Штрихи биографии режиссера Эльдара Рязанова

Рязанов Эльдар Александрович (18 ноября 1927 г. - 30 ноября 2015 г.).

Родился будущий режиссер в Самаре в семье большевика, участника гражданской войны.

В 1950 году окончил ВГИК, с отличием защитив дипломную работу.
Начинал как документалист: «На первенство мира по шахматам» (1951), «Остров Сахалин» (совместно с В. В. Катаняном, 1954) и другие.

В 1955 году стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды.

Известность режиссеру принесла комедия «Карнавальная ночь» (1956), получившая диплом Международного кинофестиваля в Эдинбурге в 1957году. Успехом пользовались также комедия «Девушка без адреса» (1957) и водевиль «Гусарская баллада» (1962).

Творческим экспериментом явилась затем постановка фильма «Дайте жалобную книгу» (1965). Далее появился  фильм «Берегись автомобиля» (1966) в форме иронической притчи и не в типичном для отечественного кино тех лет жанре трагикомедии.
А прощанием с надеждами и иллюзиями 1960-х годов стали трагикомедии «Зигзаг удачи» (1968) и «Старики-разбойники» (1971). Опытом  в жанре эксцентрической комедии с погонями и трюками стал фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973).

Лирические и сатирические интонации режиссера органично соединились в фильмах «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» (1975) и «Служебный роман» (1977). Широкий резонанс, наконец, вызвали фильмы «Гараж» (1979) и «Вокзал для двоих» (1982).

В 1984 году режиссер снял фильм «Жестокий романс» — экранизацию пьесы «Бесприданница» А.Н. Островского, после чего появилась сатирическая трагикомедия «Забытая мелодия для флейты» (1987) и  Ироническая притча «Небеса обетованные» (1991) — о драме интеллигенции во времена перестройки.

Последними работами Эльдара Рязанова стали фильмы: «Дорогая Елена Сергеевна»,  (1988);  «Предсказание» (1993);  «Привет, дуралеи!» (1996); «Старые клячи» (2000); «Ключ от спальни» (2003); «Карнавальная ночь 2» (2006).

Эльдар Рязанов — автор и соавтор сценариев своих и других фильмов, а также текстов песен ко многим из них. Снимался в эпизодах, автор и режиссёр более 200 телепрограмм. В 2002 году стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». 

Умер режиссер в ночь на 30 ноября 2015 года в возрасте 88 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, на 10-м участке.

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ Эльдара Рязанова:

1. Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965 года);
2. Народный артист РСФСР (28 марта 1974 года);
3. Народный артист СССР (25 июля 1984 года);
4. Почётный гражданин Самары (2012 год).
5. Государственная премия СССР (1977 год) — за фильм «Ирония судьбы, или С
        лёгким паром!»;
6. Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979 год) — за
        фильм «Служебный роман»;
7. Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» (1991 год) — фильм «Небеса
        обетованные»;
8. Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1991 год) — фильм
        «Небеса обетованные»;
9. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996 года) — за
        заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного
        кинематографа и культуры;
10. Премия «ТЭФИ» (Специальный приз, 1997 год);
11. Благодарность Президента Российской Федерации (18 ноября 1997 года) — за
        большой личный вклад в развитие отечественного кинематографического
        искусства и в связи с 70-летием;
12. Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1998 год);
13. Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание» (1999 год);
14. Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 7 ноября 2007 года) —
        за заслуги в развитии отечественного киноискусства, большой вклад в
        культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность;
15. Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2007 год);
16. Орден Чести (Грузия, 2008 год);
17. Национальная премия «Россиянин года» (2008 год);
18. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008 года) — за
        выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю
        творческую деятельность.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ, которые использовал Эльдар Рязанов в своих фильмах:

Эксцентрика и социальная сатира. Режиссёр регулярно обращался к пародийному изображению реальности, стремясь таким образом высмеять существующие порядки.
Использование узнаваемых архетипов. На стыке реальности и вымысла в кинематографе Рязанова отражались узнаваемые советские и российские персонажи: интеллигенты, мелкие служащие, бюрократы, бомжи, «новые русские».

Создание лирического видения города. Рязанов, например, сумел выхватить особую поэзию в хаотичном ритме жизни столицы в фильме «Служебный роман».
Использование афоризмов. На каждую из картин режиссёра приходились десятки реплик, которые моментально уходили с экрана в народ.

