни, быте, о хозяйственных заботах.
Свою жизнь Ксения Ивановна Квасникова посвятила образованию! В 1912-ом году ей было 46 лет, а далее документы с упоминанием о ней пока не найдены. Впереди – революция, реформы в образовании. Как встретила она свою старость? Неизвестно. Может быть, будут новые сведения...
Свидетельство о публикации №225090800997