Привратники Сатаны. Пятый круг Ада
Концлагерь СС Аушвиц-Биркенау, гау Верхняя Силезия
Пятым кругом Ада концентрационный лагерь СС Аушвиц прозвал Колокольцев, ибо близкое знакомство с этим кошмаром стало для него пятым по счёту – после Хелмно, Бельжеца, Треблинки и Собибора.
На самом деле Аушвиц был не просто гигантской фабрикой смерти - крупнейшей из семи созданных в конечном итоге, но и грандиозным комплексом (тоже крупнейшим в рейхе) из многих десятков рабочих концлагерей, объединённых в три основных конгломерата: Аушвиц-1, Аушвиц-2 и Аушвиц-3. Его общая площадь составляла более пятисот гектаров.
Аушвиц располагался в 60 км к западу от Кракова – столицы польского Генерал-губернаторства – однако находился на территории гау Верхняя Силезия, которая осенью 1939 года указом Гитлера был присоединена к территории Третьего рейха.
После того, как в 1939 году этот район Польши был занят немецкими войсками (в результате Четвёртого раздела территорию Польши поделили Германия и СССР), город Освенцим был аннексирован в рейх и переименован в Аушвиц.
Первым концлагерем стал Аушвиц I, который впоследствии служил административным центром всего комплекса. Он был основан 20 мая 1940 года на основе кирпичных одноэтажных и двухэтажных строений бывших польских, а ранее австрийских казарм, располагавшихся в пригородах города Освенцим.
Первоначально к строительству концлагеря Аушвиц I в принудительном порядке были привлечены члены еврейской общины города Освенцим. Бывшее овощехранилище было перестроено в крематорий I с моргом.
В ходе строительства у всех одноэтажных зданий были надстроены вторые этажи. Были построены несколько новых двухэтажных зданий. Всего в лагере Аушвиц I насчитывалось 24 двухэтажных здания (блока).
В блоке № 11 («Блоке смерти») находилась лагерная тюрьма, там же два-три раза в месяц происходили заседания так называемого «Чрезвычайного суда», по решению которого приводились в исполнения смертные приговоры, вынесенные узникам концлагеря (никакого произвола – всё в соответствии с законами рейха).
Там же производились наказания для нарушителей правил лагеря – причём не только стандартные порка и страппадо – администрации Аушвица в этом плане дозволялись дополнительные наказания по сравнению с Дисциплинарным кодексом Теодора Эйке (созданном при участии доктора Шварцкопфа).
Причём некоторые из них были «плагиатом ГУЛАГа» - например, «пеналы». Приговорённых к этому наказанию помещали по четыре человека «стоячие камеры» площадью чуть менее квадратного метра (три на три фута), где им приходилось стоять всю ночь.
Узнав (от Колокольцева) об этом виде наказания, Лидия Крамер немедленно сделала себе точно такой же (Колокольцеву ещё в начале сорок второго пришлось купить ей дом в пригороде Берлина).
Куда периодически помещала свою живую алго-игрушку Светлану Астахову… надолго (иногда после жёсткой порки). Просто так – для собственного развлечения (как ни странно, Светлане это тоже нравилось).
Более жёсткие меры подразумевали медленные убийства: провинившихся либо сажали в герметичную камеру, где они умирали от нехватки кислорода, либо морили голодом до смерти. Так едва не убили отца Роберта Фальке, которого спасло в высшей степени своевременное вмешательство Колокольцева.
Между блоками 10 и 11 находился пыточный двор, где заключённых пытали (ибо с искусством допроса у местного гестапо было не очень) и расстреливали.
В блоке № 24 в середине войны, на втором этаже, функционировал публичный дом. Изначально в него отбирали узниц Равенсбрюка, затем стали отправлять женщин из женского лагеря в Аушвице.
В целях безопасности и секретности, с прилегающей к лагерю территории было выселено всё польское население. Это происходило двумя этапами; первый имел место уже в июне 1940 года – через считанный дни после основания лагеря.
