Незваная гостья. Перезагрузка
-Выяснение причин всех следствий в нынешнем времени пора прекратить! - требовал разум.
-Незваный гость хуже татарина, считали на Руси в средние века. Посмотрим, изменилось ли отношение в 21 веке? - вопрошала она, выискивая в своем телефоне забытых абонентов.
Построив маршрут и наметив программу, путешественница наконец -то приобрела билеты на самолет в Санкт-Петербург и забронировала квартиру- апартаменты в Великом Новгороде. Но на душе было тревожно. Через день в Республике объявляли «Беспилотный режим». Интернет работал с перебоями, вылеты самолетов переносили.
Но, к ее удивлению, все складывалось пока удачно. Два с половиной часа в воздухе с попытками вздремнуть пролетели стремительно. Незваная гостья, волоча ручную кладь с подарками, сползла по трапу в аэропорту Пулково, где все было, как и положено: равномерно суетливо и многолюдно. Занятая насущным вопросом: найти остановку нужного автобуса, путешественница даже не вспомнила о двух молодых влюбленных бродивших в феврале 1978года в залах ожидания под световыми фонарями новенького советского аэропорта.
Близкая подруга, знавшая о ее намерении, успокаивала перед дорогой. Она в качестве аргумента повторяла слова своей покойной матери, женщины набожной и сильной духом: «Если отправляешься в дорогу с благими намерениями, все сложится без препятствий». Вот с этой мантрой в глубине души, как спасательным кругом, Незваная гостья ехала в автобусе в семью друга ее покойного супруга. Приглашение «прилетело» совершенно неожиданно, когда она уже искала в интернете отель на 3 ночи.
День первый. Незваную гостью встретила супруга студенческого друга. Когда-то в дни их общей молодости они были уже немного знакомы. Поэтому Незваная гостья из провинции была готова к сдержанному общению. Культурная программа, разработанная ею, была заранее озвучена. И, приятная неожиданность! Петербурженка вызвалась сопровождать и участвовать в реализации замысла гостьи. Так уж сложилось, главы семьи в стране в это время не было. Незваная гостья не могла дальше переносить поездку, и встреча с воспоминаниями о близком им обоим человеке не состоялась. -
-Возможно, даже к лучшему будет повод для новой встречи… – рассуждала она.
Хрупкая, невысокая очень миловидная и по-петербургски бледная хозяйка показалась Гостье воплощением женщины- пружины, которая внешне статично спокойна, но в ней постоянно живет скопленное напряжение прошлых лет, готовое вырваться наружу, но воспитание и столичный менталитет не позволяют.
Незваная гостья даже почувствовала неловкость за свой энергетический подъем и нездешний облик, но вскоре утратила способность стесняться…И они, согласно ранней договоренности, отправились к вечеру на улицу Гороховую. Здесь в одном из реконструированных зданий, если верить афише на сайте культурных развлечений северной столицы, можно было попасть на мультимедийную выставку «Загадки Джузеппе Арчимбольдо». В широких любительских кругах живописные работы итальянского сюрреалиста 16 века были малоизвестны. Но не для Незваной гостьи и ее учеников! Уже ни одно поколение дадаистов сочиняло свои портреты – перевертыши, как этот придворный маэстро. Из толчеи города они вынырнули в центре аллюзий и парадоксов, от которых кружилась голова. Считав с афиши Qкод, зрительницы начали более осознанно рассматривать картины, слушая аудиогида и дивясь смысловой нагрузке произведений. Сильное впечатление произвели «Парный портрет Адама и Евы» и «Инквизитор».
- Все циклично, в том числе и искусство. Сюрреализм 20 века был предопределен как минимум в 16. «Искусство нам дано, чтобы не сойти с ума от реальности…»- так кажется выразился Фридрих Ницше, - философствовала путешественница.
- Символизм европейского Средневековья неистребим, только он принимал и продолжает принимать новые закодированные формы, - продолжала рассуждать Незваная гостья.
Когда они вышли, еще захваченные увиденным, Санкт-Петербург уже знакомо блистал своими белыми ночами, приближаясь к апогею. Усталые туристы и жители еще заполняли артерии улиц и главные его чакры - площади своей усталой суетой. Потоки солнечных лучей, аромат цветущего чубушника и особенные запахи метрополитена волновали, но не вызывали ассоциации из прошлого у Незваной гостьи…
День второй.
