Папа-англичанин Адриан IV и германец Фридрих Барба
В многовековой истории папства среди понтификов разной национальности папский престол один раз занимал англичанин. Николас Брейкспир родился около 1115 года в городке Эбботс-Лэнгли в графстве Хертфордшир. Семья была небогатой и очень благочестивой. Отец Николаса - Роберт Брейкспир со временем даже ушёл в монахи и закончил свои дни в монастыре Сент-Олбанс. Николас с детства мечтал стать священником. Получив в ранние годы скромное начальное образование, честолюбивый и целеустремлённый юноша отправился во Францию. Закончив необходимый курс обучения, Николас принял постриг в монастыре святого Руфуса в городе Арле, и вскоре, благодаря упорству и сметливости, начал быстро подниматься по ступеням церковной иерархии. Сначала его избрали приором, а затем и аббатом этого монастыря. Но очень скоро монахи пожалели о сделанном выборе. Новый аббат ввёл такие строгие порядки, такую жёсткую дисциплину, что смиренные братья обратились с жалобой в Рим. Папа Евгений III вызвал рьяного аббата к себе, сделал ему внушение и достиг примирения главы монастыря с монастырской братией. Однако мир длился недолго и монахи снова возроптали. Новая поездка к понтифику закончилась очередным примирением. Когда же в монастыре поднялась третья волна ярого недовольства, Папа Евгений III решил с пользой использовать неутомимое и усердное стремление Николаса Брейкспира к наведению порядка, назначив его в 1149 году кардиналом-епископом древнего города Альбано, неподалеку от Рима. А уже через три года, в 1152 году Папа направил неутомимого Николаса Брейкспира папским легатом в Норвегию, где в то время шла гражданская война. Несмотря на сложные условия, усердный Николас создал независимое норвежское архиепископство и умудрился вывести страну из подчинения Дании. Выполнение этой благоуспешной миссии современники называли «дипломатическим триумфом Святого престола».
Для полноты картины следует сказать несколько слов о положении дел в Вечном городе в то время и о самом Папе Евгении III. Римские понтифики после распада Римской империи почитались наследниками владений (или Патримония) Святого Петра. С 756 года эта значительная территория в центре Италии получила название Папской области. Владения её постепенно приумножались и особенно расширились во времена правления могущественного короля франков Карла Великого, которого в 800 году Папа Лев III в Риме торжественно короновал императором. Однако не зря говорится, «бойтесь данайцев дары приносящих». Со временем римские Папы попали в зависимость сначала от франкских королей, а через несколько столетий от пришедших им на смену германских властителей. Нередко те сами определяли выбор понтифика.
В 1059 году решительный Папа Николай II, в стремлении обеспечить независимость церкви от императорской власти, принял закон, согласно которому избрание пап должно проводиться коллегией кардиналов, собирающихся в Риме. Однако могущественные императоры по-прежнему пытались вмешиваться в выборы понтификов.
К XI-XII веку независимые города-государства в северной Италии, как Милан и Флоренция. Генуя и Венеция, быстро развивались на основе самоуправления и процветали за счет торговли и банковского дела и судостроения. Однако римский Папа упорно выступал против самовластия граждан. Он стремился к сохранению старых порядков, поскольку сам был властителем богатой Папской области, да и его сторонники, крупные феодалы не только в округе, но и в Риме занимали сотни укрепленных замков. В 1143 году римские горожане подняли восстание, которое возглавил монашествующий проповедник Арнольд Брешианский. Он ратовал за отказ от роскоши в церковной жизни, обвинял Пап, епископов и духовных лиц в разврате, грабежах и «авантюр уголовного характера». Арнольд призывал вернуться к первоначальному, бедному и непорочному христианству, к которому призывали Святые Апостолы.
Восставшие провозгласили Рим республикой, а управление государством поручили выборному Сенату. Они даже возродили античную символику, в том числе знаменитую формулу SPQR. (Она означает «сенат и римский народ», и до сих украшает любое муниципальное имущество: городской транспорт, чугунные водопроводные колонки, крышки канализационных люков и пр.). В Сенат вошли 56 человек из авторитетных граждан и зажиточных горожан.
