Грешники. Синопсис киносценария

«ГРЕШНИКИ».
Философско-мистическая мелодрама.
Синопсис.

Грешники. Кто они? Библейская мудрость гласит: «Нет людей без греха, кроме Бога». Но и грех бывает большим и малым. Как становятся грешниками? Принято считать, что по злому умыслу. А что есть грех? К примеру,  суицид – попытка самоубийства. Мы не считаем это грехом, так как он совершается не по злому умыслу, а в моменты отчаяния, эмоциональных потрясений, минутной душевной слабости. По церковным же понятиям это грех. А грехи надо не отмаливать в церкви, а искупать добрыми делами во благо других.

Часть 1. Серафим и «грешники».

Эта история как раз об этом. Два пожилых человека решают совершить самоубийство под влиянием сложившихся обстоятельств и эмоционального стресса (ИВАН: «И сдохну! Надоело всё! Сейчас пойду и утоплюсь!»).
 Профессор философии Лаврентий Павлович и рабочий Иван Степанович. Но их в последний момент спасает от греховного, опрометчивого действия странный старец, горбун Серафим (СЕРАФИМ: «Я, милок, не ко всем прихожу», «Успеешь ещё, это не твоя судьба»).
. Серафим приводит «грешников» на строительную площадку в вагон-бытовку.
Старец Серафим необычайно умён и в беседах с «грешниками» постепенно приводит их к мысли, что нет ничего дороже жизни, дарованной Богом. И беды «грешников» идут от непонимания истинного смысла жизни.
ИВАН: «Некуда мне больше податься, кроме как…»
СЕРАФИМ: ««Крест» до конца надо нести, как бы не было тяжко».
ИВАН: «Так сил уже никаких не осталось».
СЕРАФИМ: «Это, Ванюша, от того, что «крест» ты не свой взял, вот и не выдюжил».
Серафим готовит «грешников» психологически к искуплению грехов.
ИВАН: «Так что же я должен сделать?»
СЕРАФИМ: «Что? Искупаются грехи добром и делами с пользой для общества».
Но «грешники» пытаются спорить со старцем.
ИВАН: «Так сейчас и время другое. Изменилось всё».
СЕРАФИМ: «Время, Ванюша, для добра и праведной жизни всегда одно».
Серафим не разрешает пользоваться пенсионными накоплениями. И Лаврентий, и Иван вынуждены просить милостыню и добывать продукты в мусорных контейнерах.
СЕРАФИМ: «Грех, Ванюша, искупается не в праздности, а в лишениях. Бог вам дал возможность исправиться. Вы и должны пройти испытания, чтобы понять истинную цену жизни, цену каждому дню и часу. Без таких испытаний и понимания вы вновь будите грешить».

Профессору трудно смириться с тем, что его учит жизни какой-то странный старец, которому в спорах он постоянно проигрывает. Особенно его раздражают «поговорки» старца и фамильярность.
СЕРАФИМ: «Это не поговорки, Лавруша, это многовековая народная мудрость, записанная в священных писаниях».
ЛАВРЕНТИЙ: «Я вот тоже в институте изучал библию, а уже ничего не помню».
СЕРАФИМ: «Эка, хватил! Сколько лет утекло, не мудрено забыть. А я, Лавруша, живу по этим священным писаниям и, несмотря на это, перечитываю их».
За несколько месяцев жизни с Серафимом в вагончике «грешники» изменились не только внешне, прежде всего духовно. И первое серьёзное испытание огнём они с честью выдержали. Они спасли женщину, рискуя жизнью, отдав ей все накопленные деньги. Серафим был очень этим доволен.
СЕРАФИМ: «Ну, вот, голубушка, и разобрались с твоей бедой. Никогда не опускай руки. Добрых людей больше, ты токма веру не теряй. Ну, вроде мне тут и делать больше нечего, пойду, пожалуй».
Серафим уходит, а «грешникам предстоит последнее испытание – водой. Они отправляются в Крым.

Часть 2. Пути Господни.

Нравоучения Серафима, общение с обездоленными людьми преобразило бывшего сноба профессора и нервного, неуравновешенного рабочего. Их душевные качества возродились, и стало появляться понимание жизни не по книжкам, а из самой жизни. А сколько ещё предстояло пройти, узнать, понять. Первый же день пути принёс им радость, когда они остановились у озера отдохнуть.
ЛАВРЕНТИЙ: «Благодать-то  какая! Только, чтобы увидеть это, дотронуться до этого, почувствовать себя частью этого, стоило жить! Красота природы пробуждает в человеке лучшие душевные качества: доброту, любовь, искренность, гармонию единения природы и души». 
ИВАН: «Это от того, Лаврентий, что душа твоя очищается от ненужного хлама и становится восприимчивой к красоте, добру и любви».

