Он был целой вселенной для поклонников

Друзья!
Из Сети

7 сентября 2025 года на 77-м году жизни скончался один
из самых издаваемых фантастов России Василий
Головачев. Причиной смерти стал инсульт.
Новость о кончине писателя появилась в telegram-
канале его коллеги, фантаста Вадима Панова.
Подробности позже рассказал Евгений Харитонов в
беседе с aif.ru. По его словам, Головачев долго и тяжело
болел: «У него были очень большие проблемы с
суставами, он перенес серию инсультов. Все это стало
причиной смерти».
Вдова писателя, Зоя Головачева, подтвердила ТАСС, что
причиной смерти стал инсульт в реанимации. Его
госпитализировали за неделю до смерти. Лечение
мощными препаратами дало осложнение на почки.
«Вчера я была у него, сегодня его должна была
забрать домой, но мне позвонили, сказали, что ему
хуже...», — рассказала она.
Мастер русской фантастики
Василий Васильевич Головачев родился 21 июня 1948
года в городе Жуковке Брянской области. Он окончил
Рязанский радиотехнический институт и долгое время
работал инженером-конструктором. Но любовь к
писательству победила: в 1989 году он оставил работу,
чтобы полностью посвятить себя книгам.
Фантаст написал около 200 произведений, которые
разошлись общим тиражом более 18 миллионов
экземпляров. Его романы «Реликт», «Смерш-2»,
«Перехватчик», «Бич времен» и десятки других
произведений регулярно становились бестселлерами.
Творческое наследие и награды
Василий Головачев состоял в Союзе писателей СССР, а
позже — России. В основном писал в жанре фантастики,
сочетал в произведениях космические сюжеты,
элементы эзотерики и национальный колорит. Его герои
— персонажи со славянскими чертами, которые
противостоят различным угрозам. Стилистика нашла
отклик у широкой аудитории.
В 2008 году был включен в российскую Книгу рекордов
как автор 40 оригинальных романов, изданных
большими тиражами. Среди наград — премии «Аэлита»,
«Золотой кадуцей» и «Звездный мост». Также писатель
получил Орден рыцарей фантастики.
По его роману «Смерш-2» сняли фильм «Запрещенная
реальность» (2009) с Игорем Петренко и Александром
Балуевым в главных ролях. Писатель тоже там
снимался. Ему досталась роль генерала.
Мало кто знает, что талант Василия Васильевича не
ограничивался словом. Еще он был художником-
футуристом и проиллюстрировал несколько своих книг.
«Он был больше, чем писатель — он был целой
вселенной для поклонников. Его книги о силе духа и
борьбе добра со злом навсегда останутся с нами», —
написали в соцсетях коллеги и читатели.
У писателя остались жена, двое детей (сын и дочь), а
также две внучки. Прощание с Василием Головачевым
пройдет в его родной Жуковке Брянской области, в
местной библиотеке".https://media.halvacard.ru/.
...Други!
Признаюсь, не совсем люблю современную фантастику. Для меня она  гораздо ниже божественных  книг "Агни-йога",данных  Великим Учителем М. с вершин Гималайских гор.Космический Иерарх, пришедший с Венеры на планету Земля 18 миллионов лет назад,ныне  возглавляет  ТАИНСТВЕННУЮ ШАМБАЛУ.Её признавал только советский писатель-фантаст Иван Ефремов, создвший великолепный роман "Туманность Андромеды".
"Советский и российский писатель-фантаст Василий Головачев, был сценаристом, продюсером и художником. Его творчество сочетает в себе такие направления, как космическая фантастика, эзотерика, русский национал-патриотизм и русское неоязычество, фэнтези".https://ru.wikipedia.org/
...Не знаю,шарахался ли ушедший в мир иной от слов Мир Огненный,Иерархия Света,Космический Магнит,но в Небесах явно не признают грубых невежд, сурово наказывают за  предательство и оскорблеие Высшего!
Надеюсь,  надземная судьба Василия Головачева будет счастливой и он встретится с "ГЛАВНЫМ ФАНТАСТОМ" нашего времени Владыкой М., Великим Учителем Блаватской и Рерихов.
В.Н.
В.Н.
**********
1.Вселенная знает, как я работаю
Василий Головачев о роли информационного поля, русском неоязычестве и том,
что человечество еще не совсем обречено.

