Часть-3 Судьба с ТагАрой
По материалам Государственного каталога Музейного фонда РФ; КИЭМ оф. 3071/3 рукописный текст, бумага тетрадная в линейку; Воспоминания Страшникова Ивана Васильевича от 26.04.87 года.
Директору Кежемского музея от рабочих Страшникова Ивана Васильевича, Страшникова Николая Васильевича.
СУДЬБА с ТагАрой!
Я Страшников И.В. (Иван Васильевич) связал свою судьбу с Тагарой 1932 года 12 марта, а Николай в 1933 году в июне месяце. 32, 33-й год работали на плотбище ПОДЪЕЛАНЕЦ, заготовка леса была по речке ТАГАРЕ. Где сейчас стоит поселок старая Тагара, где был склад (по смыслу спад заготовки?) леса, осенью 1933 года закрыли Тагару, переехали по Коде - МИНДАКОН. Там работали до осени 1934 года, потом опять закрыли по Коде, переехали речка Кежма, повыше Проспихино, по речке 6 километров открыли плотбище, так раньше называли посёлки. По речке мы заготовляли (заготавливали) лес.
В то время начали осваивать лучковые пилы, заменять поперечные. С начала мы работали "с удочкой" - там ставили шест метра 3 к дереву и подвешивали лучковую пилу (примечание - вероятно для определения направления наиболее возможного падения дерева), но потом быстро привыкли и эти "удочки" бросили, и вот по речке Кежме гнали МУЛЬ 2 года тоже, с 34-го года до осени 36-го года. Тогда по речке (Кежме) закрыли и переехали, плотбище ГРЕМУЧИЙ, против деревни ПАШИНО там зиму работали, мы с Николаем, валили лес до весны, весною нас, причём каждую весну направляли, на зимнюю погрузку в ОКУНЕВСКУЮ КУРЬЮ, так как мы были специалистами по зимней погрузке, весной с ГОЛОВКАМИ приплыли опять на плотбище ПОДЪЕЛАНЕЦ!
37-й год там опять была заготовка леса, этот лес погрузили, сплавили в плотах и переехали осенью 37-го года в СЫРОМОЛОТОВО там открыли лесопункт, начальником был Белов Василий (оговорился - вероятно всё же Константин) Иванович. Там проработали зиму, весной лес погрузили, отправили и лесопункт закрыли и переехали по Коде.......
В общем вот такая была наша жизнь, как цыгане на санях, постель чемодан и ящик, в то время чемодан не у каждого был, чаще ящик для пары белья. И вот открывали по Коде лесопункт БИВА начальником назначили Белова Константина Ивановича, 39, 40-й год построили плотбище, жильё бараки, открыли магазин, только в магазине ничего не было кроме сухих овощей, давали 1 кг. сахару, вот и все продукты. Мы с Николаем работали вместе "на кучу, на две" ЧТО ТО ДАБЫ ЖРАТЬ, ведь 200% "на две" было надо сделать.....
Норма была 8 куб.м. свалить, разделать, ошкурить и собрать, и жечь вершины. Заготовляли (заготавливали) только 1 и 2 сорт, это редко вырежешь 2 бревна, больше ОДНО. Звено составляло 4 человека и вот 32 куба норма, а 200% на двоих норма свалить и разделать 64 куба И МЫ ЕЁ ДЕЛАЛИ и ходили на работу 5-6-7 км. пешком, придёшь вечером в глазах темно, жили то не в квартире а в бараке, ДВОЙНЫЕ НАРЫ, вот такие были удобства.
В выходной надо на охоту, в октябре я убежал на охоту и убил 2 сохатых. В понедельник Белов дал лошадей мясо вывезти и СДАТЬ В СТОЛОВУЮ - сам наелся и людей накормил. Во вторник меня ещё отправили на охоту, был уполномоченный леспромхоза Харченко Георгий, в то время было строго с прогулами, но они отправили (по смыслу сами отправили меня) на охоту, и ещё убил одного, и опять в столовую....БОЛЬШЕ НЕ ПОШЁЛ...