Создание коллективного героя. Рязанов был склонен к многофигурным композициям.
Работа с актёрами. Режиссёр не давил на актёров, внедряя собственное понимание, а только направлял. Часто были допустимы импровизации, которые потом попадали в финальный монтаж фильма.

ФИЛЬМЫ  Эльдара Рязанова, которые ярко демонстрируют его приёмы:

«Карнавальная ночь». В картине Игорь Ильинский создаёт карикатурный образ бюрократа и высмеивает тенденцию мелочной регламентации государством общественной жизни.
 
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Гротескна завязка фильма: герой оказывается в такой же квартире, как и его собственная, только в другом городе. При этом очевидна социально-политическая критика: сатира на советские традиции градостроительства и в целом формальное, пренебрежительное отношение государства к человеку.

«Гараж». В фильме условная перипетия служит поводом для реконструкции схемы работы тоталитаризма, где комфортные условия существования одних неотделимы от ущемления других.
 
«Служебный роман». В картине режиссёр и оператор Владимир Нахабцев сумели выхватить особую поэзию в хаотичном ритме жизни столицы.
 
«Вокзал для двоих». Фильм трансформировался из развлекательного жанра в трагикомедию. Герои становятся серьёзнее, и сквозь шутки всё более явно проступают боль и личные неразрешимые проблемы.
 
«Небеса обетованные». Картина по форме — комедия, по сути — трагедия. Лента очень тонко передала жестокость того времени, рассказывая о судьбах людей из самых незащищённых слоёв общества.

Для создания сатиры Эльдар Рязанов использовал, например, такие приёмы:

Гротеск. Так, в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» гротескна завязка: герой оказывается в такой же квартире, как и его собственная, только в другом городе.

Социально-политическая критика. Например, в фильме «Гараж» условная перипетия служит поводом для реконструкции схемы работы тоталитаризма, где комфортные условия существования одних неотделимы от ущемления других.

Использование карикатурных образов. Так, в «Карнавальной ночи» Игорь Ильинский создаёт карикатурный образ бюрократа и высмеивает тенденцию мелочной регламентации государством общественной жизни. 

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ из фильмов Эльдара Рязанова:

«Жизнь состоит из одних вопросов… А хочется, чтоб она состояла из одних ответов» («Гараж»).
 
«Я за машину Родину продал! Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе» («Гараж»).
 
«Нам, интеллигентам, свойственно делать пакости, а потом долго-долго себя терзать» («Гараж»).

«У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба» («Гараж»);
 
«Труд облагораживает человека. Поэтому люди с удовольствием ходят на работу. Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает» («Служебный роман»).
 
«Хорошие сапоги, надо брать» («Служебный роман»).
 
«Она не женщина, она директор» («Служебный роман»).
 
«Мы вас любим… в глубине души… где-то очень глубоко…» («Служебный роман»). 

«В женщине должна быть загадка» («Служебный роман»).

«Именно обувь делает женщину Женщиной» («Служебный роман»);
 
«От мафии ещё никто не уходил» («Невероятные приключения итальянцев в России»).

«Мафия бессмертна!» («Невероятные приключения итальянцев в России»);
 
«В жизни всё зависит не от начальства, а от того, кто сегодня дежурит» («Вокзал для двоих»).
 
«Сто грамм не стоп-кран: дёрнешь — не остановишься!» («Вокзал для двоих»).
 
«Верунчик, сама, сама, сама…» («Вокзал для двоих»).
 
«Есть установка весело встретить Новый год» («Карнавальная ночь»).

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно.
(«Карнавальная ночь»).
 
«Мама такая хорошая, про паровоз поёт» («Берегись автомобиля»).
 
«Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины» («Берегись автомобиля»).

«Тебя посодют, а ты не воруй!» («Берегись автомобиля»);

«Начальство надо знать в лицо!» («Дайте жалобную книгу»);

«Родился нежный и лирический тост!» («Ирония судьбы, или С лёгким паром!»);
 
«А давайте взвесимся на брудершафт» («Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).
 
«Во-о-от он мой пиджачок, во-о-от куда я его повесил... серый в ёлочку... («Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).
 
«Господи, как скучно мы живём! В нас пропадает дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…» («Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).

«Тепленькая пошла!» («Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).
 
«Какая же гадость эта ваша заливная рыба!» («Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).

ВОСПОМИНАНИЯ об Эльдаре Рязанове коллег и сослуживцев:

Сергей Мигицко (актёр фильма «Андерсен. Жизнь без любви»). Вспоминает, что работал с Рязановым над картиной, восторгался его талантом и тем, как ему удалось в серьёзные годы сохранить ясную голову и не растерять талант.

