Юрий Никулин на арене цирка
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ: В 1948 году Никулин окончил студию клоунады и разговорных жанров при цирке на Цветном бульваре, и приступил к работе на сцене.
Первое полноценное выступление на манеже состоялось у него 25 октября 1948 года в паре с Борисом Романовым в репризе «Натурщик и халтурщик». В дальнейшем около двух лет он был ассистентом клоуна Михаила Румянцева (Карандаша) и участвовал во многих его номерах.
ДУЭТ: В 1950–1981 годах Никулин работал в дуэте клоунов с Михаилом Шуйдиным.
На сцене театра Никулин «переизобрёл» образ клоуна, выступая почти без грима. Причем его клоун был флегматичным и неулыбающимся, тогда как Шуйдин, наоборот, играл весёлого и громкого задиру.
Выступления артистов включали пародии, сатирические скетчи, юморески, сюжетные сценки, развёрнутые пантомимы. Например, реприза «Брёвнышко» — по сюжету на сцене появляется огромное бревно, которое предстоит унести Никулину и Шуйдину (см. фото).
РУКОВОДСТВО цирком: В 1982 году Никулин возглавил цирк в качестве директора и художественного руководителя.
За время его руководства в цирке было поставлено множество новых программ: «Я работаю клоуном», «Здравствуй, старый цирк», «Впервые в Москве» и другие.
Благодаря Никулину во второй половине 1980-х в здании цирка была проведена масштабная реконструкция.
В 1996 году для помощи ветеранам и молодым артистам цирка Никулин создал благотворительный фонд «Цирк и милосердие».
В декабре 1996 года в честь 75-летнего юбилея артиста цирку на Цветном бульваре было присвоено имя Юрия Никулина.
НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ Ю.В. Никулина в сфере циркового искусства:
Народный артист СССР (1973).
Герой Социалистического Труда (1990) — за большие заслуги в развитии советского циркового искусства и активную общественную деятельность.
Билеты на шоу в «Цирк Никулина на Цветном бульваре»
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ циркового дуэта Никулина и Шуйдина:
Стремление отойти от абстрактных клоунских масок. Артисты искали и утверждали на арене подлинные характеры современных людей.
Использование приёмов гротеска и буффонады. Цирковые приёмы не становились самоцелью, а служили средством раскрытия содержания и характеров.
Стремление изобретать новые номера. Артисты не использовали традиционные клоунские шутки, а стремились создавать оригинальные номера.
Противоречие характеров образов. Никулин (Юрик) — флегматичный неулыбающийся персонаж, не лишённый черт трогательности и наивности. Шуйдин — предприимчивый мастер на все руки, неунывающий «рубаха-парень», задира, который всё время стремится разыграть своего приятеля.
Участие в зарубежных гастролях. Дуэт выступал в таких странах, как Великобритания, Австралия, Франция, Бельгия, Бразилия, ГДР, Канада, Польша, США, Уругвай, Швеция, Япония.
НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ, с которыми сталкивались Никулин и Шуйдин в своей карьере:
Работа с наставником Карандашом. Шуйдин решил покинуть его, потому что работать с Карандашом было непросто, его тяготили материальные трудности (наставник никак не поднимал Шуйдину ставку), а также не хотелось быть вечным учеником.
Неравномерность славы. Когда Никулин начал сниматься в кино, он быстро стал популярным, публика шла в цирк «на кинозвезду» и встречала его появление на манеже овациями. Внимание распределялось явно не поровну: зарплата у Никулина была выше, в 1963 году ему дали звание заслуженного артиста, а Шуйдину — только в 1969 году, благодаря хлопотам напарника.
Ссоры. Иногда Никулин и Шуйдин ссорились, например, если Шуйдин слишком много выпивал и мог сорвать представление.
Проблемы со здоровьем у Шуйдина. Выступать ему становилось всё тяжелее, помимо возраста давало знать о себе заболевание лёгких, развился рак.
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ, которыми Никулин и Шуйдин преодолевали трудности в карьере:
Поиск своего образа. В 50-е годы артисты кропотливо искали неповторимый и узнаваемый образ, этот процесс продолжался 7 лет. Никулин рассказывал, что в этом образе было важно всё: стоило что-то потерять, и реприза могла не получиться.
Придумывание реприз. Все свои номера Михаил и Юрий придумывали вместе. Появились репризы, которые составили славу цирка: «Бревнышко», «Табурет», «Насос», «Лошадки».