Весной снова на зимнюю погрузку, кажется выше АЛЕШКИНОЙ ПО ВОДЕ, головки сделали и приплыли в Коду, лес погрузили и на ЁРМУ ПРОТИВ ДВОРЦА, начальником лесопункта был - Качин Иван Матвеевич, там мы работали.
Я валил на пару с Малышевым Николаем Тимофеевичем, Николай-брат с Малышевым Василием, мы с Николаем-напарником (Малышевым) каждый день лучком сваливали по 60 и 70 куб. в день, а брат с напарником доходили до 90 куб. Если бы тогда разрешали брать ЦЕЛИКОМ ХЛЫСТ как сейчас, мы бы тогда сваливали на человека 70 кубов, А ТО И БОЛЬШЕ.
40-й год весной опять на зимнюю погрузку в НЕДОКУРУ, поехали 15 человек С КОДИНСКОГО ЛЕСОПУНКТА. По воде опять приехали с головками в Коду и грузили лес, отправили плоты. Осенью опять на Биву, валили лес 40, 41-й год, весной МУЛЬ ВЫГНАЛИ, началась война..... Но нас пока не брали, работали на заготовке леса до 42-го года.
42-й год с леспромхоза в мае месяце первый набор, но меня директор ещё оставил, и в августе 42-го года на фронт.... В Красноярске училище связистов, и с 1 октября 42-го года на фронт, по до Ржев, весной 43-го года окончил прифронтовые курсы, 3 месяца на радиста, и в наступление, 8 августа ЕЛЬНИНСКАЯ операция, 10-я гвардейская Армия, 85-я гвардейская дивизия, командир дивизии Веденин.
20 августа 43-го года получил тяжелое ранение, 41 осколок залетел в меня, 4 с половиной месяца госпиталь, дали нестроевую, я переделал на строевую........, тогда это легко делали, и снова на фронт.
В 44-м году прошёл весь Крым от Сиваша до Сапун горы, отдельный противотанковый дивизион, 77-я дивизия. Под Сапун горой снова ранение тяжелое..... 6 с половиной месяцев госпиталь, и опять нестроевая, я опять переделал на строевую, как то помню на гарнизонной комиссии в Харькове один полковник медицинский службы сказал - люди просятся в нестроевую, а тут охотник нашёлся, просится в строевую..... и переделал мне документ, и опять маршевая рота на фронт, Польша, Германия 2-й Белорусский фронт, но уже дивизионная разведка......
И 28 января 45-го года не доходя Кенигсберга опять ранило, легко.... 4 с половиной месяца опять госпиталь и нестроевая рота, подвозной военный склад, ЗАВСКЛАДОМ в должности Старшины и оттудова демобилизован 17 ноября 1945 года, домой прибыл 2 января 1946 года.....
Ушёл на север, в Байкитский район, 4 года там прожил, и опять Кодинский лесопункт, после войны физически мало работал, ранение своё давало знать, ведь "сечка" 40 осколков сидит во мне, один только вырезали. Сейчас напоминают каждую минуту, возраст 69 лет. Работал в сплав участке 7 лет старшим десятником и продавцом, зав. складом, зав. кустом в ОРСе Кежемского леспромхоза.
В 61-м году 15 марта ВНОВЬ ОТКРЫЛИ ТАГАРУ! Я работал мастером строительства, и вновь судьба свела меня с ТагАрой! И брата Николая, тут мы начали свою трудовую деятельность, тут и пошли на пенсию - живу, хвораю, 15 операциЙ сделал, 8 раз под наркозом.
Где бы я не работал никогда не имел порицание от начальства, за всю свою жизнь не сделал не одного прогула, я считал это позором.
ЮЛИЯ СТЕПАНОВНА - вы бы попросили корреспондента чтобы он написал о Николае (брате), Николай ничего не рассказал......, он бы его жизнь рассказал......... Как он жил и работал МОЖНО КИНО ПРОСТО СДЕЛАТЬ! Все будут смотреть!
