Мудрость Патанджали

Свободный комментарий в стихах Т. Жужгиной к Йога-сутрам.

Посвящаю сыновьям Эдуарду и Артуру.

КНИГА 1. ЗАДАЧИ ЕДИНЕНИЯ (САМАДХИПАДАХ)
 
1. АУМ. Следующие инструкции касаются Науки Единения (Йоги).

2. Это Единение (или Йога) достигается подчинением психической природы и сдерживанием читты (или ума).

Когда эмоции не верховодят,
Как женщина в весёлом хороводе,
Един ты, - нет в уме блужданий,
Пустых и пагубных желаний.

3. Когда это исполнено, йог знает себя таким, каков он на самом деле.

Исполнив эти пожеланья,
Внемли привычке созерцанья.

4. До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями.

Вовнутрь поглубже загляни,
Другим увидь себя, прими,
Отринь капризы и упрямство,
Бесформенность, непостоянство.

5. Состояний ума — пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны.

Подвижен ум, непостоянен.
Отсюда все твои изъяны,
Болезни, прихоти, коварство.
Ум успокой - уйдут мытарства.

6. Эти видоизменения (виды деятельности) суть правильное знание, неправильное знание, воображение, пассивность (сон) и память.

Оставь в покое многознанье,
Услышь души своей признанья.
Не умничай, не спорь, не злись,
Души покою покорись.

7. Основа правильного знания — правильное восприятие, правильное заключение, и правильное наблюдение (или точное свидетельство).

Жизнь напрямую принимай
И за процессом наблюдай,
Прямое знанье получай,
Желанья, похоть обуздай.

8. Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия.

Иначе путь ученья долог -
Закроет все иллюзий полог.

9. Воображение основывается на образах, созданных сознанием и не имеющих ничего общего с реальностью.

Воображение – обман,
Не думай про чужой карман.
Проверь-ка лучше свой – там пусто,
Так почему же там не густо?

10. Пассивность (сон) основывается на состоянии бездействия вритти (или невосприятии чувств).

Во сне туманном ты живёшь,
Плоды румяные жуёшь;
Их с дерева в раю сорвал?
Или в чужом саду собрал?

11. Память есть удержание узнанного.

Узнал ответ прямой – запомни,
Что было раньше, тоже вспомни,
Ошибок чтоб не повторять,
На грабли вновь не наступать.

12. Управление этими видоизменениями внутреннего органа, ума, достигается неустанными усилиями и непривязанностью.

Трудись безмерно, неустанно,
Учись у мудрых непрестанно,
К плодам труда будь непривязан,
Усилием ума не связан.

13. Неустанное применение — это постоянное усилие в сдерживании видоизменений ума.

От безрассудств одни печали -
Беды бы не было,
Да черти накачали.

14. Когда то, что должно быть достигнуто, достаточно оценено, и усилия, направленные к его достижению, производятся постоянно и без перерыва, тогда устойчивость ума (удержание вритти) обеспечивается.

К оценкам лучше не стремись
И вовремя остановись,
Когда кружится голова,
Ведь не всегда она права.

15. Непривязанность — это свобода от хотения всех объектов желания, земных или узнанных из предания, здешних или нездешних.

Желанья разные бывают,
В уме иные застревают,
Жить человеку не дают,
На поводу его ведут.

16. Результатом совершенства в этой непривязанности является точное знание духовного человека, освобождённого от качеств, или гун.

Покоя нет от свойств и качеств,
Фантазий разных и ребячеств.
Душа – иное измеренье,
Как день, когда Луны затменье.

17.Сознание объекта достигается концентрацией на его четверичной природе: форме, через исследование; качестве (или гуне), через различающее соучастие; назначении, через вдохновение (или блаженство); и душе, через отождествление.

Сознание - душа и форма,
Анализ – качества платформа,
В соучасти - различий нет,
Лишь в тождестве найдёшь ответ.

18. Следующая стадия самадхи достигается, когда однонаправленной мыслью внешняя деятельность успокаивается. На этой стадии читта отвечает только на субъективные впечатления.

Кто в точку мысль свою направит,
Ум успокоит, прыть убавит.

19. Описанное только что самадхи не проникает за границы мира явлений; оно не проникает дальше богов и того, что познаваемо в связи с этим конкретным миром.

В границах, миг, остановись
Богам смиренно поклонись
И тем, что видишь, впечатлись.
И этим удовлетворись.

20. Другие йоги достигают самадхи и приходят к распознаванию чистого духа через веру, за которой следуют энергия, память, медитация и правильное восприятие.

Но коли вера так в тебе сильна,
Познаешь духа чистоту сполна,
Наполнишься энергией с лихвой,-
Так память сохранится молодой.

21. Достижение этого состояния (духовного сознания) быстро для тех, чья воля интенсивно жива.

А если волей сильной обладаешь,
То жить свободным возжелаешь

22. Применяющие подобным образом волю различаются, поскольку её использование может быть интенсивным, умеренным или мягким. Однако есть ещё один путь достижения истинного духовного сознания.

На уровнях различных бытия,
Где истина находится твоя.

23. Вверением Ишваре достигается знание Ишвары.

В доверии Всесильному - простор,
Познаньем Бога ограничен кругозор,

24. Этот Ишвара есть душа, нетронутая ограничением, свободная от кармы и желания.

Его юдоль всегда тобой полна.
Душа -  нетронутая целина,

25. В Ишваре, Гурудэве, зародыш всего знания расширяется в бесконечность.

В познанье - радость, чистота,
Бескрайний свет и пустота,

26. Ишвара, Гурудэва, будучи не ограничен условиями времени — учитель древнейших Владык.

