Знаток физики. Ещё один. 6. 0
Сивухина Д.В., в котором говорится о подъёмной силе крыла.
Для удобства читателя воспроизведем отрывок текста ещё
раз.
Цитирую.
,,Напомним теперь, что в погранич-
ном слое скорости частиц воздуха возрастают при удалении
от по-
верхности крыла. Благодаря этому движение в пограничном
слое
вихревое, а потому содержит вращение. Сверху крыла
вращение
совершается по часовой стрелке, а снизу — против (если
поток
жидкости натекает слева направо). Допустим, что в результате
от-
рыва какая-то масса воздуха, ранее находившаяся в
пограничном
слое снизу от крыла, унесена потоком в виде одного или
несколь-
ких вихрей. Обладая вращением, эта масса унесет и
связанный с
ней момент импульса. Но общий момент импульса воздуха не
мо-
жет измениться. Если отрыв пограничного слоя сверху от
крыла не
произошел, то для сохранения момента импульса воздух во
внеш-
нем потоке должен начать вращаться вокруг крыла по часовой
стрелке. Иными словами, во внешнем потоке вокруг крыла
должна
возникнуть циркуляция скорости воздуха по часовой стрелке,
на-
кладывающаяся на основной поток. Скорость потока под
крылом
уменьшится, а над ним — увеличится. К внешнему потоку
приме-
нимо уравнение Бернулли. Из него следует, что в результате
цир-
куляции давление под крылом возрастет, а над ним —
уменьшит-
ся. Возникшая разность давлений проявляется в подъемной
силе,
направленной вверх. Наоборот, если унесенные вихри
образова-
лись из частиц пограничного слоя сверху крыла, то возникнет
циркуляция против часовой стрелки, а «подъемная» сила
будет на-
правлена вниз.''
Это ли не бред ужасный?! Объясню! Обратим вновь
пристальное внимание на слова. В фразе - ,,Иными словами,
во внешнем потоке вокруг крыла должна
возникнуть циркуляция скорости воздуха по часовой стрелке,
на-
кладывающаяся на основной поток. '' Обратите внимание на
— ЦИРКУЛЯЦИЯ СКОРОСТИ воздуха. Не скорость воздуха,
а ЦИРКУЛЯЦИЯ СКОРОСТИ .Циркуляция скорости - это
математическая величина, а не реальная скорость реального
воздуха, и тогда каким образом будет сохраняться закон
сохранения момента импульса? Ведь вихрь, отрывающийся от
крыла это реальный воздух, имеющий реальную скорость!
Более того, далее у автора учебника виртуальная
математическая величина ЦИРКУЛЯЦИЯ СКОРОСТИ
воздуха накладывается на основной поток, а мы знаем, что
основной поток это реальный воздух с реальной скоростью.
Грубая аналогия, моя, это все-равно, что наложить корову на
лошадь, и вычитать корову из лошади, и прибавлять корову к
лошади. Понимал ли это Сивухин Д.В.?! Сейчас об этом его
уже не спросишь, он умер в 1988 году. Получается в любом
случае плохо, как если понимал, и всё равно так написал, так
и если не понимал, тоже нисколько не лучше.
Посмотрим на фразу - ,,Но общий момент импульса
воздуха не мо-
жет измениться. '' При чем тут общий момент импульса
воздуха, если мы рассматриваем подъёмную силу крыла
самолета и соответственно систему самолёт-воздух?! Вот
какую систему надо рассматривать! Это однозначно ясно
любому физику - профессионалу.
Почему же тогда, Сивухин Д.В. Делал вид, что это ему
неизвестно?! Тут уже дело не в физике, а в психологии, на
мой взгляд. Не захотел пойти против господствующего
мнения, так как это чревато неприятностями. Могу и
ошибаться, но я думаю так.
При отрыве вихря от крыла импульс сообщается крылу! И
если оторвавшийся воздушный вихрь движется назад и вверх,
то импульс передаваемый крылу будет толкать крыло ВНИЗ и
вперед. Раз толкает крыло вниз, то это означает, что
подъёмная сила крыла будет не увеличиваться, как трактует
далее профессор Сивухин Д.В., а УМЕНЬШАТЬСЯ! И если
импульс действует на крыло, то нет никого вихря воздуха,
который будет вращаться по часовой стрелке вокруг крыла.
А значит и увеличение скорости потока воздуха над крылом
имеет другую причину!
Профессор упоминает, что вихри могут образовываться
как сверху крыла, так и снизу (а это, минуточку и есть вихри
Кармана), и что подъемная сила может быть направлена и
вверх вниз. Ничего не говорит он о вихревой дорожке
Кармана, в которой вихри чередуются.
Полагаю, что было бы уместным и правильным сказать
профессору примерно то, что было сказано мною в в моей
статье Почему самолет летает, опубликованной на сайте
Проза .ру в 2022 году : ,,В
соответствии с третьим законом Ньютона воздушный поток
воздействует на поверхность крыла в направлении вниз и
вперед.
Но крыло жестко соединено с фюзеляжем самолета. В
принципе,
тогда фюзеляж(и самолет в целом ) должен бы начать
поворачиваться в вертикальной плоскости. Но на практике
такого
не происходит… Почему?! По-моему мнению потому, что
этот
поворачивающий момент компенсируется рулями и работой
двигателя самолёта.''
(Понятно, что под словом поток имеется ввиду вихрь).
Профессор Сивухин сделал гигантскую работу по
написанию учебника физики в пяти томах. Трудно
представимую даже. Но, к сожалению, написать о подъемной
силе крыла так, чтобы это соответствовало истинному
положению дел, у него не получилось...
11.09.2025
Свидетельство о публикации №225091101594