Встреча в Эрмитаже. В этом месте сакральном для всех желающих обрести статус культурного человека было назначено свидание с Ученицей- аспиранткой Академии художеств имени Репина. Она же искусствовед и научный сотрудник библиотеки отдела редких книг старейшего вуза, закончившая уже более 5 лет назад детскую школу архитектуры и дизайна . Однако все эти годы Незваная гостья и ее Ученица общались не только в соцсетях. Поэтому у каждой имелось свое желание: у одной- показать себя в новой ипостаси и поделиться любовью к выбранному источнику науки и искусства, а у педагога и друга - отдать должное достигнутому воспитанницей.
Четверг в этой сокровищнице – день льготников. Поэтому, отстояв дважды в очередях и приобретя нужные билеты, компания из двух жительниц Татарстана и одной Петербурженки устремились сквозь знакомые им залы и толпы первооткрывателей лицезреть новые выставки Эрмитажа. Ученица уверенно вела их в нужном направлении: к трем нидерландским мадоннам 16 века и «Скорчившемуся мальчику» Микеланджело, попутно интересно и увлеченно рассказывая о картинах и скульптурах, возле которых они задерживались. Сказывался опыт работы экскурсоводом в этом музее. К ним периодически пристраивались другие посетители, так интересны и эмоциональны были ее речи. Особенно ярко их экскурсовод описала скульптуру «Гибель Адониса» Джузеппе Маццуоли. По окончанию даже возникло желание аплодировать. Наставника переполняли чувства радости и гордости за свою Ученицу.
Много лет назад Незваная гостья на занятиях обратила внимание на резковатую громкоговорящую девочку, склонную к анализу и тонко чувствующую произведения искусства. Поэтому предложила Ученице делать теоретическую выпускную работу. Тему дипломница выбрала сама- «Детские портреты в русской живописи». Блестяще защитившись, девочка-подросток уже знала, куда ей направить свою энергию исследователя.
Время пролетело стремительно. И вот уже статная девушка, похожая ликом на венецианских красавиц, восторженно водила их по залам величайшего музея мира, как по своему дому, знакомя с «родней». Петербурженка, часто бывавшая в залах Эрмитажа по специальным абонементам, тоже восхищенно слушала прекрасного гида.
Миновав итальянские залы, прошли сквозь гармонию и драматическую страстность ренессанса и барокко. Затем они спустились в недра египетского зала с тяжеловесной мистичностью, чтобы, пройдя его, попасть в иную, контрастную атмосферу новой выставки с манящим названием «Упакованные грезы. Мода арт-деко. 20-30гг 20 века». Бисерные платья, изящные кожаные туфельки, ридикюли, киноафиши, саксофоны, работы известных художников модернистов и даже ретро автомобиль создавали живую атмосферу в зале…Незваной гостье всегда нравилась эстетика этого стиля своей изысканно легковесной простотой форм и декора. Однако устроители выставки сопроводили карнавал арт - деко высказываниями известных людей той эпохи о социально-политическом подкладе видимого веселья и перспективах их участников. Показывая изнанку того времени, они писали: «То, что казалось золотым веком, оказалось всего лишь блеском перед тьмой» ( Жак Кокто), «Все вы- потерянное поколение» (Эрнест Хемингуэй), «В 20-х пили чтобы забыться. В 1930-х они пили, чтобы не думать о будущем», «Мир между войнами — это не тишина. Это гул приближающейся бури». Фотографируя цитаты на баннерах, Незваная гостья мысленно благодарила устроителей за их просветительский прием. Позже перечитывая отснятое, она находила аналогию в последующих периодах истории своей страны.
Очередное культурное насыщение произошло у Незваной гостьи ближе к вечеру этого же дня. Ученица давно мечтала показать место своей работы – научный отдел редких изданий в библиотеке Академии художеств. Во время традиционных летних встреч она всегда с таким воодушевлением рассказывала о сокровищах отдела. Настал наконец черед.
Очень давно, после 4 курса института у Незваной гостьи была проектная практика в ленинградском скучном институте «Гипрошахт». В свободное от работы время необходимо было собрать материал для будущей дипломной работы. И это задание выполнялось в читальном зале института имени И. Репина (теперь вновь Академия) под зорким строгим присмотром библиотекаря.
Получив спецпропуск и оставив вещи на хранение вахтеру, они отправились в сакральное место, где на дубовых стеллажах 18века с почтением и достоинством выстроились ряды редких изданий и рукописей по истории искусств и архитектуре. Незваная гостья, ведомая профессионалом- своей Ученицей, влюбленной в дело, словно плыла под сводами анфилады многочисленных залов и впитывала жадно новую информацию. Ей показали манускрипты, в которых отражалась история рождения Академии при ее основателе Иване Ивановиче Шувалове.
