Владимир Зворыкин 1888-1982 гг

Историки считают русского эмигранта Владимира Зворыкина «отцом современного телевидения». Именно он изобрел иконоскоп — передающую электронную трубку, которая стала ключевым элементом для создания телевидения.

Владимир родился 29 июля 1888 года в городе Муроме. В эти годы  Муром представлял собой процветающий торговый центр на Оке, где древние традиции переплетались с новыми промышленными веяниями. Его отец, купец первой гильдии Козьма Алексеевич Зворыкин, торговал зерном, владел пароходной компанией на Оке и был председателем Муромского общественного банка. Володя был младшим из семи детей, но именно на него отец возложил надежды продолжения династии, так как старший сын Николай разочаровал коммерсанта, выбрав науку вместо торговли.

Отец методично готовил наследника, приобщая его к семейному предприятию с ранних лет. Но юного Володю привлекали не конторские книги и финансовые расчеты, а техническая сторона пароходного дела - паровые машины, навигационные приборы, системы сигнализации. Технические способности проявились у него рано и ярко.  Дома он создавал собственные электрические устройства, демонстрируя интуитивное понимание электрических цепей. Родители не ограничивали его эксперименты, покупали техническую литературу, оборудовали домашнюю мастерскую. В этой среде формировался будущий изобретатель.

В 1906 году Володя закончил Муромское реальное училище с отличными результатами и решил продолжить обучение в столице империи, несмотря на планы отца о немедленном включении в семейный бизнес. Он поступил в Санкт-Петербургский практический технологический институт на физический факультет. Здесь произошла счастливая встреча начинающего студента с профессором Б.Л.Розингом, который занимался интереснейшей проблемой - передачей изображений на расстояние. Научное сообщество разделилось на два лагеря: сторонники механических систем добивались практических результатов с помощью вращающихся дисков Нипкова, в то время как немногочисленные энтузиасты электронного направления казались мечтателями-утопистами. Розинг отстаивал кажущуюся безнадежной идею электронно-лучевых трубок. Критики справедливо указывали на фундаментальную проблему: световые импульсы длительностью в миллионные доли секунды не могли создать достаточно сильный сигнал для качественной передачи изображения. Все попытки усиления приводили к искажениям и помехам.

Владимир стал соратником профессора. Лаборатория превратилась для него во второй дом, где дни напролет проводились в экспериментах с электронными приборами. Молодой человек обладал редким сочетанием теоретических знаний и практических навыков — он мог не только понять сложную схему, но и собрать ее своими руками.

После окончания института в 1912 году его отправили на стажировку в Париж, в лабораторию знаменитого физика Поля Ланжевена. Французский период стал погружением в мировую науку. Коллеж де Франс представлял собой центр передовых исследований, где работали ученые разных национальностей над самыми смелыми проектами. Зворыкин познакомился с новейшими достижениями в области электромагнетизма, оптики, радиотехники.

Но научная работа оборвалась летом 1914 года, когда началась мировая война. Владимир был призван на военную службу и стал офицером связи. Его направили в Гродно, где он получил под командование радиостанцию. Примечательно, что Зворыкин прибыл туда не просто как оператор, а с собственноручно сконструированным радиопередатчиком, значительно превосходящим стандартное армейское оборудование.
Военная служба стала практической школой радиотехники. В полевых условиях приходилось не только управлять сложной аппаратурой, но и ремонтировать ее, модернизировать, адаптировать к боевым задачам. Уже через полтора года подпоручик Зворыкин был направлен в Петроградскую офицерскую радиошколу, где он готовил военных связистов.

Личная жизнь тоже наладилась — Владимир женился на студентке Татьяне Василевой. Молодые супруги строили планы на будущее, но революционные события 1917 года разрушили все их мечты.

Февральская революция принесла в армию хаос. Дисциплина рухнула, офицеров перестали уважать, началась травля «золотопогонников». С каждым днем становилось все хуже. Во время одной из поездок Владимир увидел, как в соседних вагонах арестовывают и разоружают офицеров. Не дожидаясь своей очереди, он принял отчаянное решение — выпрыгнул на ходу из движущегося поезда. Ему стреляли в спину, но промахнулись.

