Шофёрские будни. 1 рассказ
Петька Снегирёв уже третий день работал на десятом маршруте в час пик, напарник был в отпуску. А сегодня с утра не-задалось желание к работе и, он с тяжёлым сердцем вышел на маршрут. Он всегда, нутром чувствовал, как животное инстинктом, что-то хмуро-тяжёлое увесисто давило на сердце.
Но всё же вышел и прибыв на ж.д. вокзал, время ещё было, для отметки по радио о прибытии на маршрут, курил сидя за рулём, перелопачивал хмурые думки. Так и не до-ковырявшись до истины, подогнал автобус к остановке для посадки пассажиров, загрузился и пошёл по маршруту.
Но не хорошие мысли продолжали досаждать и, он всё делал машинально, не задумываясь въезжал в карманы остановок, по многолетней привычки, машинально открывал двери автобуса, при высадке и посадки закрывал их, и шёл по маршруту дальше, занятый надоедливой «мухой.»
Так доехал до аэропорта и на зад, обратным маршрутом. Уже подъезжая к ж.д. вокзалу, ощутил неполадки в сцеплении ходовой части с двигателем.
- Что за чертовщина? – Подумал он, - может диск сцепления?..
На остановке высадил пассажиров, но очередным рейсом загружаться не стал и включив передачу первой скорости, тронуться с места уже не смог.
- Приехали. – Буркнул себе под нос Петька, глуша двигатель.
До местной, при вокзале, автобусной станции техобслуживания, надо было как-то доехать, эти подлые, с зигзагом триста метров, с толпами народа, всё это надо было преодолеть на подраненном автобусе. Не спеша, но с усилием, воткнул передачу первой скорости, включил аварийку (мигающий сигнал габаритов), посигналил прохожим толпам народа и запустил, трогаясь на стартере, двигатель.
Так сигналя светом и звуковым сигналом, на первой передаче, повёл автобус к привокзальному автобусному техобслуживанию.
2.
Кто знает, за исключением шофёров, настоящих Советских шофёров, как проводится замена сцепления у восьми тонного автобуса икарус? Наверно смогут ответить только современные профессионалы-дальнобойщики и то не все.
А замена проводится бригадой автослесарей в три, четыре человека, за редким случаем двумя. А Петька был один, причём не сделавшего ещё одного утреннего рейса в час пик. А это минус в работе и домашнему бюджету. А на техобслуживании при ж.д. вокзале, был всего один автослесарь и тот только занимался вулканизацией пробитых резиновых камер, пневматических, в место рессор, подушек икаруса и, прочей мелочёвкой к автомобилям.
Петька подъехал к рем-вагончику, глуша двигатель, встал. Из вагончика высунулся дежурный автослесарь, спрашивая выходящего из автобуса Петьку:
- Что подушка крякнула?
- Нет. – С вопросом отозвался Петька, - у тебя лебёдка имеется? Для снятия кпп -
(коробка перемены передач).
- Даже две, правда одна скосоротилась.
- А первичник? – ( первичный вал кпп), для центровки диска сцепления.
- Имеется. А ты, что решил менять сцепление?!
- Ну да, попробую за отстой, может получится…
- Только я тебе не помощник ворочать дуру в полтонны!
- Я и не прошу. Ты только дай, что у тебя есть в наличии из вспомогательного инструмента.
- Чудишь. Вызови техпомощь, она тебя до ямы допрёт, а там бригада.
- Ну вот ещё! Может еще успею нагнать часы в вечерние час пик. – Отвечал Петька, в плотную подходя к дежурному автослесарю.
3.
Вооружившись инструментом, Петька вскрыл в салоне люк, место расположения кпп икаруса, принялся за дело. Для незнающего читателя, двигатель икаруса кпп и вся ходовая часть, вместе с радиатором, находятся под днищем автобуса.
Через люк разболтил кардан от коробки, удалил гайки со шпилек кпп, над люком выставил две лебёдки, состоящие из двух треугольников, по вершине соединённые штангой с барабаном на роликах. Опустил тонкий трос толщиной в женский палец, с обеих лебёдок и обвязал ими кпп с передней и задней части.
Рукояткой вращения барабанов жёстко подтянул тросы с крюками, обхватывающих удавкой тросы. Всё это проделал не спеша, с толком, взвешивая каждое движение и только затем, встав с колен, закурил сигарету, внимательно оглядывая свою работу, пробуя натяжку тросов, курил. Время, на подготовку съёма кпп, ушло чуть меньше часа. Теперь предстояла задача аккуратно отсоединить коробку от двигателя и так же аккуратно опустить лебёдками на землю, оставляя тросы в прежнем жёстком натяжении.
