Святитель Филофей Знаменитый просветитель Сибири

Святитель Филофей (в миру Лещинский) — фигура, оставившая глубокий след в истории Сибири и русского православия. Митрополит Сибирский и Тобольский, он стал символом духовного просвещения и терпения, проявившегося в его служении на огромной, зачастую трудной территории. Память о нем сохраняется в православной традиции 31 мая, в христианских соборах Брянских и Сибирских святых.

Филофей родился в 1650 году в Малороссии, в семье, не обладающей большими богатствами. Его путь к служению Богу начинается с обычного образования в малороссийских школах, а затем продолжается в Киевской духовной академии. После окончания академии он женится и начинает свою карьеру как приходский священник. Однако, после потери жены, он решает посвятить свою жизнь монашеству и поступает в Киево-Печерскую лавру, где принимает постриг и активно предаётся духовным подвигам.

В 1701 году Филофей становится наместником Брянского Свенского Успенского монастыря, а 4 января 1702 года его рукополагают во епископа Сибирского и Тобольского. Это назначение становится началом его огромной миссии, поскольку епархия охватывает обширные территории, от Северного Ледовитого океана до Китая и от Уральских гор до Камчатки. Находясь в этих далеких краях, святитель сталкивается с неустроенностью церковной жизни, что заставляет его предпринимать смелые шаги по её улучшению.

Под его руководством в Тобольске была основана первая Славяно-латинская школа для детей духовного звания, что ознаменовало начало систематического духовного образования в Сибири. Филофей также инициировал миссии, направленные на проповедь христианства среди местного населения. Несмотря на сложные климатические условия и положение с местной властью, святитель активно работал над распространением православия, даже в самых отдалённых уголках Сибири.

Его упорные усилия привели к значительным достижениям. За время архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей и 37 монастырей, основал множество приходов и заложил прочный фундамент для христианской миссии в регионе. Он не только говорил о Христе, но и активно внедрял православные традиции в жизнь местных народов, просвещая самоедов, вогулов и остяков.

Несмотря на тяжёлые испытания, обрушившиеся на его жизнь, включая борьбу со светскими властями и падения здоровья, святитель продолжал свою деятельность до самой смерти. В 1711 году, после перенесённой болезни, он удаляется в Тюменский Троицкий монастырь, где принимает схиму с именем Феодор. Но даже в покое он не оставляет дела христианской миссии и продолжает руководить своими посланниками.

В свою последнюю поездку к обдорским остякам в 1726 году Филофей вновь доказывает свою преданность делу просвещения. Он уходит из жизни 31 мая 1727 года, и, согласно его завещанию, его тело было похоронено в Троицком монастыре. Святитель попросил, чтобы его прах был "попираем ногами мимоходящими", что символизирует его смирение и преданность служению.

Таким образом, святитель Филофей остаётся не только как историческая личность, но и как выдающийся просветитель, который действительно изменил лицо Сибири, оставив глубокий след в сердцах людей и духовной жизни региона. Его достижения и самоотверженность служат вдохновением для многих потомков, показывая путь истинного служения Богу и народу.
В 1923 году по решению советских властей монастырь был закрыт, а мантия святителя и его мощи, согласно официальной версии, сожжены. В 1990-х годах удалось найти документ, опровергающий информацию об уничтожении мощей.
Первая попытка найти мощи святителя состоялась в 2000 году, но склеп у входа в Троицкий собор нашли пустым, в кирпичной кладке сохранилось лишь незначительно количество деревянных фрагментов сгнившего гроба. В 2003 году наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, который перезахоронил останки святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были захоронены у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей, было несколько неудачных попыток (у левых колонн разных приделов храма).

25 июля 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры - в Свято-Троицкий монастырь.

Литература
Сулоцкий А. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.
Его же Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский. Омск, 1882.
Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. Омск, 1882.
Мелетий, архим. Церковный собор в Тобольске при митрополите Филофее 1702 г. Казань, 1876.
Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц., с. 614-616.
Муромский А. Жития святых, I, с. 201.
Самбикин Д. Месяцеслов, 1899, вып. IX, ч. II, май, с. 184-187.
Захарченко М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 105.
Баранов В.С. Летопись Верхотурского Николаев. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 89-90.
Попов М.С., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 134, 138.
Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 в. СПб, 1905, с. 161-166.
Его же Идеалы христианской жизни, с. 202.
Смирнов Ист. прав. христ. церкви, с. 254.
Знаменский Русская церковная история, с. 283-284.
Амвросий Ист. Рос. Иерархии, ч. I, с. 111.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
Петров Л. Словарь, с. 267-268.
Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913.
Бантыш- Каменский Словарь достопамятных людей русской земли, III, 219.
Голубинский Е., с. 342.
Булгаков, с. 1415.
Толстой Ю., № 3.
Денисов, с. 292, 633, 860, 861.
Филарет, архиеп. История Рус. Церкви, пер. IV, с. 83-87.
Зверинский, т. I, с. 312; т. II, с. 374.
Н. Д., с. 54.
Списки архиереев, № 3.
Монастырь (журнал), 1908, № 3, с. 67; № 4, с. 30-31; № 7, с. 38.
Омск. еп. вед., 1916, № 36.
Прав. благов., 1915, № 12, с. 120.
Приб. к Ц. В., 1890, " 26, с. 862; № 33, с. 1083.
Прав. собес., 1909, июнь, с. 793.
-"- 1911, январь, с. 119; март, с. 81-82.
-"- 1915, март, с. 204.
Рус. палом., 1916, № 30, с. 426-428.
Рус. старина, 1879, май, с. 8.
-"- 1910, август, с. 203-219.
Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 200.
-"- 1896, май, с. 594-595.
Летопись Е. А., с. 703.
Жизнь свят. Филофея, просветителя сибирских инородцев. 3-е изд. Калуга, 1915.
Симб. еп. вед., 1901, № 4, с. 131-133.
Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 599.
Миссионер, 1875, № 34 и 37.
Дух. беседа, 1876, № 21.
Церк. вестн., 1876, № 54.
Моск. вед., 1876, № 130.
Сибирский вестн., 1823, ч. 2.
Ж. М. П., 1945, № 4, с. 71.
Ж. П. Б., май, с. 346-355; июнь, с. 66.
БЭЮ, т. 19, с. 232.
БЭС, т. II, с. 2167, 2248.
ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 856.
РБС, т. XXI, с. 132-133.
Использованные материалы
Биография на сайте "Русского Православия"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4908
Биография на сайте Тобольско-Тюменской епархии
http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t4_2
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.


Рецензии