Василий Васильевич Головачев (р. 1948) – писатель-фантаст, сценарист, продюсер,
художник. Обладатель множества наград, среди которых специальная премия
«Философский камень» от Харьковского института чудаков за выдающиеся заслуги перед
Ее Величеством Фантастикой на Международном фестивале фантастики «Звездный мост
– 1999», приз за лучший роман года, воспитывающий молодежь в духе патриотизма (2000,
МВД Украины (Харьков), премия Международного фестиваля фантастики «Звездный мост –
2004». В 2005 году внесен в Российскую книгу рекордов и достижений как самый популярный
фантаст современности. В 2006 году звезда из созвездия Близнецов названа именем
«Василий Васильевич Головачев». Лауреат Международной литературной конференции по
вопросам фантастики «Роскон» (приз «Большой Роскон», 2006) и обладатель ордена Союза
ветеранов боевых действий как писателю, адекватно отразившему образы молодых героев
современности.
Василий Головачев –
признанный мэтр и старожил
русской фантастики, один из
самых плодовитых и читаемых
отечественных фантастов, по
сути, создатель нового жанра –
русский эзотерический боевик. В
1990-е годы романы из серии
«Запрещенная реальность»
сметали с прилавков, ждут
новых романов Головачева и
сегодня. О секретах творческого
долголетия, будущем
фантастики и человечества,
славянских богах с Василием
ГОЛОВАЧЕВЫМ беседовал
Максим МАКАРЕНКОВ.
– Василий Васильевич,
прежде всего скажите,
пожалуйста, как удается сохранять столько лет и творческую активность, и читательскую
аудиторию?
– Работа. Постоянная работа. Я, как камертон, откликаюсь на все новое, особенно в науке. Ищу
новые идеи в физике, математике, социологии, космологии, психологии. Я постоянно погружен в
жизнь нашего мира и реагирую на вызовы жизни.
Все это позволяет мне постоянно оставаться «на волне», держать себя в интеллектуальной и
физической форме. Кроме того, раз я на волне, то нахожусь немного сверху, над событиями.
Поэтому я вижу широкую картину происходящего с человечеством. Я словно на водных лыжах,
лечу на волне времени, а она меня не настигает и не хоронит. Нахождение на волне дает форму,
но и требует постоянных нагрузок и определенных жертв. То есть в принципе для меня не
существует ни суббот, ни воскресений – я работаю.
Далее. В 90-х, когда писал «Смерш-2» (первый роман из серии «Запрещенная реальность»), я
попал в определенную точку интереса. Это был общественный запрос, если хотите: вокруг
неустроенность жизни, СССР распался, впереди непонятно что, исчезлаи система, государство,
которое помогало людям, уверенность в будущем, возможность его планировать. Все заменили
бизнес-отношения. Людям хотелось справедливости, надежды на то, что они не брошены. Видимо,
мне удалось попасть в эти чаяния, ответить на запрос. В этом и причина популярности. Люди
видят, что я за них радею, я пишу о том, что им близко, им интересно то, что я пишу. А этот интерес
и меня тоже поддерживает.
– Вы сказали, что нахождение «на волне» требует отслеживания новых научных идей, это
огромное информационное поле. Как строите эту часть работы?
– Большинство новых идей, конечно, рождается на стыках наук. И я все время ищу новую физику,
новую астрономию, астрофизику, то есть любые публикации, которые дадут мне новые идеи.
Кстати, телевидение очень много в этом плане дает. Но я смотрю только передачи, которые
затрагивают сферы моих интересов. И бывает так, что я могу записать какую-то вещь, а потом, на
основе этой информации, выстроить рассказ. Но прежде всего, конечно, это постоянный поиск
внутри меня, который и позволяет мне создавать те вещи, которые не даются никому другому, и не
только из фантастов. Вы спросите почему. Да потому что внутри меня резонансный контур – может
зацепить любое слово. Вот я что-то читаю и вдруг цепляю фразу, которая может стать идеей. Я эту
фразу в себе храню, а спустя время какое-то слово мгновенно цепляет, вспоминается ранее
услышанная фраза, и я вижу новую идею. Газета, разговор, телевидение, интернет – я все время в
информационном пространстве. Вселенная уже знает, как я работаю, поэтому мне очень часто
приходят подсказки свыше. Например, нужна мне была определенная информация, а дело в 90-х,
когда интернет еще далеко не везде. Я иду по книжному рынку в «Олимпийском», и мне
попадается та книга, которая необходима в данный момент. И такое случалось не однажды.
