И все-таки Высоцкий не прав...

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
(В.Высоцкий)

И все-таки Высоцкий не прав.

ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА:

"Фразеологизм «плюнуть в душу» является выражением, которое используется для описания действия или слов, способных серьезно обидеть, оскорбить или задеть чьи-либо чувства. Этот фразеологизм имеет метафорическое значение, не претендуя на буквальное толкование. Важно отметить, что фразеологизм «плюнуть в душу» не связан с физическим действием плюнуть, а является метафорой для выражения эмоционального удара или обиды, которая оставляет неприятные эмоциональные последствия у пострадавшего." (Источник: https://znachenie-poslovic.ru/pljunut-v-dushu) Хотите, плюну вам в душу?

Почему в поэзии плеваться непозволительно:

Ответьте на вопрос: мог ли плюнуть метафорически Пушкин?.. А Лермонтов?.. А Тютчев?.. А Блок?... Ответ очевиден - нет. Даже хулиган русской поэзии Есенин использовал это высказывание в другом нежели обиходном смысле.

Плюнуть в душу - это устойчивое выражение, его не открывает Высоцкий. По отношению к поэзии, где требуется говорить своим языком, это штамп. Иногда такие штампы уместны. Но это выражение несет грубость и плебейство. И хотя оно смачно высказано, тем н менее разрушает высокий посыл, который заложил изначально Высоцкий в своем стихотворении.

Однако это не означает, что вообще из поэзии надо исключать это выражение и все что связано с плевание. Если это уместно, можно, например, от лица героя с низким культурным бэкграундом, но данном случае, в стихотворении высокого духовного посыла - это неуместно. При этой критике поэта, я продолжаю утверждать, что Высоцкий - это лучший поэт нашего времени.

ДИСКУССИЯ:

В.
"В поэзии плеваться непозволительно. Даже хулиган русской поэзии Есенин использовал это высказывание в другом нежели обиходном смысле."
«Я на эти иконы плевал»
Тут не просто плевок, а целое святотатство!

ГВ
А давайте вчитаемся в есенинские строки, я не согласился. Ведь, когда Есенин плевал, то он сам себя как бы осудил, то на что он "плевал" стало ему дорого, он увидел лик девы в иконах, на которые святотатствовал, как вы говорите. И он по смыслу своего преображения теперь не плюет, а восхищается.

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.

По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.

Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.

То есть герой пережил своеобразный катарсис. Как в древнегреческой трагедии совершил ужасное, а потом раскаялся и себя же осудил за преступное. И то, на что он ранее плевал стало рождать в нем нежные песни.

В.
Речь шла о недопустимости употребления в стихах слова «плевать», мол, даже Есенин такого не допускал. Я ваше утверждение опроверг. А вы, вместо того, чтобы признать свою ошибку, не нашли ничего более умного, как начать растекаться мыслями про всякие там катарсисы.

ГВ
Вы формалистикой не занимайтесь. Есенин не употребил это слово с тем значением оскорбления, которое прозвучало у Высоцкого. Вы сначала изучите теорию интерпретации, когда слово меняет свой смысл в зависимости от контекста. Есенин использовал слово плевать не в обиходном смысле, а в контексте сравнения, когда его герой отказывается от позиции "плеваться", а значит идет отрицание этого грубого слова, в отличии от употребления Высоцким, где слово приобретает изначальный грубый смысл.

Есть у Есенина и другое стихотворение, где он плюется, как ни странно, но там плевание надо расценивать как религиозное действие, которое вероятно герой взял от каких-нибудь намоленных старушек, которые таким образом изгоняли бесов.

С улыбкой змейного грешенья
Девичий смех меня манул,
Но я хранил завет крещенья –
Плевать с молитвой в сатану.
Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел, и беги!»

(Город. С.Есенин)


Рецензии
Смотрите - я какой!Самого Высоцкого критикую! А, вот я, слыхал, что некоторые из перечисленных Вами гениев, даже матом не брезговали.
Не хворайте, Адам.

Адам Райский   10.09.2025 10:42     Заявить о нарушении
Да не только его, но и даже Пушкина критикую и куда больше, чем Высоцкого..)) У меня много статей посвящено использованию мата в поэзии, эта тема в русской поэзии не проходит, ее создавали дворяне, а им еще Петр Первый запретил материться.

Воловой Геннадий   10.09.2025 12:52   Заявить о нарушении
Кстати, как я критикую Пушкина вы можете прочитать в моей статье по Евгению Онегину, но она очень большая, но зато интересная и Пушкину на орехи достается в конце. Как я делаю вывод - Пушкин солнце русской поэзии, но солнце не без пятен..))

Воловой Геннадий   10.09.2025 12:54   Заявить о нарушении
Ну, Вы титан! А дедушку Крылова Вы не критикуете?
Адам.

Адам Райский   10.09.2025 14:42   Заявить о нарушении
Да как же дедушку не покритиковать?.. Уже!..)) Он же того палочкой стучит, а сам плагиатом занимается!.. Вон как у Эзопа слямзил басню про сыр, ворону и лисицу!.. Детишки в школе понятия не имеют, что басня не дедушки крылова, а раба Эзопа из древней Греции!..

Воловой Геннадий   10.09.2025 15:08   Заявить о нарушении
Ну, между Эзопом и Крыловым ещё Лафонтен имеется.А дедушка, видимо, Вам в назидание, что-то там, про слона и моську писал.
А воще, я всё равно круче Вас! Вы критикуете классиков, а я, осмеливаюсь критиковать Вас, великого.
Адам.

Адам Райский   10.09.2025 15:41   Заявить о нарушении
Знаем мы про Лафонтена..)) Чтобы меня критиковать, надо брать мой разбор, а меня чего?.. С меня как с гуся вода, а вот покритиковать мое понимание басни Эзопа, вот это уже другое дело. Вот эта работа, которую я упустил опубликовать на прозе ру. что сейчас исправлю
http://proza.ru/2025/09/10/1426

Воловой Геннадий   10.09.2025 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.