Загрязнение памяти

Андрей Баумейстер, занимающийся философией сознания, рассказывает в одном интервью о том, что в 70-80 гг прошлого столетия возникло целое направление когнитивных наук, которые изучают ложную память. Согласно этим исследованиям наша память очень уязвима. Память – это не зеркало, она не отражает реальность, а реконструирует ее, т.е. восстанавливает представление о ней. Самый простой пример: задайте вопрос о прошлом своей бабушке или дедушке, потом повторите этот вопрос через год, а потом еще раз еще через год. Ядро ответа останется, но детали будут изменяться.

Исследователи проводили эксперименты по «загрязнению памяти», в ходе которых психологи «подбрасывали» испытуемым воспоминания о том, что в их жизни не происходило. Так работает пропаганда, которая создает идентичность с помощью истории. Лидеры мнений в этом случае делают то же самое, что «загрязнители памяти» в описанных выше экспериментах – они подменяют или корректируют память людей выгодным себе образом. Они даже могут оставить факты теми же, но изменить связи между ними. Это показывает уязвимость не только памяти, но личности в целом перед теми, кто желает воздействовать на нее. История, а значит, и память – один из главнейших источников идентичности.

Идентичность христианина опирается в первую очередь на историю откровения и Божьего народа, которая открыта в Священном Писании. А о главной точке истории искупления – Голгофской жертве, мы вспоминаем и возвещаем регулярно, не менее двенадцати раз в году – с помощью хлебопреломления. Кроме того, ответы на вопросы «Кто мы? Каковы наши главные ценности и цели?» (а они и определяют ядро идентичности) зависят от нашего понимания истории церкви в целом и нашего течения в частности. И здесь ох как важна борьба с «загрязнителями памяти».

11.09.2025


Рецензии