Человешка. Или человек-флешка
Это авторское эссе, связанное с другими текстами автора, исследующее социум как систему массового программирования личности. Текст использует провокационную метафору «человека-флешки» и содержит объективный взгляд на институты семьи, образования и культуры как на инструменты форматирования индивида. Если вы пожелаете, то можете отдать себе соответствующую команду: «Оскорбиться.exe». При этом цель текста — побуждение человека к критическому осмыслению своей «прошивки».
Дисклеймер
В тексте содержатся [в малых дозах, безопасных для вашего биоскафандра и управляющих им блоков] элементы иронии, цинизма и мизантропии. Некоторым может показаться, что текст представляет собой художественное преувеличение. Как бы то ни было, он не предназначен для тех из вас, кто уверен в исключительной оригинальности своего «Я».
ЧЕЛОВЕШКА [или человек-флешка]
Декоративный кустарник подрезают, придавая ему нужную форму. Так и с человеками, которых форматируют с рождения [как новые пустые флешки] под определённые социальные установки, по сути заливая в управляющие блоки биоскафандров нужную «прошивку», и далее всю жизнь «подрезают» неформатные отростки с помощью актуальной на текущий момент морали, уголовного и прочих кодексов, и шаблонов поведения.
Цель этого масштабного программирования — не взращивание свободных «Я», а создание предсказуемых и функциональных единиц [«юнитов»] для поддержания работы системы — социума.
Это делается для снижения энтропии. Система должна быть управляемой. Предсказуемые, правильно запрограммированные особи снижают хаос и трение внутри системы.
Кроме того, это способствует воспроизводству выстраиваемой структуры. Система запрограммирована на самовоспроизводство. Новые поколения человеков должны перенимать коды старших, чтобы поддерживать существующую иерархию, экономику и модель мира.
Правильно запрограммированные юниты становятся эффективными производителями и потребителями, поддерживая «естественный» метаболизм системы. А он естественный [без кавычек], поскольку составляет изначальную среду обитания рождённого в ней и формируемого поколения.
Заливка прошивки осуществляется поэтапно. Сначала «базовое ПО» [cемья] — это первичная и самая глубокая прошивка. Закладываются фундаментальные паттерны: язык, основные поведенческие реакции [что такое «хорошо» и «плохо»], эмоциональные шаблоны, доверие/недоверие к миру. Родители выступают в роли первых и главных инженеров-программистов, часто копируя свои собственные, иногда устаревшие или повреждённые, версии ПО на новый «чистый» биологический «жёсткий диск».
Затем следует «системное обновление» [школа]. На этом этапе происходит стандартизация мышления и закладка типовых шаблонов. Индивидуальные «прошивки» семей приводятся к единому стандарту, необходимому для функционирования в данном конкретном обществе. Школа учит не столько думать, сколько алгоритмически обрабатывать информацию: следовать инструкциям, решать задачи по заданному шаблону, принимать как данность и уважать иерархию [учитель —> ученик] и готовиться к выполнению будущих социальных функций. Это установка общедоступных стандартизированных драйверов для совместимости с другими биологическими «устройствами» в системе.
Третий этап — установка «специализированных приложений» [дальнейшее обучение, культура, СМИ]. После базовой настройки идут более узкие программы: профессиональные навыки, идеологические установки, культурные коды, потребительские предпочтения. Это экосистема приложений, которые определяют, какую именно функцию будет выполнять данный экземпляр в системе общества: «бухгалтер», «патриот», «потомственный потребитель люксовых брендов», «крестьянин/фермер», «активист», «чиновник», «солдат», «простой человек» и т.п.
Когда миллионы биоскафандров работают на сходном ПО, они начинают действовать как распределённый сетевой разум, где индивидуальные «хотелки» подавляются логикой общей программы.
Однако в этой метафоре кроется и ключ к возможному выходу за её пределы. В любой сложной системе возможны сбои, вирусы/антивирусы и бывает возможность перепрошивки/апгрейда.
Сбои/глюки:
Отдельные особи по тем или иным причинам [генетическая предрасположенность, уникальный жизненный опыт, травма] не усваивают прошивку корректно. Они становятся своего рода багами в системе — диссидентами, гениями, художниками, сумасшедшими. Их аномальное поведение — источник не только хаоса, но и потенциального обновления для всей системы.
Вирусы/антивирусы:
Появляются носители новых [чаще хорошо забытых старых] идей, которые ведут себя буквально как компьютерные вирусы: они заражают существующее ПО, переписывают его код и заставляют систему работать иначе. Революционные учения, новые научные парадигмы — это по сути вирусы. Борьба с ними силами консервативных институтов — работа антивируса.
Возможность перепрошивки:
Человеческий мозг — это не ПЗУ [постоянная память], а перепрограммируемое устройство по типу ПЛИС — программируемой логической интегральной схемы, или FPGA [Field-Programmable Gate Array — программируемой пользователем вентильной матрицы]; это популярный и современный тип ПЛИС.
Осознав механизм программирования, отдельный индивид может начать процесс самоперепрошивки: деконструкции старых установок, критического анализа и написания собственного кода. Это сложно, болезненно и доступно немногим, но возможно. Это именно то, что называют «просвещением», «пробуждением» или настоящим «личностным ростом» [а не той глупейшей ерундой от «интернет-коучей», которые пытаются подменять эти понятия] — переход от пассивного носителя ПО к активному программисту самого себя.
Таким образом, вы являетесь банальным продуктом масштабного процесса программирования. Но автор не вот прям зверь, хотя и мизантроп. Поэтому подсластит горькую пилюлю непрерывного кодирования... Тот факт, что вы [далеко не все, конечно, а примерно 14-16 процентов] можете задуматься, осознать и осмыслить этот процесс как таковой, — и есть тот самый баг в матрице, тот сбой, который позволяет если не выйти из системы, то хотя бы начать писать свой собственный код поверх кода, данного вам по умолчанию.
Именно это осознание и есть первый шаг к переходу из состояния объекта программирования в состояние субъекта, способного к самоопределению.
Свидетельство о публикации №225091001041