Ирина Мазуркевич (актриса, сыграла у Рязанова главную роль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»). Отметила, что Рязанов был талантливым, умным, энергичным и разносторонним человеком. Писал стихи, прозу, хорошо знал историю.

Евгений Цымбал (режиссёр, работал с Рязановым на картинах «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Дорогая Елена Сергеевна»). Он сказал, что Рязанов серьёзно и уважительно относился к своей профессии, поэтому от других требовал того же самого.

Александр Ширвиндт (актёр, снялся в пяти картинах Рязанова). В своей книге «Склероз, рассеянный по жизни» посвятил Эльдару Рязанову отдельную главу.

Валентина Талызина (народная артистка РСФСР). Вспоминает Рязанова как «человека планеты», потому что его фильмы демонстрировались во всех уголках земного шара. Артистка напомнила, что кинорежиссёр дал ей путёвку в кинематограф.

Светлана Немоляева (народная артистка РСФСР). Рассказывает, что Рязанову удалось органично вписать её томный образ в весёлую картину. Пробиться на съёмки к Рязанову было не просто, часто после многочасовых проб режиссёр отказывал.

Роман Карцев (сатирик). Отмечает, что Рязанов был не только гениальным режиссёром, но и большим человеком, близким товарищем, а какое-то время и другом.
Андрей Дементьев (поэт). Говорит, что Рязанов был очень общительным человеком, у него было развито чувство слова, он тянулся к поэзии и много читал.

Ольга Рязанова (дочь режиссёра). Вспоминает, что, несмотря на огромную занятость, отец много сил вкладывал в семью, был надёжным и целеустремлённым: ставил какую-то цель и делал всё, чтобы её достичь.

Барбара Брыльска (актриса, прославившаяся благодаря «Иронии судьбы» Рязанова). Говорит, что Рязанов был очень талантливым, совершенно необыкновенным человеком, других таких нет и не будет.

Игорь Верник (актёр). Благодарит режиссёра за его огромный вклад в отечественный кинематограф: «Эльдар Рязанов… Спасибо за хрупкий, нежный, удивительный мир, который вы создали в своём кино! Вечная память».

СОБСТВЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ Эльдара Рязанова:
«Каждая моя картина — это итог того, что я умею делать на данном этапе… Я никогда не халтурил, всегда работал в полную силу своих возможностей». Так Рязанов вспоминает о съёмках фильма «Андерсен. Жизнь без любви».
 
«Последние годы стали годами потерь и для меня лично. Первой ушла моя жена Нина Скуйбина — у нас была трудная и счастливая любовь. А далее в течение короткого периода один за другим оставляли меня на этой земле дорогие соратники, прекрасные единомышленники, верные друзья».
 
«С Эйзенштейном у нас сразу же установились простые отношения. Со студентами он разговаривал как с равными. В нём не чувствовалось никакого превосходства, никакой фанаберии. Этот всемирно - известный человек оказался настолько прост, что чувствовал себя среди нас как среди сверстников, среди единомышленников».

Воспоминания Эльдара Рязанова собраны в книге «НЕподведенные итоги. Мемуары» (издательство Т8, 2023).         

ПРИМЕЧАНИЯ – публикации на сайте «проза.ру: 

1. Павел Захаров 2. Краткий обзор творчества Эльдара Рязанова.--- 2015 г.
2. Сергей Кривошеев. Эльдар Рязанов. --- 2015 г.
3. Николай Иванович Кирсанов. Ирония судьбы Эльдара Рязанова. 2015 г.
4. Лина Гаврилова. Любовь Эльдара Рязанова. --- 2017 г.
5. Владимир Бородин 4. Эльдар Рязанов и Александр Гладков. --- 2017 г.
6. Алексей Аимин 2. Эльдар Рязанов. Одиночество. --- 2019 г. 
7. Олег Алифанов. Сказочный Эльдар Рязанов. --- 2020 г.
8. София Мочалова. Рецензия на Жестокий романс Эльдара Рязанова. --- 2022 г.
9. Александр Щербаков 5. Режиссер Эльдар Рязанов. --- 2023 г.
10 Константин Клюшкин. 18 ноября. Эльдар Рязанов. --- 2023 г.
11. Вячеслав Безуглов. Как Эльдара Рязанова в партию принимали. --- 2025 г.

В.В. - 11.09.2025 г.


Рецензии