Работа над техническим оснащением. В дуэте Шуйдин брал на себя техническое оснащение, так как Никулин не любил возиться с реквизитом.
Отношение к делу и друг к другу. Артисты трепетно относились к делу своей жизни и друг к другу, иначе клоунский дуэт не смог бы просуществовать так долго.
Несмотря на некоторые трудности, дуэт Никулина и Шуйдина просуществовал свыше 30 лет.
Известно, что в жизни они особо не дружили, но в цирке были неотъемлемым целым. При этом в некоторых интермедиях дуэта в качестве третьего партнёра выступала жена Юрия Никулина — Татьяна Николаевна.
Имеется также упоминание о взаимодействии Шуйдина с другими артистами, например, с дрессировщицей Маргаритой Назаровой. В программе сезона 1971–72 годов Шуйдин заполнял паузы между номерами вместе с ней, но недолго — всего три недели.
Кроме того, есть информация о соперничестве между Никулиным и другим клоуном — Олегом Поповым. Славы у каждого было в достатке, но острый дух соперничества сделал их непримиримыми по отношению друг к другу.
Поддержка Татьяны Николаевны, жены Юрия Никулина, вероятно, способствовала успеху выступлений артиста, так как она помогала ему не только в цирке, но и сопровождала на съёмках.
ПРИМЕРЫ поддержки Татьяны Николаевны:
Помощь в подготовке к поездкам. Татьяна собирала костюмы и ноты, а Никулин контролировал отправку ящиков.
Поддержка после съёмок. Например, когда Никулин возвращался со съёмок фильма «Андрей Рублёв» в плохом состоянии, Татьяна помогала ему прийти в норму, ведь вечером нужно было выходить на манеж.
Участие в придумывании новых номеров. Татьяна помогала мужу придумывать номера и сама в них участвовала, например, в знаменитом номере с бревном.
Сам Никулин признавал, что во многом обязан успеху благодаря Татьяне Николаевне, и говорил: «Таня сказала, что стоит сниматься — а я Тане верю».
У Татьяны Николаевны Никулиной были и собственные проекты, помимо поддержки мужа: например, разведение собак. Татьяна Николаевна занималась этим с 1981 по 1991 годы.
Написание книги: в 1988 году она написала книгу «Декоративные собаки» в соавторстве с кинологом Жанеттой Августовной Чесноковой.
Работа в цирке. В 1997 году Татьяна Николаевна вернулась в цирк в качестве консультанта, что повлияло на ее жизнь следующим образом:
Позволило быть постоянно рядом с мужем, в результате чего они вместе участвовали в цирковых номерах и ездили на гастроли. Это дало возможность супругам увидеть разные города и страны. Вместе с мужем Татьяна ездила почти на все гастроли, сделав перерыв лишь на несколько лет после рождения сына Максима.
Помогло Татьяне Николаевне освоить новые навыки. Например, в 42 года она захотела научиться играть на фортепиано, и муж купил для неё инструмент и оплатил занятия.
Позже Татьяна выучила английский язык и даже переводила книги с помощью редких словарей, которые достал для неё муж.
За свою деятельность Татьяна Николаевна получила несколько наград. Так, за заслуги в развитии советского циркового искусства она была награждена медалью «За трудовое отличие» (1980).
Получила почётную грамоту Правительства Москвы (2004) и благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (2005).
В целом Татьяна Николаевна была надёжной партнёршей Юрия Никулина и участвовала в его цирковых номерах с 1951 по 1981 годы.
Среди известных реприз с участием Татьяны Никулиной — «Розы и шипы», «Яблоко», «Бревно», «Барышня и хулиган».
Кроме работы в цирке, Татьяна Николаевна пробовала себя в кино. Вместе с мужем она снялась в трёх картинах: «Бриллиантовая рука», «Новенькая», «Точка, точка, запятая».
Однако её актёрская карьера могла сложиться иначе. В 1962 году Эльдар Рязанов приглашал Татьяну на роль в «Гусарской балладе», но по настоянию мужа она отказалась от съёмок.
В последние годы жизни Татьяна Николаевна Никулина тяжело болела, перенесла инсульт.
Татьяна Николаевна Никулина (в девичестве Покровская) скончалась 26 октября 2014 года в Москве на 85-м году жизни.
Тело ее было кремировано, а урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем, Юрием Никулиным.
В.В. --- 10.09.2025.
Свидетельство о публикации №225091000173