Вселенная подстраивается, чтобы дать информацию. И я живу на этой информации постоянно.
– В Википедии о вас пишут так: «творчество сочетает в себе такие направления, как
космическая фантастика, эзотерика, русский национал-патриотизм и русское
неоязычество». Могли бы вы рассказать подробнее, как оказались национал-патриотом,
продвигающим русское неоязычество?
– Формулировка не моя, но, честно скажу, подходит. Потому что я за Родину пасть порву. Я
настолько русский человек, что никогда отсюда не уеду, как бы плохо мне ни было. Для меня
Родина, и малая в том числе, значит всё. Потерять ее – это потерять жизнь. Поэтому, естественно,
я отстаиваю все, что связано с Россией, с ее народом, который настолько оплеван западными
идеологами, настолько неправильно преподносится, что мне больно делается. Поэтому я пытаюсь
в своих романах все время отстаивать Россию, русского человека! Если вдуматься в нашу
историю, Россия, даже когда выходила на историческую арену, завоевывала пространство, ни одну
нацию не уничтожила, напротив – поддерживала: язык, культуру, даже здравоохранение.
– В романе «Смерш-2» есть момент, когда главный герой заступается за старика-азиата,
которого пытаются какие-то русские гопники прижать. Так что для вас русский, русская
общность?
– В России живут не только русские, у нас страна многонациональная. И я считаю, если человек
проникся русским духом, если этот человек за Россию – он русский независимо от того, какой он
национальности. Русский – не национальность, это мировоззрение в первую очередь. И поэтому я,
человек русского мировоззрения, готов жить со всеми дружно, мирно, с улыбкой и радостно.
– А почему с русской общностью связываете неоязычество?
– Это сложная для меня тема. Более тысячи лет назад наших богов, древнюю веру жестоко
уничтожили, когда вводили христианство. Возродить ту веру, которая была когда-то в ее
первозданном виде, наверное, нельзя. Если она ушла, то уже не вернется. Это очень тяжелая
тема, которой я раньше касался в большей степени. Сейчас древняя русская вера требует новой
разработки. В моих книгах она звучит и будет звучать до конца жизни.
– Раз уж заговорили о древней вере и древних символах, хочу спросить – в романе «Война
HAАRP» есть момент, когда один из главных героев дарит своей невесте сережки в виде
золотых свастик. Как относитесь к этому символу?
– К великому сожалению, этот крест с загнутыми концами использовали гитлеровцы. Они
специально убили один из древнейших русских символов – правозакрученную свастику. И сейчас
мы в ситуации, когда с символом связана очень горькая память. И возрождать символ уже нельзя
и отказываться – нельзя! Это все равно наше прошлое. И если к нему чисто относиться, то знак
этот будет на тебя работать.
– Продолжим о мировоззрении. Во многих ваших книгах очень четко прослеживаются
отголоски «Розы мира» Даниила Андреева. Порой вплоть до терминологии. Какое влияние
она на вас оказала?
– Безусловно, когда я прочитал «Розу мира», она оказала на меня огромное влияние. Как и идеи
Гурджиева, а в большей даже степени Успенского. Мне близка идея Мультиверса, то есть
множественных соприкасающихся вселенных, где все идеи уже порождены. Это значит, что идея,
которую я описываю, уже может быть где-то реализована. Мне было интересно от Андреева взять
определенные идеи действующих в Мироздании сил, они есть и в «Посланнике», и в «Реликте».
Понимаете, все, что я воспринимаю, я перерабатываю и встраиваю, как кирпичик, в свое строение.
– По сути, все информационное пространство вы воспринимаете как сырье для своих идей
и текстов?
– Да, абсолютно всё. Но так делают все писатели. Но, конечно, происходит переосмысление. Я
отталкиваюсь от полученной информации, но мне нужен свой подход, свой вариант ее проработки.
– Немного уточню. Есть люди, которые погружаются в изучение какой-то темы настолько
глубоко, что в определенный момент становятся носителями и распространителями этих
идей.
– Если говорить именно о глубине проработки информации с точки зрения писателя, как
инструмента ремесла, то у западных писателей проработка глубже, чем у наших. Особенно этим
могут похвастаться, кстати, американцы. Вот возьмешь два десятка лучших американских
писателей, посмотришь их циклы романов, так они не оповещают сразу, как наши – я задумал
цикл, я буду писать десять романов!