Одному отсоединить, в не предназначенных для этого условиях, коробку весом чуть больше четырёх сот килограмм, это я скажу вам, не коробка двадцать первой волги или москвича, весом всего в сорок – пятьдесят килограмм, которую Петька не раз снимал без ямы, в полевых условиях, кладя этот груз себе на грудь, лёжа на земле и затем только с груди передвигал наземь. Здесь же надо было вложить силы и не малые.
Вес под пятьсот кг, одному отсоединить, а затем ещё и воткнуть на место, причём, отделить корзину сцепления от маховика, ну хотя бы расслабить болты корзины, чтобы диск сцепления сам вывалился из-под неё, работа не из лёгких – здесь надо подойти творчески с умом, и только затем вставить новый диск сцепления под корзину, центрируя его первичным валом от кпп.
И только потом, приступить к водворению коробки перемены передач - на место. Обычно эту работу выполняют втроём, такой груз впихнуть не шутка и время уходит на это когда как – может час, а могут и за шесть секунд втюрить эту громадину в гнездо шлицов. Всё будет зависеть от правильной центровки шлицов на диске сцепления и правильного, до точности, направления самой кпп на шпильки кожуха маховика и гнезда шлицов, а тут Петька один.
Сильно он не переживал, он просто сидел и курил, отдыхая перед новым трудоёмким броском. Последний раз затянувшись глубоко дымом сигареты, Петька загасил окурок и взялся за ломовую монтировку.
4.
Не спеша, аккуратно приловчившись, вогнал монтировку в разъём между маховиком и коробкой перемены передач, с резким усилием нажал на выворот монтировку и, кпп сдвинулась с места на самый край шпилек крепления. Ещё одно короткое усилие и коробка сползла со шпилек и зависла на тросах.
Петька осторожно стал лебёдками опускать кпп к земле и опустил, не расслабляя натяжку тросов. Убедившись в точности выполненной работы, свесился над люком, принимаясь за разъём корзины сцепления от маховика и извлечения повреждённого диска сцепления. Наконец, обливаясь потом, выполнил и эту работу, поднимая поверженный диск сцепления в салон автобуса. Тяжело вздохнул – всё, подготовка к замене диска, успешно завершена, можно теперь закурить и немного расслабиться. Прежде чем закурить, приготовил новый диск сцепления, а старый положил в загашник и задымил, прохаживаясь по салону, разминая ноги.
Отдохнув очередной раз, принялся за не менее сложную работу после съёма, за возвращение навесных агрегатов д.в.с. (двигателя внутреннего сгорания), на места.
Теперь надо было быть очень внимательным, центрируя диск сцепления, первичным валом коробки перемены передач и закрепления корзины сцепления на маховике, и только после этого завершённого дела, возвращать коробку передач, на место. Работёнка не хилая, но Петька справился и с ней. Оставалось вернуть к.п.п. на место, закрепить её, подсоединить кардан и можно возвращаться на маршрут. Петька глянул на часы, до начала вечернего час пик, оставался час – успеет ли?..
5.
Петька не был атеистом, но и с богом никогда не ручкался, и здесь, и сейчас помянул чёрта, мысленно плюнув ему в рожу, с напряжённым видом, принялся на тросах поднимать коробку перемены передач. Он до сих пор, прошло уж не мало лет, никак не мог понять – как ему одному, удалось так удачно, в неблагополучных первобытных условиях, в одиночку воткнуть, без малого, пятьсот кг. И он это сделал. И теперь сидел в ошарашенном удивлении над самим собой, с восторженной улыбкой - курил.
В салон заглянул автослесарь с привокзального т.о. автопарка, спросил встав на подножки:
- Петька. Тех помощь вызывать?..
- Зачем? – с удовлетворённой улыбкой отозвался Петька, - я сцепление уже поменял.
- Сам?!
- Нет, ты помог.
Автослесарь поднялся в салон и не веря своим глазам, глядя на распахнутый люк, произнёс:
- Мать моя женщина! Самому заколбасить такую дуру, не видя сказали б, не поверил бы. Ай да Петька! Ай да молодец! Ты хоть успеваешь на вечерний час пик?
Улыбаясь и докуривая сигарету, Петька кивнул в ответ, собирая разбросанный инструмент, подготавливая себя к возвращению на маршрут.
Конец.
Свидетельство о публикации №225091001139
С искренним теплом и уважением
Любовь Кондратьева -Доломанова 12.09.2025 16:34 Заявить о нарушении
Валерий Скотников 12.09.2025 19:51 Заявить о нарушении