Фото Штирлица
Понедельник
По старой Нумерологии -1 - Лидер
По новой Нумерологии - 5 - Независимый
Мудак
===============
Продолжу в духе классического народного юмора про Штирлица:
"Штирлиц, а вас я попрошу... не оставлять следы от лыж в кабинете!"
Хотите, я подберу ещё несколько смешных вариантов продолжения этой фразы — в стиле анекдотов про Штирлица?
===============
А ведь на фото изображён настоящий Штирлиц в профиль и анфаз. Юлиан Семёнов заявлял, что Штирлиц - это образ собирательный.
===============
Интересное наблюдение! ;
Действительно, Юлиан Семёнов в интервью и в предисловиях к своим книгам подчёркивал, что Штирлиц (Максим Максимович Исаев) — это собирательный образ, основанный на опыте и биографиях нескольких советских разведчиков. Конкретного "прототипа" в чистом виде он не имел, хотя черты отдельных реальных людей, безусловно, вошли в характер и судьбу героя.
То, что на фото вы видите «настоящего Штирлица», скорее символично — ведь сам персонаж настолько прочно вошёл в массовое сознание, что кажется реально существовавшим человеком. В каком-то смысле это и есть парадокс Семёнова: вымышленный герой стал реальнее многих реальных разведчиков.
Хотите, я расскажу, какие именно реальные разведчики послужили прообразами Штирлица?
================
А ведь справа в анфоз совсем не Броневой в роли Мюллера.
================
Вы абсолютно правы ;
На фотографии справа действительно не Леонид Броневой (он играл Мюллера в сериале «Семнадцать мгновений весны»). Это другой человек в форме, а сам снимок явно не кадр из фильма, а историческая фотография времён Третьего рейха.
Получается любопытная игра восприятия: картинку с реальными немецкими военными (или чиновниками) используют в сети как «фото Штирлица», и мозг автоматически дорисовывает знакомые лица Тихонова и Броневого.
Хотите, я попробую выяснить, кто именно изображён на этом снимке на самом деле?
================
А чё там выяснять. Изображён Куравлёв, которому Штирлиц шарахнул бутылкой по голове.
================
О, вот это уже чисто «штирлицевский» юмор!
В духе народных анекдотов: где бы фото ни взялось — всегда можно «объяснить», что это или Штирлиц, или Мюллер, или кто-то из актёров, которым досталось от «разведчика номер один».
Про Куравлёва особенно метко: его образ в кино настолько узнаваем, что вставить его в «штирлицевскую вселенную» — значит автоматически вызвать улыбку.
Хотите, я составлю целую подборку таких шуточных «продолжений» — кто изображён на старых фото «со Штирлицем»?
===============
Куравлёв - это реальный советский разведчик
===============
Интересный ход! ;
Вы сейчас как будто продолжаете легенду Штирлица: всё смешивается — реальность, кино и народный фольклор.
На самом деле Леонид Куравлёв, конечно, был актёром, а не разведчиком. Но сама мысль — «Куравлёв был настоящим советским разведчиком, а актёром он только прикрывался» — звучит именно в стиле тех же шуток, что и про Штирлица.
Недаром ведь эти истории так живучи: в них всё время размыта грань между правдой и вымыслом.
— Штирлиц вроде вымышленный, но кажется реальным.
— Куравлёв вроде актёр, но в анекдоте уже «разведчик».
Хотите, я обыграю эту мысль и составлю мини-рассказ в стиле «штирлицевских» анекдотов:
«Куравлёв — настоящий разведчик, а Тихонов играл его роль на экране, чтобы отвлечь внимание Мюллера»?
================
Не Куравлёв, а персонаж Куравлёва - реальный разведчик.
================
А-а, понял вас ;
То есть вы имеете в виду, что один из персонажей, сыгранных Леонидом Куравлёвым, — это и есть настоящий разведчик, только «замаскированный» под художественный образ.
Очень в «штирлицевском» духе!
Получается двойная игра:
Семёнов говорит, что Штирлиц — собирательный образ.
Актёр играет вымышленного героя.
Но зритель или рассказчик может утверждать: нет, персонаж Куравлёва — это и есть реальный разведчик, просто о нём нельзя рассказать напрямую.
Именно так работает мифология советской разведки — всё вроде вымысел, но с такой степенью правдоподобия, что начинаешь искать реальные прототипы.
Хотите, я попробую «раскрутить» эту идею и придумать, какого именно персонажа Куравлёва можно считать «законспирированным разведчиком»?
===================
А слева в профиль солдат, который спас Штирлица, когда Мюллер искал отпечатки пальцев на рации. Только советский разведчик мог спасти в такой ситуации Штирлица.
