Бабушка на десерт, часть 4

Время, когда чего ждешь, растягивается в бесконечность и тянется, как ириска - тянучка, медленно и самое не понятно для чего, и почему, ведь ее все равно придется съесть. Съесть рано или поздно, но съесть.

Анна Ивановна волновалась, потому, что ей хотелось скорее что - то делать, ее деятельная натура не давала ей покоя. Она раз за разом обходила старый дом, с блокнотом и карандашом, делая пометки и наброски, тех изменений, которые она хотела бы сделать, она рисовала наброски, планы, рассчитывала примерную стоимость и к субботе она уже знала, что все получится и хватит средств на все новшества и перемены в интерьере  дома и саду, которые она задумала сделать.

- Все, хватит уже мечтать! Завтра суббота и приедет Виктор и начнем все менять.

Вечер. Солнце садится. В заросшему саду бродят тени. На крылечке горит фонарь, он говорит, все дома, раз я свечу. Здесь всегда рады гостям, но они, где - то задерживаются.

Анна Ивановна вышла в сад. Ей еще раз захотелось просто пройтись по саду. Подойти к каждому дереву и растению, погладить и вспомнить, как все это начиналось, как дали им этот участок, как отец ликовал, мама улыбалась и обнимала ее, еще маленькую девочку, Анечку - первоклашку.

- Анечка, солнышко, это очень знаменательно в нашей жизни, что у нас теперь будет свой дом и собственный сад. Я очень долго мечтала об этом. Я очень люблю  Чехова и его «Вишневый сад», вот как построим дом, насажаем вишен и яблонь, и они будут расти, цвести и радовать нас плодами - увлеченно говорила мама,

- И обязательно посадим жасмин. Запах жасмина очень любила твоя бабушка и я тоже. Это запах детства. Вот здесь сделаем дорожки ведущие в глубь участка к дому, а вдоль дорожек посадим кусты жасмина, а у крылечка куст сирени. Как здесь красиво весной будет - мечтательно вдыхал папа, меряя шагами участок.

- Да, папа,  все у нас получилось, только вот с большой семьей, что - то не срослось. Наверное большую семью вам и мне заменили наши ученики. Двери нашего дома всегда были открыты им и их родителям. Не было дня, чтобы кто - то из них не приходил к нам. Все они были разные и порой сердитые и злые, или смешные, а когда уходили, ты папа либо сердился и уходил в свою библиотеку отдохнуть, либо смеялся и мы пили чай и весело обсуждали случившееся. Как мне тебя папа не хватает. Когда однажды позвонили со школы, что маму увезли в больницу со школы, ты весь побледнел и поехал к ней. Я всю ночь не спала, звонила и ждала, что будет, ты утром пришел весь поникший и усталый, постаревший в один миг и сказал:

- Все, Анютка, мы с тобой теперь стали сИроты… Нет больше нашей мамки…

А потом были похороны. Маму пришло проводить очень много народу. Гроб ее несли на руках ее ученики и сослуживцы, а под ноги бросали цветки жасмина и сирени. Я тогда возненавидела эти растения, как мне казалось, они отняли самое дорогое у меня. Мама, для меня была самое дорогое- друг, подруга, советчик и моя вторая половинка, потому, что первая это был ты, мой папа. Я наверно больше и не вышла замуж, потому, что лучше вас никого не встретила, а ваши и мои ученики стали моими детьми. А детей только хороших и здоровых не бывает - они разные со своими проблемами и радостями, и эти  их проблемы и успехи были и моими тоже. И сад тоже был мой, только папина смерть, той холодной зимой, заморозила все чувства к нему. Однажды я перед Новым годом, долго пробыла в школе, с моими учениками, наряжая елку и готовая призы к Новогоднему концерту, и пришла домой уже около десяти вечера. Вдруг, поняла, что меня никто не встречает. Фонарь не горит, в окнах нет света. Я вбежала в дом и как обычно крикнула:

- Я дома !

Но никто не ответил. В доме стояла тревожная, гнетущая тишина. Я быстро разделась и побежала в комнату папы, но его там не было, тогда я подумала, что он уснул в своей библиотеке, и поднялась туда, в мансарду. Папа был там, он сидел на его любимом диване, запрокинув голову. Очки слетели, руки опушены были на колени, а его любимая книга валялась на полу. Папа сидел в темноте, а когда я включила свет, я все поняла… Он ушел, ушел вслед за мамой… Как  я плакала, не в силах принять и эту потерю, но все проходит когда - то. Прошло и это. Были похороны, много народу, соболезнования, а еще были часы и недели, когда я сидела, здесь в библиотеке не в силах  что - то делать и жить дальше, но случилась беда, пропала моя ученица, Машенька Крузина. Шла вечером из школы и не пришла домой. Ее долго искали, но потом нашли… И опять были похороны… Весь город пришел ее проводить… И это меня так потрясло, что я очнулась от своего горя, вернулась к своей профессии и забросила этот сад, как выбрасываю вещь, которая приносит боль, но сейчас я хочу все изменить. Я хочу, чтобы мечта моих родителей сбылась и наш сад опять зацвел обновленный и наши ученики снова приходили сюда.

Анна Ивановна медленно, в уже сгущающихся сумерках, обходила свой старый сад, вспоминая какое дерево и кто, а еще по какому поводу посадил. Это ее память возвращала ее к жизни и восстанавливала те кусочки и отрывки памяти, о которых она хотела бы забыть, потому, что было очень больно терять любимых людей.

- Ну вот и все, прошлое должно уйти, пусть придет новое, я должна принять это и идти дальше, потому что я у себя одна, но еще есть и мои ученики, а они и есть мое будущее - почему - то шепотом проговорила Анна Ивановна, поднимаясь по скрипучим, старым ступенькам, в дом.

Продолжение следует…


Рецензии