Как царь рабочих простил
Канал в Дзене
Как царь, встретившись с рабочими «простил» их за 9 января, в просьбах отказал
Сегодня
2168
«…Я, Царь, работаю сам девять часов в день, и моя работа напряженнее, ибо вы работаете для себя только, а я работаю для вас всех. Если у вас будет свободное время, то будете заниматься политикой; но я этого не потерплю».
«Я верю, что, кроме горсти негодных и потерянных людей, рабочие в огромном большинстве были, есть и будут истинно русскими православными людьми, любящими Бога, Царя и Отечество, верными сынами России, и прощаю им их вину».
Без комментариев
Встреча Николая II с рабочими. Фото из открытого доступа
Через десять дней после кровавых событий 9 января столичный генерал-губернатор Трепов решил устроить царю встречу с депутацией рабочих, чтобы «умиротворить» их таким образом. Делегатов выбирали не сами рабочие, а полиция и жандармы, самых спокойных и благонадёжных.
С пригородных заводов и фабрик отобрали 34 человека, перед встречей их обыскали и переодели. Между собой общаться не разрешали и таким образом привезли их в Царское Село. Встреча состоялась в Александровском дворце, где царь обратился к ним с заранее заготовленной речью, которую для него написал Трепов.
Однако, прежде чем описывать встречу, познакомимся поближе с положением рабочих, условиями труда, бытом, чтобы понять, какие у них были чаяния и почему они принимали участие в забастовках и почему 9 января пошли к царю.
Наверно, не от хорошей жизни.
Положение рабочих в царской России
Есть несколько дореволюционных источников, в которых описывается в каких условиях жили рабочие фабрик и заводов.
Барак для рабочих Фото из открытого доступа
Так в книге Пажитнова от 1908 года читаем:
«...Щели нар кипят паразитами. Одеял и подушек ни у кого не полагается. Зачастую рабочие спят, даже не снимая сапог, частью из боязни кражи. Число мест на нарах обыкновенно хватает только для одной смены; рабочая смена, возвращаясь в казармы, ложится на места, еще влажные от чужого пота. Так описываются казармы суконных фабрик Черниговск. г. (Клинцы). К тому же «почти всюду нары устроены в 2 яруса». Точно также на сахарных заводах... На сахарном заводе Кениг и почти на всех спичечных фабриках казармы - общие для обоих полов. На спичечной фабрике Осипова «рабочие всех возрастов и обоих полов спят вповалку на голом полу (зимою), прижавшись друг к другу, на чердаке без окон!».
К.А.Пажитнов «Положение рабочего класса в России» (1908 г.).
Там же мы читаем, что рабочие жили не только в бараках, но и в собачьих конурах:
«Подобные собачьи помещения Эрисман и Погожев встречали и в Московской губернии, исследуя санитарное состояние фабрик и заводов. Они представляют собой небольшие ящики, сколоченные из досок: длина этих ящиков - около 2,1 м, ширина - менее 1 м, а высота 1 - 1,4 м. ... входить в них можно только ползком, на четвереньках... И, оказывается, в таких собачьих помещениях живет от 2 до 3 рабочих! На фабричном дворе бывает до 150 подобных конур».
Если вдруг вы считаете, что рабочие питались хорошо и могли себе позволить мясо, то в книге Сергея Прокоповича «Бюджеты петербургских рабочих» 1909 год читаем:
«Когда не доедим, а когда и без подмёток проходим, а то в худой рубахе»; «когда бывают нехватки, живем экономией. Стараемся внести сокращение расходов на пищу, ибо все другие расходы производятся только тогда, когда есть на руках деньги»; «сокращаю кушанье, т. е. вместо горячого обеда купишь солёный огурец, вот и обед; кроме того, бывает так, сходил бы в баню, а денег нет, остаешься до другого раза; также и с бельём, другую неделю ходишь грязный»; «нехватки покрываются покупкой недоброкачественных продуктов, т. е. последнего сорта»; «потребляем селёдки и картошку на пищу»
Сергей Прокопович «Бюджеты петербургских рабочих» 1909 год.
Более подробно о жизни питерских рабочих можно почитать в книге врача Марии Покровской: «По подвалам, чердакам и угловым квартирам Петербурга» 1903 год, где она описывает посещение квартир и жилищные условия рабочих, вернее отсутствие этих условий.
Подробный материал представлен в моей статье: "Одна кровать на несколько человек, для детей кроватей не предусматривалось – как жили рабочие в начале XX века"
Царское прощение
Теперь вы понимаете, что хотели услышать рабочие от царя, хотя бы обещания по улучшению их положения, слова сочувствия, понимания, повышение заработной платы, улучшение условий труда.
Однако царь назвал причину вызова – передать остальным рабочим царское слово. Далее он охарактеризовал произошедшее как «прискорбные события с печальными, но неизбежными последствиями смуты».
Он подчеркнул, что рабочие «дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей родины», которые насильно оторвали рабочих от честного труда.
«Знаю, что не легка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами по совести понимаете, что следует быть справедливыми и к вашим хозяевам и считаться с условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно.
Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их. Теперь возвращайтесь к мирному труду вашему, благословясь, принимайтесь за дело вместе с вашими товарищами, и да будет Бог вам на помощь», – закончил свою речь государь».
Рабочим дали возможность высказать свои просьбы. В повышении заработной платы и в сокращении рабочего дня император отказал, сказав, что сам работает по девять часов и его работа напряженнее, потому что рабочие работают для себя, а он для всех. Он побеседовал с каждым из 34 рабочих и после угощения чаем с бутербродами делегация покинула дворец.
Власти пришли к выводу, что встреча прошла удачно, царь простил рабочим участие в бунте, на который их спровоцировали «враги родины». Однако ни одна из просьб рабочих не была выполнена, остались они при своих интересах.
Владимир Ильич Ленин назвал эту встречу «гнусной комедией», которая русских пролетариев обмануть не способна.
«Пролетариат поговорит ещё с царём иным языком!».
Возможно, если бы царь пошёл навстречу народу, то и не разгорелся бы пожар первой русской революции, но он был настолько самоуверен в своём величии и в ничтожности народа, что не сделал правильных выводов.
Свидетельство о публикации №225091001625