Вот вроде всё....., всё не вспомнил, но вроде основное вспомнил - МОЖНО И В РАЙОНКЕ НАПЕЧАТАТЬ, или в музее повесить! До свидания. К сему Страшников Иван Васильевич 26.04.1987 года.
Прошло 38 лет, Иван, Николай и Александр (Васильевичи) Страшниковы давно умерли, "кино" о брате Николае не сделали, "районка" воспоминания Ивана Васильевича Страшникова не напечатала (по крайней мере в 1987 году). Музей же письмо его на добрую память сохранил, оцифровал и не так давно разместил в федеральном музейном электроном ресурсе goskatalog.ru считай в " В МУЗЕЕ ПОВЕСИЛ"
К слову сказать Николая Васильевича Страшникова в Тагаре помнят и чтят, назвали в честь него улицу (улица Страшникова), хотя справедливее было бы назвать её - улицей БРАТЬЕВ СТРАШНИКОВЫХ!
ТЕРМИНЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 30-Х, 40-Х ГОДОВ 20 ВЕКА
- ПЛОТБИЩЕ - в водном транспорте леса — это затопляемое место берегового склада, на котором производят формирование и хранение сплоточных единиц, секций и плотов. Плотбищами могут быть: ледяная поверхность водной акватории; участок береговой зоны или поймы реки, которые будут затоплены в период весеннего половодья; незатопляемая территория берегового склада, куда укладывают сформированные пучки для последующей сброски их на воду (после ледохода) и формируют плоты на воде.
- ЛУЧКОВАЯ ПИЛА - (упрощенно инструмент внешним видом напоминающий древнее оружие ЛУК где дуга это две стойки верхний конец которых под натяжением веревкой а тетива режущее полотно наглухо закрепленное и натянутое между двумя нижними концами стоек, одна из стоек удлинена и образует ручку. Использовалась в стародавние времена для раскряжёвки круглых лесоматериалов и валки леса. Лучковая пила по сравнению с двуручной пилой обладает двумя весьма существенными преимуществами, ей работает один человек, а не двое. Натянутое и тонкое полотно лучковой пилы (лобзик) производит более узкий пропил, требующий при пилении меньше сил. Из недостатков - полотно (лобзик) в неумелых руках часто ломалось, а стоило дорого - в 30-х годах покупалось в Канаде, Америке, Европе....
- МУЛЬ - Молевой сплав древесины — это способ доставки леса россыпью, отдельными брёвнами. 1 Обычно проводится в период весеннего паводка, при этом лесоматериалы транспортируют не связанными между собой. Молевой сплав применяется на первичной речной сети при невозможности использовать другие виды транспорта. Для направления движения леса по лесосплавному ходу устанавливают направляющие сооружения (боны), а для временной или окончательной его задержки в определённых местах сплавной реки — лесозадерживающие сооружения (запани)
- ЗИМНЯЯ ПОГРУЗКА в Окуневской Курье - сборка на льду курьи (или затопляемой половодьем части берега) элементов плота - головок (прямоугольных срубов-плотов в 2-3 ряда брёвен толщиной) у самосплавного плота были 2 головки, верхняя (задняя) и нижняя (передняя) - части самосплавного плота, на которых обычно располагалось сплавное оборудование - якорные лебёдки, рулевые вёсла-экраны, плотовые команды и помещения для ночлега. В целом под погрузкой леса (в данном письме) надо понимать комплекс работ по подготовке свезенного к реке иди уже находящегося в ней леса к дальнейшей его водной транспортировке - увязку плота, который доставит заготовленный лес далее по реке.
ЭЛЕКТРОННАЯ ССЫЛКА на единственный Источник:
https://www.goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40540294
текст так же размещен на ВГД форуме в теме "Кодинская Заимка"
https://forum.vgd.ru/4859/119195/#last
Свидетельство о публикации №225091101194