Их безгранична глубина -
Не знает времени и дна,

27. Слово Ишвары — АУМ (или ОМ). Это Пранава.

Лишь ты да он -
Вибраций ОМ.

28. Через звучание этого слова и размышление над его значением обретается Путь.

Звук бесконечный, звук гортанный,
Ведёт он в край обетованный

29. Из этого приходит осознание Я (души) и удаление всех препятствий.

Для обретения Себя.
Отбрось ненужное, любя, -

30. Препятствия к познанию души — это телесное расстройство, умственная инерция, неправильная постановка вопросов, невнимательность, лень, недостаток беспристрастия, ошибочное восприятие, неспособность добиться концентрации, неудача в удержании достигнутого медитативного состояния.

Болезни тела, лень, пассивность,
Все страсти, лишнюю активность,
Суетность, глупость, невнимательность,-
В делах должна быть обстоятельность.

31. Боль, отчаяние, неуместная телесная деятельность и неправильное направление жизненных потоков — результаты препятствий в низшей психической природе.

Здоровье тела, равновесие ума,
Должны помочь тебе сполна,
Чтоб обрести здоровый дух,
Чтобы огонь в душе не тух,

32. Чтобы преодолеть препятствия и им сопутствующее, требуется интенсивное приложение воли к какой-нибудь одной истине (или принципу).

Сосредоточься на одном -
Над сильным духом бытием.

33. Покоя читты (или умственной материи) можно добиться через практику сострадания, мягкости, постоянства намерения и беспристрастности к удовольствию или боли или всем формам добра и зла.

В покое, созерцая мир, один,
Поймёшь, что этот мир един.

34. Покоя читты также достигают регуляцией праны или жизненного дыхания.

Дыханье ровное, без дум,
Даёт блаженство, светлый ум.

35. Ум можно тренировать в устойчивости через те формы концентрации, которые имеют отношение к чувственным восприятиям.
 
Сосредоточенность в прострации
Ум учищает концентрацией,
Устойчивое состояние
Центрирует твое внимание.

36. Медитацией на Свете и Сиянии может быть достигнуто знание духа и таким образом достигнут мир.

Через внимание и средоточие
Увидишь синий свет воочию.
Тот свет и есть прямое знание;
Без напряжений и старания
В нем дух витает, как сияние,
И затмевает мир незнания.

37. Читта стабилизируется и освобождается от иллюзии по мере очищения низшей природы и прекращения потворствования ей.
 
Мир света и прямого знания
Избавит вас навеки от терзания,
Ошибок, глупостей, иллюзий
И с разумом вы будете в союзе.

38. Мир (устойчивость читты) достигается медитацией на том знании, которое дают сны.

Он вас избавит от кошмаров,
От боли, от судьбы ударов,
Во сне найдете вы ответ,
Постигнув этот чистый свет.

39. Мир также достигается концентрацией на самом дорогом сердцу.
 
Отныне то, что боль вам приносило,
Лишь радость принесет, умножив силу.

40. Таким образом  осознание расширяется от бесконечно малого к бесконечно великому, и от ану (атома или пятнышка) до атмы (или духа) совершенствуется знание.

И глубь и ширь познаете теперь,
И горизонта распахнется дверь,
Постигнете умом ту бесконечность,
А с нею и божественную вечность.

41. Для того, чьи вритти (изменения субстанции ума) полностью под контролем, наступает состояние тождества и подобия тому, что осознаётся. Познающий, знание и поле познания становятся одним, подобно тому, как кристалл вбирает в себя цвета того, что в нём отражается.
 
Теперь вам боль покажется игрою,
Желания ума - лишь прихотью больною,
К вам знание придет, что все едино,
Что лишь в единстве "зло" преодолимо.

42. Когда воспринимающий соединяет слово, идею (или смысл) и объект, это называется умственным состоянием справедливого рассуждения.
 
И разумом постигнете, что слово
Не просто звук, но смысл несет готовый.
Когда научитесь жонглировать словами,
Все нужные слова придут к вам сами.

43. Восприятие без такого рассуждения достигается, когда память более не управляет, слово и объект превзойдены, и присутствует лишь идея.

Тогда воспримете сей мир в молчанье,
Без слов и суеты, но в состраданье.

44. Подобные же два процесса концентрации — с суждением ума и без — могут быть приложены также и к вещам тонким.
 
И постижение придет невидимых глубин,
Усилив знание о том, что мир един,

45. Грубое ведёт в тонкое, а тонкое, постепенными стадиями, — в то состояние чистого духовного бытия, которое называется прадханой.
 
И что границы только лишь в уме
Все разделяют, как в кошмарном сне.

46. Всё это составляет медитацию с семенем.

Мир видится другим нам в созерцании -

47. Когда достигается это сверхсозерцательное состояние, то через уравновешенное спокойствие читты (умственной материи) йог обретает чистое духовное осознание.

Нет мук ума и тела в этом состоянии.

48. Его восприятие теперь безошибочно точно (его ум раскрывает только Истину).
 
Когда отбросит истина покров,

49. Это особое восприятие уникально и открывает то, что рациональный ум (используя свидетельство, заключение и дедукцию) не может открыть.
 
Путь станет ясен нам без слов.

50. Это противостоит всем другим впечатлениям, или вытесняет их.
 
Нет выше знания такого,
Нет впечатлений выше,
Чем знание пути прямого
К истине всевышней.
 
51. Когда это состояние восприятия само сдерживается, или вытесняется, тогда достигается чистое самадхи.
 
Когда и эта суть преодолима,
Явится то, чья суть незрима.


Рецензии