В такой напряженной обстановке после смерти очередного понтифика коллегия кардиналов в феврале 1145 года избрала на ватиканский престол скромного Евгения III. Однако ему даже не удалось провести свою интронизацию в соборе Святого Петра, поскольку подступы к нему заняли мятежные горожане. А через три дня Папа и вовсе был вынужден бежать из Рима в соседний, укрепленный и безопасный город Витербо. Сюда к нему приехал проповедник Арнольд Брешианский, который, пообщавшись с милосердным и отзывчивым Евгением III, покаялся, попросил у него прощения и обещался не бунтовать. Но вернувшись в Рим, Арнольд, подзуживаемый недовольными горожанами, возобновил свои обличительные проповеди. Между тем, беспорядки в Вечном городе закончились грабежами не только богатых аристократов, но и церквей и монастырей. Евгений III, призывая на помощь то сицилийского, то германского королей, на время возвращался в мятежную столицу, но немного погодя снова был вынужден бежать.
Более двух лет Папа Евгений III провел во Франции и Германии. Там, после захвата мусульманами принадлежавшего крестоносцам города Эдессы в 1144 году, началась организация Второго крестового похода. В нём приняли участие французский король Людовик VII и германский король Конрад III. Папа Евгений III не только благословил германского императора на участие во Втором Крестовом походе, но и обещал ему коронацию в Риме по завершении экспедиции.
Однако Второй крестовый поход окончился неудачей, которую Папа переживал как личную трагедию. По-прежнему лишенный возможности вернуться в Рим, понтифик обосновался в Витербо. Здесь он встретился с возвращавшимися из крестового похода Людовиком VII и Алиенорой Аквитанской. Евгений III долго беседовал с ними и уговаривал всеми силами сохранить их распадающийся брак. Но это уже другая история. Вскоре до понтифика дошли вести о смерти германского короля Конрада III, который, так и не добравшись до Рима, завещал своему наследнику, племяннику Фридриху Барбароссе немедленно отправиться в Вечный город для коронации. Однако и Фридриха бедный понтифик не дождался. Сломленный неудачами Евгений III скоропостижно скончался в июле 1153 года. И тут вдруг римляне спохватились и осознали, каким миролюбивым и терпеливым был усопший понтифик. Евгения III с почестями похоронили в соборе Святого Петра. Его гроб сопровождали, причитая и оплакивая, толпы народа, а гробница вскоре стала местом паломничества.
Во избежание долгих споров, коллегия кардиналов решила возвести на ватиканский престол 70-летнего, самого старого из кардиналов, отмеченного покладистым и незлобивым характером. Заняв ватиканский престол, он взял себе имя Анастасия IV.
В это время Николас Брейкспир как раз и вернулся из Норвегии в Вечный город. Вернулся, можно сказать, триумфатором. Немудрено, что после скорой смерти Анастасия IV в декабре 1154 года коллегия единодушно избрала Николаса Брейкспира новым Папой. Он взял себе имя Адриана IV. (Три первых Адриана были римлянами и занимали папский престол в 7-8 веках). После своей интронизации Адриан IV с недоумением обнаружил, что под его властью оставались только Ватикан и собор Святого Петра. Весь остальной Рим находился под контролем горожан, продолжавших горячо поддерживать Арнольда Брешианского. Адриан IV потребовал, было, от мятежного проповедника покинуть Рим, но тот оставил распоряжение понтифика без внимания. Более того, приверженцы Арнольда осмелились напасть на папского посланника, кардинала Гвидо Чибо и даже ранили его. Возмущенный Адриан IV пошёл на чрезвычайные меры. В 1155 году впервые в истории Вечного города на Рим был наложен интердикт, который пришёлся к тому же на время Великого поста. Все колокола города замолчали, прекратились богослужения во всех церквах, жители были лишены причастия, исповеди, покаяния, и даже церковных бракосочетаний и похорон. Исключение Папа сделал, только для крещения невинных младенцев и причащения умирающих. Такое наказание для средневекового жителя было невыносимо. Накануне Пасхи, в Великую пятницу отчаявшиеся римляне осадили сенаторов на Капитолии, и заставили их принять решение об изгнании Арнольда Брешианского из Рима. Успокоенный мирным решением проблемы, Адриан IV тотчас отменил интердикт и при большом скоплении присмиревших прихожан провёл праздничное, пасхальное богослужение в кафедральном Латеранском соборе.