Ну, обалдеть, блин! Ты найди сначала информацию на десять романов. А то получается
информации на один роман, а потом идет месиво, затем идет винегрет. А вот американцы
рассчитывают все от и до. И если они пишут, то пишут конкретно, используя огромное количество
материала. Но есть особенность – кровь реками льется, и они ее смакуют. Но каждый
прорабатывает мир по-своему. Скажем, есть такой писатель Ли Чайлд, автор серии романов о
Джеке Ричере. Читаю я его с удовольствием, но писать так не стал бы. Чайлд описывает каждую
мелочь, он очень подробен, а мне важнее динамика. Но такие вещи, где каждая деталь работает
на героя, я читаю с удовольствием.
– А прямым учителем можете кого-то из авторов назвать?
– Пожалуй, нет. Я во всех писательских тусовках был сам по себе. Дружил с Савченко,
Михайловым, контактировал со Стругацкими. Встречался со многими фантастами старшего
поколения, но не воспринимал их как учителей. Я – единоличник. Не хотел подражать ни
Стругацким, ни Станиславу Лему, мне было интересно писать по-своему.
– Давайте еще немного о писательской кухне. У ваших текстов есть особенность, одни за
нее хвалят, другие ругают. Это обязательный герой – крутой спецназовец, с обязательной
возлюбленной – образцом русской красоты. Это баг или фича?
– Это точно не баг, и своих героев я не стыжусь. В нашем мире что-то сделать может только
сильный, подготовленный человек. Я не люблю писать о людях, которые сомневаются в себе,
рыдают, умирают и потом все-таки побеждают. Ну не может этого быть. Да, такого многим хочется.
Особенно юзерам, которые сидят за компьютером, хилым ребяткам, которые мечтают, не прилагая
усилий, стать такими вот хнычущими победителями. А я мечтал о другом – чтобы мой герой мог
что-то сделать. Не просто осудить зло, а победить его. Поэтому они все у меня ребята мощные.
Правда, в последнее время я чуть снизил обороты, наверное, старею.
– Удается ли соответствовать своим героям? Как строите свой рабочий день, например?
– Работаю по давно уже заведенному порядку – с утра и до обеда пишу, потом отдыхаю и после
обеда, примерно с четырех, опять сажусь работать. В основном так – утром я пишу от руки, а
вечером переношу написанное в компьютер и правлю. В таком режиме живу, наверное, уже лет 40.
От руки пишу лет 50. Ух, елки зеленые, как время летит. Вставал рано, в шесть утра – всегда не
высыпался. Когда начинал только публиковаться, приходил с работы и тоже писал. Я еще и
рисовал в те времена, и в волейбол играл. На все хватало. Постепенно менялась жизнь,
окончательно устаканивался и график. Но все равно я уже много-много лет не люблю праздники.
Один праздник, который я еще могу терпеть, – это Новый год. В остальные все равно работаю. И 8
марта работал, и в свой день рождения.
– Близкие люди не обижаются?
– С женой давно уже все увязано, мы же 53 года вместе живем. Поднастроились! Вы знаете,
человек – это пара. Мужчина и женщина вместе – человек. Один мужчина, одна женщина – нет, не
человек. Поэтому мы с женой давно уже один полноценный человек.
– Почему пишете именно от руки? Способ концентрации?
– Я первый свой рассказ написал и отослал в «Технику – молодежи» от руки, в тетрадке. Реакции
не было, но я так и продолжал писать – от руки. Первая пишущая машинка появилась только в
Днепропетровске, где-то в 77-м году, и то на двоих с писательницей Коваленко. С тех пор привык.
Но и привычка эта служит определенной цели. Когда я пишу от руки, могу мгновенно зачеркнуть
слово, написать сверху новое, это все быстрее, чем на компьютере. Зато потом, когда я переношу
написанное в машину, то правлю еще раз, и получается достаточно чистый текст. Мне редактор не
нужен.
– Вы постоянно мониторите информационную сферу, в том числе фантастику. Какие-то
значимые процессы в литературе видите?
– К сожалению, весь литературный процесс уходит в машины, в цифру. Как я уже говорил,
бумажная книга в конце концов не уйдет совсем, но станет подарочным вариантом. В бумаге будут
издавать только в редких случаях, когда надо либо поощрить автора, либо подарить как ценный
артефакт. То есть бумажная книга будет все больше становиться этаким признаком статуса
человека.
– Как уход в цифру влияет на фантастику?