Тогда было выселено около двух тысяч человек, живших недалеко от бывших казарм польской армии и зданий Польской табачной монополии. Второй этап выселения состоялся уже в следующем месяце – были выселены жители улиц Короткая, Польная и Легионов в Освенциме. В ноябре того же года произошло третье выселение, оно коснулось района Засоле.
Мероприятия по выселению продолжались и в 1941 году; в марте и апреле были выселены жители деревень Бабице, Буды, Райско, Бжезинка (рядом с ней была построена фабрика смерти Аушвиц-Биркенау), Брощковице, Плавы и Харменже.
Всего были выселены жители с территории в 40 квадратных километров, которая была объявлена Сферой интересов лагеря Аушвиц. в 1941—1943 годах здесь были созданы подсобные лагеря сельскохозяйственного профиля: рыбные хозяйства, птицеводческие и скотоводческие фермы. Сельскохозяйственная продукция поступала в гарнизон войск СС.
Лагерь был обнесён двойным проволочным забором, по которому пропускался электрический ток высокого напряжения. Весной 1942 лагерь Аушвиц I с двух сторон был обнесён уже железобетонным забором. Охрану лагеря несли военнослужащие войск СС из соединения Мёртвая голова.
Первая группа узников в составе 728 польских политических заключённых прибыла в лагерь 14 июня 1940 года. На протяжении двух лет количество заключённых варьировалось от 13 до 16 тысяч, а к 1942 году достигло 20 тысяч.
Лагерное начальство отбирало некоторых заключённых, преимущественно немцев, для слежки за остальными. Как и в Равенсбрюке, заключённые Аушвица делились на категории, что было визуально отражено нашивками на одежде.
Шесть дней в неделю, кроме воскресенья, заключённые были обязаны работать. Изматывающий график работ и скудная пища стали причиной многочисленных смертей. В лагере Аушвиц I существовали отдельные блоки, служившие для различных целей. Стена, у которой производился расстрел, была реконструирована после окончания войны.
Третьего сентября 1941 года по инициативе заместителя коменданта лагеря оберштурмфюрера СС Карла Фрицша (это по его приказу отца Роберта Фальке едва не уморили голодом) было проведено первое испытание отравления людей газом Циклон Б в подвальных камерах блока 11, в результате которого погибло 600 советских военнопленных и 250 польских узников, в основном больных.
Это по официальным данным, отправленным Фритцшем «наверх». Колокольцев сильно подозревал, что реальное число было раза в три меньше (обычное дело для отчётности по окончательному решению) … впрочем, это было неважно. Ибо триста человек за день – это тоже очень много.
Ходили слухи, что инициатива Фрицша была вынужденной – Колокольцева (он же личный помощник рейхсфюрера СС по особым поручениям Роланд фон Таубе) настолько взбесили художества Фрицша, что приказ о его отправке на Восточный фронт (билет в один конец) был уже подписан.
Ему нужно было срочно выслужиться… вот он и выслужился. Выслужился перед Гейдрихом, который 31 июля уже официально был назначен (формально поручением Геринга, на самом деле приказом фюрера) генеральным уполномоченным по окончательному решению еврейского вопроса.
Ибо опыт был признан успешным… только вот помещение неподходящим. Поэтому последующие массовые убийства газом проводились (до декабря 1942 года) в крематории I, также в Аушвиц I.
Там можно было одновременно убить более 700 человек - общий счёт жертв шёл на десятки тысяч. Чтобы успокоить жертв, им говорили, что они должны пройти дезинфекцию и дезинсекцию; им приказывали раздеться на улице, затем запирали в здании и травили газом. После вывода из эксплуатации газовой камеры здание было переоборудовано под склад, а позже служило бомбоубежищем для СС.
У каждой фабрики смерти – как и у Холокоста пулями – был свой целевой контингент. Пулями убивали евреев на оккупированной территории СССР (и небольшие партии евреев рейха и оккупированной Европы); Хелмно был создан для уничтожения Лодзинского гетто; Бельжец, Собибор и Треблинка для истребления евреев в польском генерал-губернаторстве; Майданек и Малый Тростинец были «на подхвате» - как и газовые камеры для дезинсекции в рабочих лагерях… а Аушвиц был выбран для уничтожения евреев всей оккупированной вермахтом Европы.
