Рецензия на книгу Лианы Мориарти Последний шанс

...Сейчас я скажу тебе что-то очень-очень важное. Запиши. Готова? 
– Да-да, готова. 
– Любовь – это решимость.
– Любовь – решимость?
– Верно. Решимость. Не чувство. Вот этого вы, молодые, не понимаете. Не чувство. Вот этого вы, молодые, не понимаете.
 
Прочитав этот диалог в книге, я понимаю речь идёт о любви мужчины и женщины. Точно, да – это о любви книга, вроде, нет – акцент сместился совсем на другие темы. И всё – таки роман об отношениях – мы в диалоге любви и нежности с книгой Лианы Мориарти "Последний шанс"... и немного обиды, и немного ревности.

Отношения начинаются с симпатии, влюбленности, любви. А к  себе? Какое отношение я сама испытываю к себе? Ненависть или любовь, отвращение или самолюбование, я себе нравлюсь или сама себе противоречу? Скажу цитатой из книги:

Первое, что она делает, – в течение полутора часов тупо таращится на пакет с молоком. Нет, Грейс вовсе не собиралась заниматься этим на протяжении девяноста минут. Просто так получилось. После ухода Кэллума дом словно оказывается под свинцовым покровом тишины. Тишина отдается каким-то странным звоном.
 
Я только прошу читателя не делать главным действующим лицом – молоко, почувствуйте состояние главной героини, ведь мы же понимаем что-то не так, почему она не активна, что её держит. Одна фраза рождает множество вопросов к психологическому здоровью женщины. Книга «Последний шанс» о любви к себе, к своему внутреннему «Я», к себе как отдельной личности. 

Весь роман – это внутреннее чувство Грейс! От начала до конца! Эта книга – женщина, которую так сложно понять! Ещё раз напомню слова Лианы Мориарти:

– Любовь – это решимость.
– Любовь – решимость?
– Верно. Решимость.
 
Женщина может не любить себя, ненавидеть себя, не нравится отражение в зеркале, свои чувства не понимать. Это не что-то особенное, в жизни очень большой процент женщин, которые не знают насколько они замечательны, интересны и прекрасны. А ещё немного сами могут испортить себя или не быть женщиной в лучшем её понимании – они застывают, не двигаются, смотрят куда-то в пространство, которое по сути для них ничего не значит. 
 
Дом словно оказывается под свинцовым покровом тишины. Тишина отдается каким-то странным звоном.
 
Конечно, не всегда это вина конкретной женщины, автор рассказывает нам как главная героиня Грейс ходила на психологический тренинг – и прочитаем как женщины рассказывают о ситуациях разных, о ситуациях похожих. Нас интересует Грейс. Помог ей психологический разговор? Я не знаю! А героиня пошла ещё раз на тренинг? Тоже не понятно! В книге начались другие разговоры, обсуждение прошлого, тайны… Можно сказать точно - мы в голове Грейс!

Писательница пытается помочь своей героине:

Однако, чтобы сделать все это, ее мозг должен послать импульсы ногам и рукам, но, похоже, мозг отказывается помочь. Грейс знает про эти импульсы, потому что их школьный учитель естествознания однажды для наглядности разложил на полу костяшки домино в форме человеческого тела. Суть состояла в том, чтобы показать, каким образом мозг передает импульсы через нервные клетки. «Вот, ребята, как мы двигаемся!» Однако неподатливые нервы Грейс не рассыпаются, словно костяшки домино, и ее мозг на время отключается.

Когда я начала читать роман, была очень воодушевлена – лёгкий любовный роман. Но понимая, что глубинный смысл таится в психологической проблеме отдельной женщины, то я пыталась найти, где разгадка. К моему сожалению её нет!  Нет, конкретной проблемы, чтобы сказать причина в этом. Нет, какого-либо совета – необходимо сделать это и всё будет хорошо. Дело только в движении женщины! Она идёт, она живёт, она радуется или плачет, она чувствует, она ошибается, она находит своё любимое дело, она знает, что хочет:

…теперь испытывает ревность при мысли о том, что они вместе танцевали. Грейс не противится этому чувству. Это намного лучше той кошмарной, тоскливой опустошенности – это нормальное человеческое чувство. В ее венах пульсирует настоящая горячая кровь.