– Думаю, в будущем мы придем к срастанию книги как сценария с играми и виртуальной
реальностью. Будет этакая гейм-литература. Ты будешь ее не только воспринимать, но и
участвовать в литературной игре, которую придумал автор.
– А вы свои книги в таком формате видите?
– Да, конечно. У меня любую книгу можно переводить в киноформат. Они богаты динамикой,
агрессивны, для сценариста раздолье. Однако то, что сняли… Не то чтоб совсем мрак, но совсем
не так, как я хотел.
– А что происходит с российской фантастикой? Она вообще существует как самобытное
явление?
– Да, существует. Отличия от западной, безусловно, имеются. Это отличия, скажем так, масштаба
пространства. Потому что у нас цивилизация другая. Западная цивилизация пишет свое, и
практически всегда это сводится к игре в бизнес, в конкуренцию. У нас настрой иной, как мы в
советские времена настроились, так этот настрой отчасти и сохраняется. Хотя, конечно, благодаря
электронке, в литературу пролезло такое, что никогда раньше не появилось бы. Российское
видение того, что будет в будущем, сохраняется, мы отличаемся от Запада своим восприятием и
своим отношением к жизни.
– Коллег-фантастов читаете, можете кого-то выделить?
– Сейчас очень редко. Наошибался, потерял много времени. Из той десятки, которая муссируется
все время, кочует по рейтингам… Никого не выделю. Да и сами эти рейтинги, они ж абсолютно
местечковые. Точно так же, как и премии в области фантастики. Вы думаете, они даются за лучший
роман?
Да ни фига! Пришло на мероприятие больше людей какого-то писателя, тех, кто его читает, его и
избрали лучшим. И так тянется уже много лет, поэтому все эти премии – вранье. Чтоб начал читать
и сказал: ой, отлично! – давно не было. Когда-то очень хорошо начинал Дивов. Сейчас он
немножко увлекся всякими, так сказать, игрушками … Хотя литератор он неплохой. У него много
читателей, но последние вещи мне не очень нравятся. Нравится Злотников, скажем. Прекрасный
парень, я его люблю, но пишет он подростковую литературу. А мне бы хотелось что-нибудь типа
Дэвида Геммела. Его «Волк среди теней» – это, я считаю, шедевр. Он повыше Толкиена, на мой
взгляд. У нас писателей такого масштаба я не вижу. Я очень хочу, чтобы новые имена появлялись,
находили себе аудиторию, причем вне замшелых рейтингов и критиков.
– Как оцениваете китайскую фантастику, к которой сейчас явно растет интерес?
– Читал я и Лю Цысиня, и Теда Чана. Интересно, насколько китайцы иная цивилизация. Они всегда
пишут о себе так – у Лю Цысиня ни одной иностранной фамилии среди значимых героев нет. У них
вбито в подсознание, что они возвышаются над всеми и будем владеть всеми, не зря же назвали
свою страну Поднебесной. Но с точки зрения ремесла вещи очень добротные и по сюжету, и по
научной составляющей. Такие тексты, конечно, будут и дальше пробиваться к аудитории...
– Давайте поговорим о завтрашнем дне. У вас есть видение того, как будут в нашей
реальности разворачиваться события?
– А что будет дальше… Я не верю в человечество. Не оптимист в этом плане. Вселенной такой
разум, как наш, практически не нужен. Но все равно стараюсь писать оптимистично, думаю о том,
что может родиться из сегодняшнего человечества, что будет там – за разумом. Я на эту тему
давно рассуждаю и сейчас вот отправил в издательство роман «Месть Солнцу». Действие
происходит в далеком будущем, когда не останется ни звезд, ни черных дыр, но разум сохранится,
и эта разумная система решает подкачать себе энергию из нашего прошлого и начинает тянуть
энергию из Солнышка. Мне так интересно было писать! Создаст ли человечество систему
«заразума», у которого не будет таких ошибок, которыми мы сейчас живем?
Мы ими дышим, всеми этими ошибками, к большому сожалению.
– И все же вы пессимистичны… Человечество обречено?
– Знаете, при всех наших ошибках люди – единственные существа в мире, которые умеют любить.
Я считаю, интеллекта просто не может быть, если он не может любить. Да, он может возникнуть. А
потом – война. Что мы видим сейчас в космосе? Ни одной цивилизации мы так и не обнаружили.