Очевидно, что для решения столь грандиозной задачи было необходимо создать отдельную гигантскую фабрику смерти… так на свет Божий и появилась Аушвиц-Биркенау (она же Аушвиц-II).
Строительство этой части лагеря началось в октябре 1941 года, когда началась практическая реализация Холокоста газом (в это же время было выбрано место для первой ласточки Ада – фабрики смерти в Хелмно).
Когда Аушвиц-II был сдан в эксплуатацию и заработали его газовые камеры – это произошло 20 марта 1942 года – в него стали свозить евреев со всей оккупированной Европы.
После беглого отбора (в первую очередь учитывались состояние здоровья, возраст, комплекция и затем — устные анкетные данные: состав семьи, образование, профессия) всех прибывших делили на четыре группы.
Первая группа, составлявшая примерно три четверти всех вновь прибывших, отправлялась в газовые камеры в течение нескольких часов. Иногда их было так много, что приходилось ждать свой очереди быть отравленными газом в лесной роще до двенадцати (!!) часов.
В эту группу входили все, признанные непригодными к работе: больные, глубокие старики, инвалиды, дети, пожилые женщины и мужчины, также непригодными считались евреи слабого здоровья, малого роста или комплекции.
В Аушвиц-II было четыре газовые камеры и четыре крематория (каждый крематорий обслуживал «свою» камеру смерти). Первого марта 1942 года заработал крематорий I, 25 июня — крематорий II, 22 марта — крематорий III, 4 апреля — крематорий IV.
За 24 часа с учётом трёхчасового перерыва в сутки для очистки печей в 30 печах первых двух крематориев удавалось сжечь пять тысяч (!!) тел, а в 16 печах крематориев I и II — три тысячи. Пепел сожжённых выбрасывали в пруды на территории лагеря или использовали в качестве удобрений.
Вторая группа заключённых отправлялась на принудительный (рабский) труд на промышленные предприятия различных компаний рейха. Третья группа (весьма малочисленная по сравнению с первыми двумя), отправлялись на различные медицинские эксперименты.
Четвёртая группа (тоже весьма малочисленная), преимущественно женщины, отбирались в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключённых, прибывавших в лагерь.
Название «Канада» было выбрано как издёвка над польскими заключёнными — в Польше слово «Канада» часто использовалось как восклицание при виде ценного подарка (потому что польские эмигранты, проживавшие в Канаде, часто отправляли подарки на родину).
Аушвиц III являлся комплексом из приблизительно 40 небольших лагерей, созданных при фабриках и шахтах вокруг Аушвиц I. Крупнейшим из таких лагерей был Моновиц, берущий название от польской деревни, располагавшейся на его территории.
Он начал функционировать в мае 1942 года и был приписан к химической компании IG Farben. Такие лагеря регулярно посещали доктора и отбирали слабых и больных для газовых камер Биркенау.
Центральное руководство в Берлине выдало 16 октября 1942 года приказ о строительстве в Освенциме псарни на 250 служебных собак; запланировано это было на широкую ногу и ассигнована 81 000 марок.
При строительстве объекта была принята во внимание точка зрения лагерного ветеринарного врача и приняты все меры к созданию хороших санитарных условий. Не забыли отвести для собак большую территорию с газонами, построили ветеринарную больницу и специальную кухню.
Рейхсфюрер СС надеялся, что собак можно натренировать так, чтобы они всегда окружали узников, как отару овец, и таким образом побеги стали бы делом невозможным. Это был не единственный инструмент предотвращения побегов - всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключённых из его блока показательно казнили.
Не помогло - за всю историю лагеря было совершено по меньшей мере, 802 побега, из них 144 стали успешными, 327 беглеца были пойманы и повешены, о судьбе 331 бежавшего ничего не известно.
Аушвиц частично обслуживался заключёнными. Особую роль играла так называемая «зондеркоманда» — заключённые евреи, которые доставали тела из газовых камер и переносили их в крематорий. Членов зондеркоманды периодически убивали и заменяли новыми.
Свидетельство о публикации №225091001177