Меж тем, Фридрих Барбаросса уже шёл походом по Италии, направляясь к Риму. Пасху 1155 года он встретил в Павии, где был коронован легендарной Железной короной лангобардских королей. (По преданию в неё включена полоска, выкованная из гвоздя, которым Спаситель был прибит ко Кресту). По дороге могущественный король разрушил город Тортона, который осмелился препятствовать его продвижению к Риму. Адриан IV отправил навстречу Фридриху двух кардиналов для переговоров, известив, между прочим, о мятежном Арнольде Брешианском, который укрывался в одном из тосканских замков. Разосланные разведчики Барбароссы очень скоро взяли проповедника в плен и отправили его на суд Папы. Адриан IV расправился с Арнольдом беспощадно и немилосердно. В июне 1155 года его повесили, затем тело сожгли, а пепел выбросили в Тибр, чтобы многочисленные приверженцы не вздумали поклоняться останкам Арнольда Брешианского.
В это же время, 9 июня 1155 года неподалеку от Рима, в Кампо-Грассо состоялась первая личная встреча Папы Адриана IV и Фридриха Барбароссы. Закончилась она, не начавшись, громким провалом и получила в истории название «Конфликт у лошадиной морды». По веками утвержденному этикету, король должен взять папскую лошадь под уздцы и придерживать стремя, помогая Папе спешится. Потом король должен склониться и приложиться устами к папской туфле. Только после этого Римский Папа дарует монарху «лобзание мира». Однако от всех положенных ритуальных церемоний король-рыцарь отказался и согласился лишь приложиться к туфле понтифика. В ответ возмущенный Папа Адриан IV заявил, что все предшествовавшие императоры всегда исполняли церемонию в знак почтения к апостолам Петру и Павлу, преемниками которых являются римские Папы. Без неукоснительного исполнения церемонии в полном объёме не будет никаких переговоров и никакого «лобзания мира». Советники понтифика и короля два дня улаживали «Конфликт у лошадиной морды», и, наконец, 11 июня Фридрих I Барбаросса, мечтающий, как и его предшественники, о коронации в соборе Святого Петра, выказал требуемые знаки почтения. Остальные пункты соглашения уладили быстро: Папа и король обязались ни с кем не вступать в сепаратные переговоры, Фридрих обещал защищать интересы папы, а Адриан IV грозил отлучать от церкви всех противников монарха. Достигнув взаимного согласия, довольные Адриан IV и Фридрих I направились к Риму.
И тут их ожидал сюрприз. Римские сенаторы, которые за мятежные годы противостояния с папской властью обрели уверенность в своих силах, встретили Фридриха на подступах к городу со своими претензиями. Они потребовали, чтобы король клятвенно заверил их в соблюдении городских свобод, а также заплатил им 5000 фунтов золотом за въезд в Вечный город. Только на этих условиях они согласятся на коронацию короля в Риме. Побелевший от ярости Фридрих I закричал, что он не намерен давать им никаких гарантий, а тем более денег. Он явился, чтобы требовать положенной ему по праву и по договоренности с Папой коронации в соборе Святого Петра. Оценив обстановку, многоопытный Адриан IV вполголоса посоветовал Фридриху отправить в город отряд рыцарей и просто занять Ватикан. Вслед за дерзко рванувшимся вперед головным отрядом мимо опешивших сенаторов последовали король и Папа. По совету понтифика, не дожидаясь воскресения, сразу же, на следующий день рано утром, в субботу 18 июня 1155 года Адриан IV и Фридрих I вступили в захваченный его рыцарями Ватикан, и провели долгожданную, вожделенную, но скромную коронацию, безо всяких торжеств. По окончании коронации Фридрих I Барбаросса, теперь уже увенчанный заветной императорской короной, уехал из Рима в свой лагерь, а Адриан IV остался в соборе Святого Петра под охраной германского отряда.