Почему? Да, они давно все передрались. Поскольку были основаны на чистом интеллекте или
чистых эмоциях. А мы – посередине. Мы и интеллектуалы, потому что умеем строить и думать о
будущем, и мы умеем дружить и любить. Когда есть баланс, есть шанс, может, и выживем. Да, мы
боремся, воюем, друг друга уничтожаем, но пока есть какой-то шанс, что через цифру, через
суперкомпьютер или, наоборот, через отказ от них система человечества выживет. И появится
«заразум», который можно будет называть божественным со своими божественными законами.
https://www.ng.ru/
******************
2.УДИВИТЕЛЬНЫЕ МИРЫ ВАСИЛИЯ ГОЛОВАЧЁВА.

…Его имя прогремело среди любителей фантастики в конце 80х – начале 90х. Ещё жил и
здравствовал Сергей Павлов, разворачивая свои эпические полотна о покорении
человечеством Солнечной системы. Еще творил «звёздный тандем» братьев Стругацких,
активно работали Кир Булычев и Владислав Крапивин. Но, с появлением Василия
Головачёва, всем стало ясно – на небосклоне научной фантастики взошла новая яркая
звезда…
Василий Васильевич Головачёв родился 21 июня 1948 г. в Жуковке Брянской области.
Закончил институт по специальности инженер-конструктор радиоэлектронной аппаратуры.
Служил срочную на Дальнем Востоке. После переезда на Украину (впрочем, тогда у нас
была единая страна!) устроился на работу в Украинский Государственный проектно-
конструкторский институт «Металлургавтоматика». Там он прошел ступени: инженер –
руководитель группы – начальник отдела.
С 1983 года – член Союза писателей России (и Украины). Профессиональным писателем
стал в 1989 г. , когда читатели были просто покорены его произведениями «Особый
контроль», «Спящий джинн», «Отклонение к совершенству» и др.
В тогдашней фантастике он сразу нашел (и прочно занял) свою «нишу» - русский
писатель-патриот, пишущий о космической экспансии Человечества.
В мире, описанном Головачёвым, наши потомки уверенно вышли на просторы Вселенной.
Основали колонии на планетах других звёзд. Построили космические корабли, способные
перемещаться со скоростью, во много раз быстрее скорости света, оснащённые
специальными устройствами – «дыробоями». Освоили телепортацию людей и грузов,
назвав новую транспортную систему привычным словом «метро». (Особенно эффектна
сцена, где ГГ, выйдя утром из своей квартиры в мегаполисе Брянска, входит в статр-камеру
местного «метро» и, через мгновение, выходит из финиш-камеры на борту спейсера,
висящего в окрестностях чужого солнца в десятках световых лет от Земли.)
Картина победного космического марша Человечества (пусть – трудного, с поражениями и
потерями) в романах Головачёва очень созвучна главной теме другого выдающегося (ныне,
увы, покойного) русского фантаста – Сергея Ивановича Павлова. Ведь цикл «Лунная
Радуга» тоже о космических полётах и покорении других планет (поначалу – наших
соседок по Солнечной системе). Только у Головачёва, наши потомки, шагая по Вселенной,
больше озабочены вопросами безопасности первопроходцев – космонавтов, ученых-
исследователей и колонистов. В одном строю с ними идут Пограничники. Их долг «встать
между человеком и любой опасностью, с которой он может встретиться в дальнемкосмосе». Будь то силы слепой стихии или… представители чужого враждебного разума. А
внутри освоенного «периметра» этим занята служба Безопасности УАСС – Управления
Аварийно-Спасательной службы. Нечто вроде контрразведки и службы спасения в одном
флаконе.
И это – мудро. Вспомним историю Великих Географических открытий. Каждая солидная
экспедиция, отправляясь на поиски новых земель, брала с собой вооружённую охрану! Или
– солидный запас оружия. (Я не о военных кампаниях, вроде «египетского похода»
Наполеона, и не о пиратских набегах – речь идёт именно о НАУЧНЫХ экспедициях!).
Потому что на дальних дорогах, в незнакомой местности, возможны встречи и с могучими
хищниками и с враждебными туземцами. Не все из них склонны встречать «чужаков»
хлебом-солью! Видимо, подобные меры предосторожности придётся применять и при
полётах к другим звёздам.
Знаю, у нас, в советской фантастике, ещё со времен Ивана Антоновича Ефремова,
возобладала точка зрения, что встречи с братьями по разуму (если они тоже достигли
уровня космических полётов) будут исключительно мирными. Едва не пасторальными.
