История одного обмена

Когда Вашингтон впервые в Истории выигрывал Кубок Стэнли в июне 2018 года, это всё выглядело естеством не сочинённой драмы, потому что я прекрасно знал предысторию.

Она началась не в 1998-м, когда шансов в финале против могучего Детройта у Вашингтона просто не было (0:4 в серии – примеч.). Прописку в Кубках Стэнли на десять сезонов до триумфа Capitals обрели в апреле 2008-го, когда случилась та самая история, которую мне повезло наблюдать онлайн.

Иван Шитик (по материалам The Athletic):

26 февраля 2008 года тренер Брюс Будро сидел в своём кабинете рядом с раздевалкой ледового комплекса MedStar Capitals Iceplex, с нетерпением ожидая вестей из углового офиса наверху. Только что завершился дедлайн НХЛ.

«Я сказал Джорджу, что если мы получим центрфорварда для второго звена, то станем действительно сильной командой», — вспоминает Будро, имея в виду тогдашнего генерального менеджера клуба Джорджа Макфи. Через несколько минут Макфи постучал в дверь и вошёл.

«Джордж сказал мне: «Не знаю, получилось ли у меня, но я нашел тебе ещё одного центра».

Я спросил: «Ну и кто это?»

Он ответил: «Сергей Фёдоров».

«Честно говоря, я чуть не обделался», – говорит Будро с искренним смехом. Я подумал: «Да ты шутишь?»

«В смысле, — уточнил он после паузы, — лучшего дедлайна мы и представить себе не могли».


******


Обмен Фёдорова из Коламбуса в Вашингтон на дистанции 17-ти лет покажется чудовищным. Трёхкратный обладатель Кубка Стэнли, пусть уже и в 38 лет, отправился в столицу США в обмен на Тео Рута, так и не сыгравшего затем ни одного матча в НХЛ, несмотря на успехи в молодёжном хоккее.

Впрочем, я прекрасно помню тогдашние оценки североамериканских СМИ о Сергее. Он спокойно доигрывает в штате Огайо и при всём шикарном прошлом является обременительной единицей с дорогим контрактом в любом клубе НХЛ. Хорош для маркетинга в регионах, где развивается профессиональный хоккей (тот же Коламбус или Нэшвилл, а сейчас – Сиэтл и Юта). Но в практическом плане его эффективность совсем не та, что в годы расцвета в Детройте.

И вот Сергея обменивают в Вашингтон как балласт со смехотворной компенсацией. Клуб, находящийся на дне Столичного дивизиона на финишной прямой чемпионата НХЛ. И ни один из его игроков не имеет опыта выступлений в play-off: Овечкин, Сёмин и Грин набирают хайлайты в рядовых играх чемпионата, отправляясь в отпуска уже в апреле, за три месяца до финала Кубка Стэнли.

«Он оказал огромное влияние на команду, — говорит Будро. – Люди забывают, какими молодыми мы были тогда».

Игроки вспоминают, что Фёдоров не был громким лидером. Но когда он говорил, в раздевалке обычно становилось очень тихо.

«Алекс был нашим лучшим игроком, но Федс был нашим лидером», — подтверждает Будро.

Вашингтон выиграет 90% оставшихся матчей и выйдет в play-off. Всё решалось в игре с Флоридой – у Сергея победный гол, плюс голевой пас. Уже не набирая, как прежде, в среднем одно очко за матч, Фёдоров становится заметен в самые важные моменты игр. И свою последнюю шайбу в НХЛ забрасывает в седьмой игре первого раунда Кубка Стэнли при счёте 1:1 против Рейнджерс. За 5 минут до конца третьего периода он получает единственный шанс убежать в контратаку на свободном льду. Исполняя всё безупречно.


******


Из подкаста с Игорем Ларионовым:

Ларионов: Как ты вспоминаешь о Вашингтоне, о том времени, когда ты там оказался? По-моему, дедлайн был, да? Или пораньше?

Фёдоров: Ну да – за две-три недели до него. Я прихожу в команду, а нам надо выиграть 12 игр из 13.

Ларионов: То есть, попасть в плей-офф? И вы это делаете?

Фёдоров: Да, мы это делаем. Но я, конечно, русским ребятам говорю: «Давайте просто одну игру выиграем – посмотрим, как будет дальше». Это для всех была невыполнимая тема. Мы с нашими ребятами на ужины ходили, ещё куда-то, знакомились. Успокоились, было весело. Сашка с Сёмой шутили, мы с Витей (Козловым – примеч.) их успокаивали, клички пошли и так далее.

Было весело, но в плане подготовки к играм – я говорю: «Есть такая задача – давайте хоть подумаем, как её выполнить». Мы всё отрезали, просто от матча к матчу идём и стараемся играть на высоких скоростях.

А у Сани был хороший контакт с тренером – Брюсом Будро. И как-то он старался, чтобы мы всё-таки с русскими играли: я с Сёмой или с Сашкой. Ну, в зависимости от соперника, понятно.

Смотрим: уже 11 выиграли из 13 – ну, что-то такое. И потом делаем этот результат – и в плей-офф попадаем.


****** 


Сергей Фёдоров провёл в Вашингтоне всего два сезона (2008-2009). Он не выиграл четвёртый Кубок Стэнли, как придумали бы в голливудском кино. Его игровой номер (91-й) будет навсегда выведен из обращения не в столице США, а в Детройте – что справедливо.

Но когда Алекс Овечкин в 2018-м поднял-таки над головой Кубок Стэнли после десятка неудачных походов за трофеем, я мигом вспомнил – кто показал игрокам Вашингтона, что возможно всё. Давайте лишь попробуем выигрывать каждый новый матч.

«Он был рок-звездой в хоккее», вспоминает Никлас Бэкстрем, тогда только дебютировавший за Вашингтон. Такие парни запросто способны испортить атмосферу в команде.

Но не в нашей истории. Величие Сергея Фёдорова в этой короткой главе перед эпилогом карьеры ещё и в том, что внешне доигрывая в возрасте под 40, с хронически больными локтями, он стал предтечей победы Вашингтона через 9 лет. А тогда, в 2008-м, ещё и подарил нам золото чемпионата мира в Квебеке.

Достаточно для Зала славы НХЛ и без трёх Кубков Стэнли.


Рецензии