К полудню римский сенат собрался на Капитолии, чтобы обсудить действия, которые воспрепятствовали бы коронации. Но прибывший из Ватикана вестник сообщил, что коронация уже прошла и без их согласия. Уязвлённые и обозлённые сенаторы призвали римлян к оружию и двинулись на Ватикан. Но бдительный Фридрих без промедления вступил со своей армией в Рим и к концу дня отбросил отряды горожан на левый берег Тибра. Когда же римляне забаррикадировали все мосты через Тибр и все городские ворота, Фридрих I, не желая вступать в ожесточённые уличные бои, просто вывёл свою армию из Ватикана через неохраняемый район Трастевере на север. Папа Адриан IV, вместе с императорскими войсками покинул своевольный Рим и, оставшись безо всякой поддержки, укрылся в соседнем городке Тиволи.
Но уже скоро неугасимое пламя войны разгорелось на территории южной Италии. Византия, стремившаяся восстановить свою власть над этим регионом, поддержала баронский мятеж в материковой части Сицилийского королевства. Объединенными силами им удалось отвоевать почти всю Апулию (каблучок на карте Италии). В нарушение обещания данного Фридриху I, оставленный императором Адриан IV в сентябре 1155 года выступил со своей армией на стороне Византии и завоевал несколько городов в соседней Кампании. Однако в мае 1156 года король Сицилии Вильгельм Злой, собравшись духом, выступил против упивающихся своей победой врагов. А поскольку к этому времени византийцы уже рассорились с Папой, то сицилийцам удалось стремительным броском разбить византийский флот у южного порта Бриндизи и восстановить контроль над потерянными территориями. Адриан IV, оставленный теперь уже и византийскими союзниками, вынужден был пойти на переговоры с Вильгельмом Злым. По договору, подписанному 18 июня 1156 года в Беневенто, Вильгельм I Злой сохранял свои наследственные права и получал полномочия папского легата на острове Сицилия. Кроме того, к Сицилийскому королевству отходила часть ранее принадлежавших Папской области провинций Абруцци и Марке. Ублаготворенные таким исходом войны сицилийцы помогли Папе Адриану вернуться в Рим и занять папский престол.
Однако новый союз Папы Адриана вызвал недовольство императора Фридрихом I. После обмена горькими и оскорбительными посланиями, Фридрих I в июле 1158 года двинулся в свой второй итальянский поход, намереваясь сначала покорить Ломбардию. В ответ независимые ломбардские города обратились к Папе Адриану IV и Вильгельму Злому с предложением заключить общеитальянский союз против императора. В августе 1159 года представители Милана, Кремоны, Пьяченцы и Брешии собрались в Ананьи вместе с Папой Адрианом IV и послом Вильгельма Злого. Итогом этой благоуспешной встречи был договор, по которому Адриан IV обязался наложить на императора интердикт, отлучив его от церкви. Но претворить намерение в жизнь Папа уже не смог. Адриан IV неожиданно скончался 1 сентября 1159 года в Ананьи, как писали в документах, от приступа «грудной жабы». В народном предании сохранился рассказ о том, что «страдавший горлом» понтифик выпил вина из бокала, где плавала муха. Вот она-то попала не в то горло и перекрыла ему дыхание. Но ходили слухи и об отравлении Папы каким-нибудь ретивым посланцем императора.
На конклаве, проходившем в соборе Святого Петра 7 сентября 1159 года, большинство кардиналов (25 из 29) высказались за кандидатуру секретаря усопшего понтифика, которого и провозгласили Папой Александром III. Но когда новоизбранный папа взял в руки папскую мантию, Оттавиано ди Монтичелли, сторонник императора Фридриха I, неожиданно выхватил её и стал надевать на себя. Не ввязываясь в непристойную потасовку, Папа Александр III и его сторонники покинули собор. А оставшиеся в храме 3 кардинала и церковные клирики провозгласили избранным второго Папу - Виктора IV. Борьба двух понтификов, которая привела к длительному расколу церкви, была на руку Фридриху I. Но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №225091101021