(Особенно наглядно такой «братский контакт» показан в его повести «Сердце Змеи».) Чем,
мол, выше уровень развития цивилизации, тем она «гуманнее». (Сейчас сказали бы –
«толерантнее».) Увы. Это прекраснодушное убеждение опровергаем мы сами.
Собственным примером. Никто ведь не будет отрицать, что по части техники и науки наша
цивилизация далеко ушла вперёд от каменного топора и звериных шкур в качестве одежды?
Но, несмотря на наши университеты и соборы, картинные галереи и консерватории – мы до
сих пор продолжаем воевать! Да ещё как! Одни мировые войны чего стоят!
И ещё надо учесть, что гуманизм «братьев по разуму» может быть направлен чисто на
«внутреннее потребление». И этому не надо удивляться. Стоит вспомнить недоброй памяти
гитлеровскую Германию. Ведь в этом треклятом рейхе победил «национальный
социализм»! Его вожди провозгласили «единство народа», прилагались немалые усилия,
чтобы улучшить жизнь рабочих… но… всё это относилось ТОЛЬКО К НЕМЦАМ.
Остальных (за небольшими исключениями) ждали рабский труд на новых «господ-
арийцев» и трубы крематориев.
Так что Пограничная служба и Безопасность УАСС в «Будущем по Головачёву» – это
необходимость. И без работы они не сидят. Тем более, что, в отличии, например, от мира
«Лунной Радуги» С.Павлова, человечество еще не едино, и старые конфликты не ушли.
Ещё дают о себе знать русофобия европейцев и исламский экстремизм. Да и новых
проблем прибавилось. Со всеобщим повышением благосостояния многие люди, проще
говоря, стали мучиться от безделья. Ну не всем же быть космонавтами, изобретателями и
учёными. И, если в нашем времени, обыватель вынужден вкалывать, чтобы обеспечить
себя и семью, то в Будущем, при развитии технологий… Появляются новые изуверские
секты, молодежные, далеко не безобидные, движения… Например, «эскадроны жизни» и
«беривсеи»… С этим тоже приходится бороться.
Одним словом, «Будущее по Головачёву» - это не скучно-приглаженный» земной рай,
проблем тут хватает.
Большинство романов Василия Головачёва объединены в циклы. Каждый цикл по сути –
отдельная вселенная. Почему «отдельная»? Да потому что, и там, и тут могут действовать
одни и те же герои (например – семья Ромашиных), но живут они как бы в «параллельных
мирах»! Различаются детали – у одного и того же героя в одном «цикле» может быть внук,
а в другом – пара внучек. Могут быть даже разные общественные устройства. Там –
Всемирное Вече, а тут – Верховный Совет Старейшин. Отдельные миры составляют циклы
о «чёрном человеке», «джиннах», «Реликте», «Древе Времён». Иногда Мастер, явно
забавляясь, заставляет встречаться «клоны» своих героев и даже объединять усилия, если
враг слишком силён и опасен.
Есть у Василия Васильевича и произведения, где действуют наши с вами современники.
Это циклы «Запрещенная реальность», «Евангелие от зверя», «Катарсис», «Война HAARP»
и другие. Все они «круто замешаны» на эзотерике. Вообще-то, Головачёва, авторы статьи в
Википедии назвали писателем «национал-патриотической направленности, с уклоном в
русское неоязычество». Не знаю, как вам, а мне в этих строках почудилось явное
неодобрение. Любопытно, подумалось тогда, а если бы писатель-фантаст, о котором они
писали, исповедовал бы неоязычество «с другим национальным уклоном»? С финским,
башкирским, корейским, немецким – стали бы давать ему определение «НАЦИОНАЛ-
патриота» или бы одобрительно отозвались о его «патриотизме»? Да еще бы о «развитии
национальной культуры» похвалы добавили?
Но Бог с ними – с этими «авторами». К настороженно-подозрительному отношению к
эпитету «русский» нам не привыкать. Нам ещё Ельцин пытался внушать, «шо мы щас ро-
ос-си-яане-е по-они-ма-ашь»! А сколько до него таких «просветителей» было – не
перечесть!