Октябрьский переворот окончательно перевернул жизнь молодого офицера. Ему удалось добраться до родного Мурома, где его ждали страшные новости. Отец умер, родная тетя Мария убита грабителями, дядя покончил с собой от отчаяния. Семейный дом был разграблен и конфискован новой властью. Весь мир, в котором он вырос, исчез безвозвратно. Он сам дважды чудом избежал расстрела по решению революционного трибунала. Бежал в июле 1918 года от надвигающейся Гражданской войны через Екатеринбург в Омск, столицу белого движения в Сибири, где занимался оборудованием радиостанций, работал с зарубежными поставщиками, ездил в командировки. В июле 1918 года Зворыкин узнал, что семья российского императора Николая Александровича расстреляна. Войска Колчака заняли Урал. Зворыкин пробирается в Москву, где всех бывших царских офицеров, не признавших советскую власть, мобилизовали в Красную армию. Осенью 1919 года, во время второй командировки в Нью-Йорк, Зворыкин узнал, что правительство Колчака в Омске пало и возвратиться на родину нет ни возможности, ни смысла.

Зворыкин остался в США и стал сотрудником американской компании «Вестингауз», где занялся любимой темой научно-прикладных исследований — передачей изображения на расстояние. Хотя к началу 1920-х механическое телевидение достигло определенных успехов, но его ограничения становились все очевиднее. Вспомнив идеи профессора Розинга, Зворыкин подошел к проблеме с новой стороны. Вместо бесплодных попыток усилить слабый сигнал он решил накапливать электрический заряд до достижения необходимой величины. Идея казалась простой, но требовала новых технических решений.

К 1923 году он смог создать первую передающую электронную трубку — знаменитый иконоскоп. Работа потребовала невероятной точности: светочувствительную поверхность пришлось буквально вымостить тысячами микроскопических конденсаторов, каждый из которых накапливал заряд от попадающего света. Изготовление такой мозаики было сродни ювелирному искусству. Под микроскопом, специальными инструментами исследователи размещали крошечные элементы, создавая сложную структуру. Малейшая ошибка портила весь труд, и приходилось начинать заново.

Первые результаты обнадеживали и расстраивали одновременно. Принцип накопления заряда работал, но качество изображения оставалось ужасающим. Картинка была размытой. Руководство Westinghouse отнеслось к результатам критически. Многолетние исследования не дали коммерчески пригодного продукта, и они потребовали переключиться на более практичные задачи — разработку аппаратуры для звукового кино. Зворыкину пришлось подчиниться, но от телевизионных идей он не отказался. Несмотря на запрет официальных исследований, изобретатель подал патентные заявки на иконоскоп, а затем и на принимающий кинескоп.ко он не нашёл понимания у руководства компании (отчасти из-за языкового барьера) и продолжил разработки самостоятельно. В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку (US2141059 (A)[8]) на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе (патент был получен после судебных разбирательств лишь 20 декабря 1938 года).
К Владимиру приехали жена Татьяна с новорожденной дочерью Ниной — семья воссоединилась после долгой разлуки.

В 1924 году Зворыкин получил американское гражданство и поступил в докторантуру Питтсбургского университета. Докторская степень по физике была получена в 1926 году за исследования фотоэлементов. Параллельно велись практические разработки — в частности, был создан высокоскоростной факс для передачи изображений по телефонным линиям. Но мысли ученого по-прежнему занимало телевидение.

Прорыв произошел в 1928 году с появлением инвестора, готового рискнуть крупными суммами. Дэвид Сарнов, вице-президент только что созданной RCA, сам был эмигрантом из Российской империи, хотя и приехал ребенком. Встреча двух соотечественников изменила историю. Много лет спустя Давид Абрамович Сарнов вспоминал первую встречу с Зворыкиным: тот говорил с «ужасным акцентом», но обладал потрясающей убедительностью. На вопрос о необходимых инвестициях изобретатель уверенно назвал сумму в 100 тысяч долларов. Реальные затраты превысили эту оценку в 500 раз — компания потратила около 50 миллионов, прежде чем получила первую прибыль.

Переход в RCA открыл неограниченные возможности. Переехав с семьей в Камден, Зворыкин получил доступ к лучшему оборудованию и команде талантливых инженеров. К тому времени в семье появилась вторая дочь Елена, но семейное счастье было недолгим — в 1930 году супруги развелись. Исследовательская работа между тем набирала обороты. Располагая ресурсами крупной корпорации, изобретатель смог значительно усовершенствовать электронные системы. Качество изображения постепенно улучшалось, технические проблемы находили решение одна за другой.