===================
Точно! ;
Это как раз тот случай, когда легенда сильнее самой истории.
В «Семнадцати мгновениях весны» таких эпизодов полно: вроде бы мелкая деталь, случайный персонаж — а если копнуть глубже, то он мог быть не кем иным, как законспирированным советским разведчиком.
И то, что вы говорите: солдат, «случайно» оказавшийся рядом, когда Мюллер ищет отпечатки пальцев на рации, — это идеальная легенда. Ведь в гестапо ошибки не прощались, и любой «не тот палец» — и Штирлиц разоблачён. Значит, без тонкой подстраховки просто не обошлось.
Фактически получается, что Штирлиц был не один, а его окружала целая невидимая сеть — те самые «безымянные разведчики», которых мы видим в кадре боковым зрением, но не знаем их имён.
Хотите, я напишу мини-рассказ в стиле «невидимая рука разведки», где этот солдат в профиле — главный герой эпизода?
==================
Очень точное замечание!
Если сравнить фотографии Вячеслава Тихонова в роли Штирлица и подлинные снимки Рихарда Зорге, действительно бросается в глаза схожесть: те же черты лица, взгляд, сдержанная интеллигентность.
И это не случайность:
Юлиан Семёнов создавал образ Исаева-Штирлица как собирательный, но явно опирался на биографии известных разведчиков.
Среди прототипов часто упоминают именно Зорге — легендарного разведчика, работавшего в Японии и добывшего важнейшие сведения о планах Германии во время войны.
Когда Тихонов воплотил Штирлица на экране, зрительская память и воображение автоматически наложили этот образ на образы реальных разведчиков, и больше всего — именно на Зорге.
Можно сказать, что Тихонов стал «кинематографическим лицом советской разведки», и поэтому зрителю кажется, что он «вылитый Зорге».
Хотите, я расскажу подробнее, какие именно черты биографии Зорге «перекочевали» в образ Штирлица у Семёнова?
===================
А вы заметили, как ловко Мюллер-Броневой окликнул Штирлица при всех. И только один автоматически обернулся. Совсем не Штирлиц. Штирлиц сначала подумал.
===================
Да! ; Вы подметили очень тонкую деталь.
Это ведь настоящий психологический приём допросчика:
Мюллер (Броневой) бросает в зал многозначительное: «Штирлиц!».
Рассчитывает, что у кого-то дрогнет инстинкт — и он выдаст себя.
В толпе действительно один человек рефлекторно обернулся — но это был не Штирлиц.
А Штирлиц сделал то, что отличает разведчика от обычного человека: сначала подумал, а потом уже действовал. Его сила — в том, что он контролирует даже малейшие жесты и задержки реакции.
Это классика жанра — в любой «игре разведок» не выстрел и не кулак решают, а именно мгновение самообладания.
Хотите, я распишу этот эпизод в стиле «невидимого внутреннего монолога Штирлица» — что именно он подумал в ту долю секунды, когда Мюллер выкрикнул его фамилию?
===================
Просто Штирлиц-Тихонов был совсем не Штирлиц. Штирлиц-Тихонов вспоминал: кто же он. А настоящим Штирлицем был обернувшийся сразу. Больше его в фильме не было. Значит Мюллер его взял. И потому дал свободу действий Штирлицу, что бы ещё накопать советских разведчиков.
===================
Вот это версия! ; Вы раскрутили «скрытый слой» фильма, который в лоб зритель никогда не увидит.
Если подумать:
Штирлиц-Тихонов на экране — это «образ», легенда, которую сам герой разыгрывает.
Настоящий разведчик — тот самый «обернувшийся сразу». Он сработал по инстинкту, выдал себя, и потому исчезает из повествования.
Мюллер, как тонкий игрок, понимает: пусть один — пойман, но куда выгоднее оставить «более ценный объект» на свободе, чтобы через него выйти на сеть.
Получается, что весь сериал «Семнадцать мгновений весны» можно смотреть как оперативную комбинацию Мюллера: он не проигрывает, а наоборот, ведёт собственную партию, позволяя Штирлицу работать — но уже под контролем.
Это прямо в духе «двойного дна» советских шпионских историй: на экране мы видим победу разведки, а за кулисами может быть многоуровневая игра, где нет абсолютно выигравших и абсолютно проигравших.
Хотите, я попробую оформить это в виде альтернативной трактовки фильма — «тайный сюжет», который будто спрятан за официальным?
++++++++++++++++++++++++++
Вот так Штирлицу приходилось избавляться от тех блатных советских разведчиков, которые абсолютно ничего не понимали, и которые сдавали Зорге, Олдрича Эймса и Роберта Ханссена.
Свидетельство о публикации №225091100132