Из общения с простыми (и не только простыми) людьми товарищам приходило понимание жизни, открывалось богатство народной мудрости и они удивлялись, как мало они до этого знали.
На автозаправке «грешники» роются в мусорном контейнере. Подходит мужчина.
МУЖЧИНА: «Что ищем, господа?»
ЛАВРЕНТИЙ: «Что ищем? Смысл жизни».
МУЖЧИНА: «Глубже копайте, так вы ничего не найдёте».
ЛАВРЕНТИЙ: «Истина может лежать и на поверхности, только не каждый её может разглядеть».

Подобрав на автостоянке бездомную собачку, «грешники» идут дальше. Остановились отдохнуть у реки.
ЛАВРЕНТИЙ: «Красота! И почему я раньше этого не замечал. И раньше было солнце, трава, река, деревья, а я не видел в этом красоты».
Приходит и понимание настоящей дружбы.
ЛАВРЕНТИЙ: «Ты единственный человек, с которым я по-настоящему сдружился. Я могу тебе полностью доверять, а это дорогого стоит».
ИВАН: «У меня к тебе такие же чувства»
ЛАВРЕНТИЙ: «Наконец-то я увидел и понял красоту природы, красоту человеческих отношений. Я стал свободным, счастливым человеком».

Сама красота природы вызывает желание высказать накопившиеся за время пути новые мысли, ощущения. Философ в «ударе».
ЛАВРЕНИТИЙ: «Я раньше не задумывался, что такое счастье. Считал себя счастливым человеком. Ну, как же – доктор философии, профессор, машина, квартира. Мне завидовали, говорили какой я счастливчик. Но оказалось, что это всё не то. Это только внешние атрибуты, которые могут исчезнуть одномоментно. Так и случилось. Счастье в другом, и я это понял только сейчас, в пути. Но жизнь не повернуть вспять, не прожить заново».
«Счастье - это когда ты имеешь возможность просто жить, радоваться каждому дню, любить, быть свободным в мыслях и свободным от предрассудков. Всё остальное чепуха, все эти машины, квартиры, дачи, звания. Мы нагружаем себя, свою душу всякой ересью, ложными представлениями о счастье».
«Я бы всех философов после учёбы в институте, прежде чем они начнут поучать других, отправил бы «в жизнь» на годик по стране с сумой, как нас Серафим, набраться народной мудрости, узнать, как народ живёт и самим познать смысл жизни».

При переходе реки Лаврентий погибает. Иван и собачка идут дальше. В городе Иван снимает с банковской карты Лаврентия деньги.
В Крыму Иван спасает девочку от сексуального рабства, выкупив её на деньги Лаврентия у приёмного отца-цыгана. Девочка в пути заболела, и ИВАН ночью просит помощи в первом же доме, до которого донёс девочку. Девочка оказывается родной дочкой Лаврентия и Елены, дочери хозяйки дома. Иван остаётся жить в доме рядом с морем, о чём мечтал.
ИВАН: «Я дошёл, дошёл! Какая красота!»

А что же с искуплением грехов? У Ивана пропадает посох Серафима. Хозяйка говорит, что его забрал странный старец.
СВЕТЛАНА: «Небольшой такой, с белой бородой, весь в чёрном и горбатый. Да, ещё глаза синющие - пресинющие. Я спрашиваю, зачем вы палку чужую взяли, а он говорит, что это не палка, а посох и Ванюше он больше не нужен. Мол, он уже пришёл куда надо и нашёл, что искал. И скажи, говорит, что грехи свои он искупил и пусть новый «крест» несёт исправно».
«Серафим просил передать вам, что Лавруша  искупил свои грехи полностью и что ворота в Рай ему будут открыты».

А всё ведь началось с пустяка – у Ивана дрогнула рука, и он просыпал на пол сахар.
ЖЕНА ИВАНА: «У тебя что, руки кривые?»
ИВАН: «Извини, я нечаянно. Просто рука дёрнулась».
ЖЕНА ИВАНА: «Рука у него дёрнулась. Одни расходы с тобой! Мой теперь за тобой полы».

Обрёл ли Иван счастье? Уже в крымском доме Иван случайно вновь рассыпает сахар.
ИВАН: «Сахар… сахар… я рассыпал сахар».
СВЕТЛАНА: «Да Бог с ним, с сахаром. Купим ещё. Ты не ушибся, Ваня? С тобой всё в порядке?»

Это ли не счастье – женская любовь и забота?

Живём, грешим, друзей теряя,
И не глядим в пути назад.
А сознаём, лишь умирая,
Что ты спешил не в Рай, а в Ад.

ОСТАНОВИСЬ И ОГЛЯНИСЬ!

Сценарий написан.

 Алексей Балуев
raa47@yandex.ru


Рецензии