-Основу библиотечного фонда составил его дар. В дальнейшем библиотечное собрание пополнялось частными лицами, включая членов императорской фамилии. «Эта традиция продолжается в настоящее время», —объясняла ее гид.
Но сильнее всего Незваную гостью взволновал проникновенный рассказ о работе библиотеки во время блокады Ленинграда. В промерзлых залах осталось всего трое служащих, которые уберегли от гибели эту сокровищницу фолиантов, сохранили историческую мебель и интерьеры. Здесь, эти героически преданные своему делу люди, сами истощенные войной, создали островок жизни в умирающем от холода и голода городе. В Академию потянулись измученные блокадой, но не сдающиеся преподаватели и студенты, чтобы продолжать работать и учиться.
- Воистину то было поколение, воспитанное на идеалах совести и чести, - задумчиво произнесла она.
Надев белые нитяные перчатки, Незваная гостья с осторожностью и трепетом прикасалась к страницам фолиантов 16-18вв, рассматривая гравюры, рисунки, выполненные пером, акварельные отмывки, в которых был сконцентрирован для потомков сгусток творческого и исследовательского наследия. Особенно поразил альбом 16 века для наглядного изучения анатомии человека, в котором использовался очень современный книжный прием «матрешка». А в одном из больших залов без книжных стеллажей в центре возвышался длинный старинный стол, на котором Ученица - аспирантка-искусствовед и библиотекарь стала осторожно разворачивать тяжелые листы альбома внушительных размеров. Перед ними предстало графическое изображение в стиле французского барокко 17 века - «Битва при Гранике». Подняв глаза, Незваная гостья увидела на стене зала огромнейший гобелен, воспроизводящий сражение из альбома. Все пространство словно наполнилось звуками яростной битвы, которую с упоением возглавлял молодой Александр Македонский…
Почти оглушенная увиденным и услышанным, она растроганно попрощалась со своей питомицей и побрела устало к выходу по узким коридорам Академии мимо учебных аудиторий, наталкиваясь на макеты, мольберты и студентов, замученных сессией.
День третий.
В Санкт-Петербурге было по-прежнему очень ветрено и прохладно. Но неутомимая Петербурженка, упрямо натянув капюшон поглубже, согласно плану, вела дворами Незваную гостью на Литейный проспект. Здесь между набережной Кутузова и улицей Шпалерной был возведен в 50-е годы 19 века дворец эпатажной княгини Зинаиды Юсуповой- бабушки князя Феликса Юсупова. Во дворце их дожидалась бывшая Коллега по школе архитектуры и дизайна. Переехав В Санкт-Петербург, Коллега – искусствовед по образованию, пишущая книги по истории, стала сотрудником музея «Исаакиевский собор». Поэтому, узнав о приезде Незваной Гостьи, она предложила ей экскурсию по дворцу княгини, закрытому в настоящее время для посетителей. Предложение для архитектора-реставратора было заманчивым. И повидаться тоже хотелось.
Запущенный фасад дворца с атлантами, кариатидами и путти явно выбивался среди соседних опрятных, но скромных по стилю домов. Нажав на кнопку, они вошли в темноватый вестибюль с характерным для запустелых помещений запахом. Незваная гостья в силу своей прошлой специальности была готова ко всему, но Петербурженка похоже начала сожалеть о предстоящей экскурсии.
Появилась бодрая и улыбчивая Коллега с небольшой группой сотрудников музея. Представились, познакомились. Вспыхнул довольно яркий свет и во всей красе перед зрителями предстала парадная широкая лестница дворца, которая традиционно стилю барокко на площадке второго уровня плавно расходилась вправо и влево. Но взгляд уже поднимался выше, потому что там в прекрасном обрамлении встречал гостей великолепный огромный портрет Дамы- красавицы аристократки-Зинаиды Юсуповой. Слушая с интересом историю сумасбродной великосветской львицы, Незваная гостья рассматривала богатую лепнину и огромную люстру, когда-то освещавшую входной холл дворца. Коллега повела их по многочисленным залам и покоям особняка княгини, предупредив с огорчением, что всю обстановку интерьеров растащили в разных направлениях. Но это было уже неважно, перед современными зрителями развивалась анфилада помещений с удивительным разнообразием своих предназначений. Гипсовый декор, росписи на панелях стен и сводах высоких потолков, частично уцелевшие шелковые обои, массивные канделябры и массивные дубовые двухстворчатые филенчатые декорированные двери высотой до 4 метров, витражи - ошеломляли. Экскурсантам предложили подняться по узкой винтовой лестнице, примыкавшей к одному из бальных залов. Наверху в невысоком и тесном помещении располагались когда-то музыканты. От танцующих их отделяло решетчатое длинное, горизонтальное окно в верхней части одной из стен бального помещения. Оттуда и доносились когда-то звуки оркестра безымянных исполнителей.