Тридцатые годы стали временем торжества электронного телевидения. В 1933 году была создана первая телевизионная система высокой четкости с разверткой на 240 строк. Для современного зрителя это может показаться примитивным, но тогда подобная четкость казалась фантастической. Поворотным моментом стал доклад Зворыкина в июне того же года на конференции Американского общества радиоинженеров. Выступление произвело сенсацию в научном мире и убедило большинство специалистов в перспективности электронного направления.

За следующий год удалось довести разложение до рекордных 343 строк — качественный скачок, окончательно похоронивший надежды сторонников механического телевидения. Механические системы достигли предела своих возможностей, в то время как электронные продолжали стремительно совершенствоваться.

В 1936 году под эгидой RCA состоялся выпуск тестового телевизионного приемника под руководством Зворыкина с электронно-лучевой трубкой, а в 1939 году вышла коммерческая модель RCS TT-5 — черно-белый телевизор с экраном всего на 5 дюймов. В том же году в США начались регулярные телевизионные трансляции, использующие системы Зворыкина. Впервые американцы могли регулярно получать движущиеся изображения в своих домах. Первые программы были простыми — новости, концерты, выступления, но для зрителей это казалось настоящим чудом. К концу десятилетия телевизоры перестали быть диковинкой в американских домах, программы становились разнообразнее, индустрия развивалась стремительными темпами.

Международное признание не заставило себя ждать. Изобретателя приглашали с лекциями в ведущие университеты мира, его мнение стало авторитетным в любых вопросах электроники. Поступило приглашение и из Советского Союза. В августе 1933 года он впервые после эмиграции посетил родину, выступив перед учеными и инженерами в Ленинграде и Москве. Главным мотивом поездки была встреча с родственниками — сестрами и братом, которых не видел много лет.

Советское руководство встретило американского гостя с исключительным радушием, обещая идеальные условия для научной работы и настойчиво предлагая остаться. Масштаб приема впечатлял даже привыкшего к американскому размаху ученого. Его возили по всей стране, устраивали встречи с ведущими исследователями и высокопоставленными политиками.

Зворыкин обещал подумать над предложением и через год вернулся с новым визитом, проводя лекции и встречаясь с коллегами. К тому времени он уже был готов остаться на родине, но родственники его отговорили. Муж сестры Анны, профессор Ленинградского горного института Дмитрий Наливкин, дал мудрый совет: сейчас с тобой возятся как с обладателем американского паспорта, но стоит получить советский документ — и припомнят и отца-купца первой гильдии, и прошлое белого офицера, и американские связи. Зворыкин прислушался к этому предупреждению и решил остаться в США.

Кстати, во время его визита был заключен контракт между RCA и Наркоматом электропромышленности о поставках телевизионного оборудования. Плоды этого сотрудничества не заставили себя ждать — благодаря технике и консультациям «русского американца» в 1938 году в Москве заработала первая передающая станция электронного телевидения, началось производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина. Для инженера эти контракты имели особое значение — его изобретения помогали развитию телевидения на родине, даже если сам он не мог там жить.

Вторая мировая война открыла новые горизонты применения электронных технологий. Американская промышленность перестраивалась на военные нужды, и от ученых требовались разработки для борьбы с фашизмом. Лаборатория RCA сосредоточилась на военных применениях телевизионных систем. Первым крупным проектом стали системы телевизионного наведения для авиационных бомб — предтеча современного высокоточного оружия. Идея установки миниатюрной камеры на боеприпасе казалась фантастической, но технически была вполне осуществимой.

Параллельно велись работы над приборами ночного видения. Способность видеть в темноте была критически важной для военных операций, и электронные технологии открывали здесь революционные возможности. Разработанные системы усиления изображения превращали слабый звездный свет в яркую картинку. Военные заслуги получили высокую оценку — в 1944 году Зворыкину было присвоено звание полковника армии США, редкая честь для гражданского ученого.

Но еще более значимым достижением стало создание электронного микроскопа.
Работа с канадским ученым Джеймсом Хиллером, начатая еще в 1938 году, привела к революции в научных исследованиях. Электронный микроскоп обеспечивал увеличение в десятки и сотни тысяч раз, открывая для изучения мир атомов и молекул. Биологи смогли увидеть вирусы, физики — кристаллическую структуру металлов, химики — молекулярные процессы.

