Чехов Вишневый сад До рая далеко

До рая далеко – Чеховский «Вишневый сад»



Наталья Буданова-Бобылева


Вместо эпиграфа:
Интересно, а в настоящем раю есть вишни?


Чехов меня не отпускает. Про «Вишневый сад» уже сказано столько, что и не придумать ничего, кажется, нового.

 Более ста лет пьеса не сходит с подмостков театров мира. Вещь на все времена. Перечитала «Вишневый сад», в связи с тем, что дочка-одиннадцатиклассница сейчас проходит в школе эту пьесу и ей потребовалась моя помощь, чтобы ответить на вопросы учителя.

 И сразу сгусток энергии классического текста дал свои всходы.Великие  произведения как облачное хранение – всегда готовы дать вам новый импульс.

 Как Импровизатор в фильме по «Маленьким трагедиям» Пушкина, я увидела весь текст классика в виде плотного облака знаний и сразу стали выстреливать стрелы-мысли.

Нынешние одиннадцатиклассники читали эту пьесу по ролям на уроке литературы и их рассмешило слово «Огурчик», которое употребляет герой Яша, называя так Дуняшу. Ну хоть посмеялись, не знаю, поняли ли они хоть что-нибудь. Пьеса для взрослых.

 И сразу вспомнилось, что Чехов называет свои пьесы комедиями. Только это трагикомедии точно. Положительного исхода в них нет. Это даже не смех сквозь слезы. Это нервный смех иногда, сквозь великую трагедию бытия.

Интересно, что все герои «Вишневого сада» живут каждый в своем мире, почти не пересекаясь. Они кидают реплики сами себе. Часто не отвечают на вопросы собеседника. Такой мир аутистов. Очень он напомнил мне  мир сегодняшний – каждый живет в своем мире своей интернетной  сети, как бы не общаясь и не пересекаясь с миром другого.

Да, конечно, в какой-то степени так было всегда. Мир бульдозеристов никогда не пересечется с миром балета, например. Во все времена. Однако сейчас, за счет цифровизации всего и вся это стало более обостренным. Все неживое, все чужое.

 Так и в мире «Вишневого сада». Великий Чехов и тут пророк. Пришел и говорит.

Ни один герой пьесы не вызывает добрых чувств, хотя Чехов искренне старается показать нам каждого Героя объективно, со всех сторон, рассматривая и его положительные и отрицательные стороны.

 Все герои пьесы колоритнейшие персонажи - от самых главных героев до эпизодических, но ни один  не вызывает ни уважения, ни жалости, ни даже эмпатии. Нет положительных героев в этой пьесе. Хотя каждый актер, играющий роль в этой пьесе на сцене, наверное, ищет в своем герое что-то положительное и радостное. Пытается его оправдать.

Даже Петя – этот намек на лучшее будущее, представляется вовсе не героем своего времени. Его отрицание любви, его грязные калоши, мелочность, вечная студенческость, болтливость, возвышенность.

Лопахин работает, зарабатывает деньги, но жениться на Варе он не решается, ему некогда (какие чувства? тут деньги! власть!) обрекая ее идти в служанки, хотя вроде что-то испытывает к ней. Его пафосная радость от приобретения господского имения, где его предки были крепостными, кажется гадкой и злой.
 
Раневскую я вижу в образе, который создала актриса Татьяна Васильева на сцене. Ее трагические глаза, глубокий голос, как нельзя лучше оттенили драматизм героини. Отдать  последнюю золотую монету прохожему и оставить дочерей без средств и уехать в Париж к любовнику, чтобы проживать остатки помощи родственницы-графини. Что может быть и смешнее и трагичнее одновременно. Даже ее любовь к родному имению кажется бутафорской на фоне ее реальных поступков и дел.

Варя запомнилась в образе актрисы Елены Яковлевой на сцене. Ее простота, усталость глаз и фигуры явно добавили этому персонажу цельности и ей веришь. Замотанная бытом  ключница, почти забывшая себя. Она не в состоянии бороться ни за свою любовь, ни за свое положение в обществе. Прислуга. Даже в монастырь у нее нет сил уйти, она только говорит об этом.

Болтливость и пустопорожность Гаева так знакома всем и сейчас. Чеховские герои живы и поныне. А драматург думал, что его будут помнить всего семь лет. Где там, даже не семьдесят, все семьсот, если еще будет существовать человечество.

Слуги в пьесе смешны своим  равнодушием, бахвальством и желанием кичиться пустотой.

 А Шарлотта, Симеонов-Пищик и Епиходов до того карикатурны, что больше походят на клоунов, чем на обычных людей. Они только оттеняют это барское болото, в котором тонут все и вся. Строя рожицы себе и миру.

Да, до рая Чеховским героям далеко, также как и сейчас. Ничего не меняется в человеке. Натуры все  те же. Смех и трагедии людей идут рука об руку.
 
«Вся Россия – наш сад». Сакраментальные слова великого писателя. Да, и сейчас  рубится очередной сад, нет положительного исхода, неужели это на века?  Вырастет ли в этом саду Жизни когда-нибудь Человек?- вопрошал великий Чехов. Только эхо. Нет ответа.


сентябрь 2025 года



иллюстрация из Интернета, спасибо автору


Рецензии
Наташа, спасибо Вам за Ваш разбор, яркий и запоминающийся. Вспомнила уроки по Чехову... Настоящего Чехова постигаешь с годами, в школьном возрасте можно только познакомиться с ним, но понять его глубину - тут нужен жизненный опыт и умение самостоятельно вчитываться в текст, а не "проходить", как это чаще всего бывает на уроках. Вашей дочери повезло, что она имеет рядом такого замечательного проводника по произведениям Чехова.
С уважением и благодарностью, Валя.

Валентина Яроцкая   13.09.2025 10:50     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Валентина, за отклик на эту статью. Для меня очень важно и особенно приятно получить на нее отклик именно от Вас.
Да, Вы правы - классику мы начинаем понимать лишь с возрастом, с жизненным опытом. Но проходить ее все равно необходимо и в школе. Чтобы зерно упало на почту. Кому повезет - кто удобрит свою почву, вернется с возрастом к классике и она поможет ему жить.
С уважением и теплом

Наталья Буданова-Бобылева   15.09.2025 09:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.