Грейс пишет, иллюстрирует детские книги – мечта быть профессионалом, жить этим делом. У нее семья – любящий муж и ребёнок. При чём возникают постоянно сомнения любви к своему ребёнку – разве можно ей поверить? Вряд ли, в голове множество воспоминаний о людях, о жизни – сознание затерялось в различных, посторонних историях. Конечно, хочется «крикнуть», «встряхнуть» героиню, сказать: вот же любимое дело, любимая семья. Зачем эти истории, которые так обступают, что в книге Грейс мы редко видим? То есть в её голове нет её самой, не хватило там место! А она – это она сама женщина, она – это её мужчина и ребёнок, она – это её написанные книги и иллюстрации!

Сынишка поднимает на нее глаза и, протягивая к ней пухлую ручонку, хватает мать за волосы. Когда она наклоняется, с ее лба скатывается капелька пота и падает Джейку на лицо. Он удивленно моргает.
– Прости, – говорит Грейс.
– Ха, – примирительно произносит Джейк, улыбаясь матери.
И вот тогда это происходит, и Грейс не может в это поверить, потому что, о господи, все именно так, как и описывали глупые впечатлительные мамочки: невероятной силы заряд радости, доходящий до самого сердца, словно адреналин, спасший ей жизнь; вспышка эйфории, проясняющая мозги; мощная, первобытная, страстная и блаженная любовь к сыну. Она прижимается губами к мягкой упругой коже его щечки.
– На самом деле я люблю тебя больше, чем кто-либо другой, – шепчет Грейс ему на ухо.  – Даже больше, чем твой папа, но это наш секрет.

В книге множество различных историй и героев, тайн и отношений – познакомится, прочитать. Я не говорю о них, потому что в случае рассмотрения психологии женщины, они не несут какую-то смысловую нагрузку. Может это и есть совет Лианы Мориарти читателям? Женщины посмотрите, что для вас главное, где вы сами, не теряйтесь в своих жизнях, только потому что её пытаются занять ваши мысли о других людях. Причём, писательница очень аккуратно говорит об этом. Она не позволяет читателю думать об изоляции от общества – только посмотрите какой акцент сделан на экскурсии. Но воспринимать свою жизнь как островок – личное пространство , это нормально! Писательница очень часто в книге упоминает слово «дом» в разных вариациях, будто программирует своего читателя.

Вроде, всё красиво и теперь понятно! Но книга не заканчивается каким-то итогом, нет ответа читателю – справилась Грейс или нет со своим внутренним миром? 
Почему это не понятно? Потому что после фразы о любви к сыну, мы её опять теряем в диалогах, в историях. Я так надеялась, что писательница начнет раскрашивать яркими красками жизнь Грейс – в книге мелькает этот чудесный домик в горах. У меня возникло чувство страха за героиню, мне хочется видеть больше её, как она счастлива. Но к концу книги лишь жуткая глава о мечтах и как это легко стереть.

Это книга, я её прочитала, я переживала за Грейс, я испугалась…испугалась честно за себя. Понимание, что необходимо чувствовать свою жизнь, воспринимать как личность, любить себя, видеть свою семью, заниматься своим делом (любить свою работу) – это всё настолько важно для жизни, это не просто красивые слова «женщины следите за собой» - это необходимость нашего сознания!

Нет, это необычный роман о любви, где пальчиком грозят и говорят – хорошо или плохо! Это до мурашек жутковато! 


Рецензии
читала книгу. Там еще колоритно выдумана ситуация с исчезновением семьи, когда ребенок в колыбельке один остался

Элина Шуваева   09.10.2025 21:01     Заявить о нарушении
Я когда прочитала эту книгу, поняла, что для меня выдуманная история прошла незаметной, она ни как не повлияла ни на историю, ни на смысл, ни на глубинный смысл. Даже если бы автор не написал о ней, книга была бы такой какая она сейчас.
Остров для экскурсии привлекателен своими людьми, своими угощениями, одиночной красотой.

Татьяна Мишкарева   16.10.2025 09:19   Заявить о нарушении