После войны интересы ученого расширились еще больше. Совместно с Джоном фон Нейманом он работал над вычислительными методами прогнозирования погоды, мечтая соединить телевизор с компьютером. Хотя полная реализация этой идеи была невозможна из-за несовершенства вычислительной техники, теоретические разработки заложили основы современной метеорологии.

Холодная война внесла неожиданные осложнения в жизнь ученого. За участие в нью-йоркском фонде помощи жертвам войны в СССР ФБР лишило его заграничного паспорта в период маккартистской истерии. Спецслужбы считали изобретателя советским агентом и прослушивали его телефон, в то время как в СССР его называли «американским прихвостнем». Некоторое время он был фактически невыездным.

В 1951 году 63-летний Зворыкин женился на Екатерине Андреевне Полевицкой — профессоре микробиологии Пенсильванского университета. Влияние жены-микробиолога определило новое направление исследований. В 1954 году Владимир оставил пост руководителя лаборатории RCA и стал директором Центра медицинской электроники при Институте Рокфеллера. В 66 лет начинать новую карьеру казалось странным, но для изобретателя это было естественным продолжением научного поиска.

В медицинской электронике были созданы десятки революционных устройств. Специализированные микроскопы для биологических исследований, эндоскопы для диагностики внутренних органов, радиозонды-капсулы для изучения пищеварительной системы — все это открывало новые возможности для врачей и исследователей. Многие специалисты считают работы Зворыкина в этой области началом биоинженерии — научной дисциплины, объединяющей инженерные методы с медицинскими знаниями.

До глубокой старости ученый оставался активным исследователем, публиковал статьи, участвовал в конференциях. Вместе с женой он еще восемь раз посещал Советский Союз, встречался с родственниками и коллегами. Особенно болезненной была невозможность посетить родной Муром, закрытый для иностранцев из-за военных предприятий. В конце 1960-х терпение лопнуло — во время очередного визита ученый просто «потерялся» и самовольно поехал в родной город.

К концу 1970-х отношение Зворыкина к своему главному изобретению кардинально изменилось. Телевидение, задуманное как средство просвещения и объединения человечества, превратилось в нечто совершенно иное.
Экраны американского телевидения заполняли примитивные развлечения, агрессивная реклама и откровенная пропаганда. Человек, переживший революцию и знавший цену политических манипуляций, с ужасом наблюдал превращение своего детища в инструмент контроля над массовым сознанием. Он называл своей самой большой ошибкой изобретение телевидения.
– Я создал монстра, способного промыть мозги всему человечеству... Это чудовище приведет нашу планету к унифицированному мышлению… Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают. ... Хотя, конечно, есть в нем детали, которые мне удались особенно хорошо. Лучшая из них – выключатель.

29 июля 1982 года, в день своего 94-летия, Владимир Козьмич Зворыкин скончался дома, сохранив ясность ума до последних часов. За несколько часов до смерти он дал последнее интервью, спокойно сообщив, что умирает от старости. Екатерина Андреевна пережила мужа на год.

За долгую жизнь изобретатель получил 120 патентов, написал более 80 научных работ, стал почетным членом множества академий. В 1967 году президент Линдон Джонсон вручил ему Национальную научную медаль США, в 1977 году имя было занесено в Национальную Палату Славы изобретателей. В рейтинге «1000 лет — 1000 человек» он оказался в первой сотне наряду с Петром I, Толстым, Достоевским, Лениным, Сталиным и Горбачевым.

На родине о великом изобретателе вспомнили лишь в 21 веке. В 2013 году ему установили памятники в Москве и Муроме, назвали улицы в его честь, учредили премию имени Зворыкина за достижения в телевидении.


Рецензии
Доброго дня, Полина!
Вы - настоящий просветитель! Если до этого я знал о Зворыкине только то, что он был у истоков телевидения, то после прочтения Вашей статьи мне стало известно очень многое. И главное: дети должны иметь возможность изучать науки с раннего возраста, тогда может определиться их интерес, который впоследствии может развиться в талант. Учить детей надо и условия создавать им для занятия увлечениями. Из малого может образоваться великое, как это получилось у Зворыкина. А то, что ему пришлось многое преодолеть и испытать, было понятно из исторических условий. Были революции, войны, преследования, побеги и всё с этим связанное, но талант продолжал развиваться.
Спасибо за очередную публикацию!
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   14.09.2025 07:57     Заявить о нарушении