Читая книги Мастера, иногда поражаешься – как подробно и с каким
ЭНЦИКЛОПЕДИЧНЫМ ВСЕЗНАНИЕМ он описывает мир Будущего! Перечитайте те
страницы из «Чёрного человека», где рассказывается, как Клим Мальгин, нейрохирург из
ХХ111 века (!) готовится оперировать своего друга Даниила Шаламова, получившего
тяжелый «информационный» удар инопланетного компьютера! Сколько подробностей,
медицинских и специальных терминов об операции на мозге, которая… сейчас нашими
медиками не проводится и еще лет двести проводиться не будет!
Или описания звездолётов, космических аппаратов и баз, грузовых терминалов и залов
управления, узлов связи, снаряжения и экипировки… Не можешь отделаться от
впечатления, что АВТОР ОПИСЫВАЕТ ХОРОШО ЗНАКОМЫЕ ЕМУ ВЕЩИ И
СОБЫТИЯ. Поневоле вспоминаешь комедию Гайдая об энтузиасте-одиночке, построившем
в своей квартире Машину Времени!
(Отвлеку вас немного. А ведь у нас, в России, на рубеже «нулевых», ребята из группы
«Космопоиск» Вадима Черноброва сумели-таки собрать несколько моделей-прототипов
МВ! И получить результат! Правда – скромный. Замедление-ускорение течения времени в
рабочем объёме МВ исчислялся секундами и минутами. Но – лиха беда начало! Первые
ракеты Королёва и Глушко тоже летали невысоко! Именно тогда, Дима Медведев, будучи
президентом, весьма удивил всю Россию, не с того ни с сего «шарахнув» указ о
реформировании часовых поясов. Этот указ, я помню, зачитали в утренних новостях на
«Радио России» и был там пунктик… Звучал примерно так: все научные и опытно-
исследовательские работы в этой области (времени) должны проводится под руководством
Российской Академии наук и признанными специалистами. Понимай так –
самодеятельность тут запрещена! А то мало ли что в голову взбредёт!)
Но, вернёмся к творчеству Мастера. Конечно, я не сошёл с ума, чтобы на полном серьёзе
думать, что у Василия Васильевича Головачёва стоит дома Машина Времени! У него
просто – гениальное воображение и необыкновенный писательский талант. Тем более, сам
немного занимаясь литературой, я сумел «вычислить» истоки некоторых идей в его
произведениях.
Вообще-то писатели очень не любят, когда им задают вопрос: «А откуда вы берёте идеи
для своих книг?» (Стивен Кинг признавался, что его этот вопрос просто бесит!) Это,
друзья, равносильно тому, как спрашивать фокусника об его секретах. Писатель – тот же
фокусник. Немного. И свои профессиональные «секреты» бережёт.
Но вот, читая «Бич Времён» - роман о постройке в Будущем Хронобура, устройства,
способного соединить разные времена одним туннелем-скважиной, можно догадаться, что
мысль о нём пришла Василию Васильевичу, когда он наблюдал как… закручивают шуруп в
доску. Или – просто сверлят. Сами посудите. Начало романа – наше время, в брянских
лесах появляются странные огромные пауки (на самом деле – биороботы), которые
начинают плести шатер из паутины. Потом – хлоп! – шатёр взрывается, и на его месте уже
стоит огромное здание-колонна, упираясь в низкие облака! А ещё время от времени эта
«башня» начинает «плыть», раздаётся гул, трясётся земля, и диаметр этой колонны рывком
увеличивается! Правда, очень похоже на то, как забивают гвоздь или вкручивают шуруп?
Или – возьмём один из первых романов из цикла «Реликт». О Звёздном Конструкторе,
создатели миров. Его спора, из которой он должен родится, представляет собой огромное
(около километра в диаметре) «кожистое» яйцо (поверхность в буграх и складках). Так
случилось, что земляне поймали эту спору, и в целях изучения (куда смотрела их
Безопасность?!) притащили её на Марс. (Слава Богу – не на Землю!). А спора проснулась и
пустила отросток – «корень»… Чуть ли не до планетарной мантии! Знаете, на что это
похоже? На процесс проращивания зерна! И я голову на отсечение могу дать, что Василий
Головачёв, наблюдая за пророщенным зерном, и задумал эту книгу!
Вот почему я считаю Василия Головачёва гениальным фантастом! Это ж какую силу
воображения надо иметь, чтобы глядя на самые обычные вещи, предметы быта, которые мы
видим каждый день, черпать из их образа такие великолепные идеи! Воистину он –
замечательный писатель-фантаст!
http://proza.ru/
**************

Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
9 сентября 2025 года.


Рецензии