- Ренессанс, барокко, модерн-переплелись в архитектурных формах, лепнине декора и скульптуре этого особняка. Архитекторы Геральд Боссе и Людвиг Бонштадт, следуя пожеланиям заказчицы хозяйки, в1852-58годах создали этот эклектичный, под стать характеру княгини дворец. Великосветские обеды и приемы, балы проходили в стенах роскошного когда-то здания, - увлеченно рассказывала Коллега.
-Однако,- резюмировала она,-как пишут источники, сохранилось немного достоверной информации о самой хозяйке. Но существует одна из пикантных историй, без которых не остаются в исторической памяти такие личности. Экскурсанты, разумеется, оживились. Коллега продолжила:
-Современники княгини из ее круга долго обсуждали поступок уже пожилой по тем меркам Зинаиды Юсуповой, когда она, хромая после сложного перелома ноги, тяжело опираясь на трость, стала появляться в свете с новым молодым мужем. Его называли между собой «никчемный французишка.
Незваная гостья усмехнулась, вспомнив подобную историю, неоднократно повторенную известной современной особой из шоу бизнеса. Правда титул у нее не княжеский.
После кончины княгини дворец начал менять хозяев: князь Гагарин О. В., княгиня Голицина Н.П., министр Чернышев А. И. В период владения дворцом княгиней Голициной появилось у особняка новое звучное имя- «дом Пиковой Дамы», поскольку хозяйка послужила прототипом для образа героини Пушкина А. С. в известной повести.
Обходя когда-то пышные владения, экскурсанты при упоминании оранжереи зимнего сада и театра видели лишь их жалкие останки. Время оставило свои следы на всем. В зале театра во время первой мировой войны располагался госпиталь для раненых солдат и офицеров царской армии, во время Гражданской войны сюда привозили для восстановления бойцов Красной армии. В советский мирный период лекторий общества «Знание», Институт внешнеэкономических связей, экономики и права нашли здесь приют.
- В настоящее время дворец княгини Зинаиды Юсуповой получил статус памятника архитектуры, и дожидается начала комплексной реставрации, - подытожила свой обзор Коллега.
- Для восстановления нужны очень большие деньги и много времени…Предстоит изрядно поработать реставраторам, чтобы дворец приобрел достойный облик, - проговорила Незваная гостья, вспоминая свой опыт работы в новгородской реставрации в 80- годы.
Еще одна встреча подошла к концу, зарядив экскурсантов размышлениями о превратностях судеб в историческом контексте не только хозяев, но и их владений. Поблагодарив Коллегу за увлекательную информативную экскурсию и обменявшись подарками, Незваная гостья с удовольствием заметила, что поколение родившихся в 50-е, по-прежнему достойно держит высокий уровень профессионализма и не желает останавливаться …
На улице все еще дул холодный ветер, задирая подолы плащей, срывая капюшоны. Предстояло купить билет на автобус. Попытки сделать это через интернет были безуспешны. В Санкт-Петербурге проходил в это время Международный экономический форум, поэтому в современных реалиях вводились ограничения. Незваная гостья дома уже привыкла к таким сюрпризам, поэтому восприняла ситуацию спокойно, правда ей было неудобно перед Петербурженкой за очередные вынужденные хлопоты.
Ох уж эти длинные летние прозрачные вечера в Санкт-Петербурге! Разобравшись с билетами, они оказались на площади искусств перед Русским музеем, уже очень усталые насыщенные всем увиденным и услышанным. Но сама атмосфера города не позволяла вот так просто завершить этот день…Петербурженка предложила отправиться в театр. Незваная гостья встрепенулась, но взглянув на свои удобные кроссовки путешественника, отказалась. Ну, не могла она в таком виде пойти в театр - храм Мельпомены. Поэтому вечер они провели на открывшейся в Русском музее большой выставке Васнецова, в компании русских богатырей, царевен и библейских ликов.
Наутро, садясь в автобус, Непрошеная гостья призналась Петербурженке:
-Не ожидала, что найдем общий язык…
А в ответ прозвучало:
-Пожалуй получилось …
И пока автобус не тронулся они прощально улыбались и кивали друг другу через тонированное стекло автобуса. А Незваная гостья думала о том, что возможно при другом стечении жизни, они могли быть приятельницами. А пока каждая из них хранила в своей душе нераскрытые женские тайны.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225091001759