Требуется радикальное обновление вооружений

Теперь ПВО должна бороться с многочисленными крылатыми и баллистическими ракетами (от снарядов РСЗО до БРСД и МБР), вплоть до гиперзвуковых, а также с практически бесчисленными БПЛА самых разных размеров.
Будущей ПВО нужны не только разнообразные ЗУР (от очень дальних и высотных до предельно дешевых маленьких «гвоздей»), но также пушки, пулеметы, дробовики, лазеры и РЭБ. Всего этого нужно не много, а очень много, в т. ч. и в сколь угодно глубоком тылу, причем альтернативы этому «очень много» нет в принципе.
Мы уже сейчас очень дорого платим за чисто количественный недостаток средств наземной ПВО. Противник платит за то же самое, как минимум, не меньше, но это не утешает.

Конечно, «лучшее средство ПВО — это наш танк на вражеском аэродроме», но, увы, объективно это можно реализовать далеко не всегда, особенно с учетом еще менее веселых, чем у ПВО, перспектив бронетехники. Поэтому без очень большой ПВО никак не обойтись.
Вообще, надо заметить, что даже когда будет завершена украинская кампания, оборонзаказ ни в каком обозримом будущем сокращать ни в коем случае нельзя, наоборот, его следует наращивать, поскольку надо не только компенсировать потери, но и на всех стратегических направлениях иметь гораздо более мощные группировки, чем до начала СВО. Другой вопрос в том, что именно следует выпускать, для чего следует очень четко понимать текущие тенденции.

Например, всё более очевидно, что наземная ПВО, беспилотники и запредельная дороговизна боевых самолетов успешно убивают пилотируемую авиацию. В конечном счете, ее почти наверняка убьют полностью, но уже сейчас самолеты могут выступать почти исключительно в роли «извозчиков ракет».
Если говорить конкретно о нас, то какими бы замечательными ни были Су-57, Су-35С и Су-30, развивать их, скорее всего, нет смысла. Нужна реинкарнация гениального и значительно опередившего свое время МиГ-31, который, по сути, не имел и не имеет зарубежных аналогов (кроме, весьма условно, давно списанного и утилизированного F-14).

Имеется в виду самолет с очень мощной РЛС и сверхдальними ракетами «воздух-воздух» без претензий как на маневренность, так и на невидимость. Может быть, напарником ему мог бы стать в роли бомбардировщика с ограниченными истребительными возможностями усовершенствованный Су-34, но, скорее всего, тактическая ударная авиация уже в ближайшей перспективе должна становиться полностью беспилотной (с истребителями это произойдет позже, но тоже почти неизбежно).
Поэтому, конечно, никаких перспектив нет у Су-25, класс пилотируемых штурмовиков однозначно уходит в прошлое.
Вертолеты — машины гораздо более гибкие в плане боевого применения, поэтому пока можно развивать имеющиеся образцы. Из боевых вертолетов это, конечно, Ка-52, который должен в значительной степени ориентироваться на борьбу с БПЛА и с другими вертолетами, хотя никуда от него не денется и задача уничтожения наземных целей.

Наконец очень перспективной вещью являются дирижабли, катастрофическая пожароопасность которых ушла в прошлое после замены водорода на гелий. Они могут быть как пилотируемыми, так и беспилотными.
Они могут находится в воздухе неделями и месяцами. Они могут летать на очень больших высотах (30;40 км), где практически неуязвимы для ПВО (и даже попадание одной ракеты вряд ли станет для дирижабля фатальным).
Конечно, сейчас никто всерьез заниматься дирижаблями у нас не будет, как и очень многочисленной наземной ПВО и обновленным МиГ-31. Так же совсем недавно было и с БПЛА. Пословица «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится», придуманная, видимо, несколько столетий назад, к сожалению, очень глубоко вошла в менталитет многонационального народа Российской Федерации.
Но общие тенденции, тем не менее, понимать необходимо. Ибо гром грянет обязательно и «креститься» непременно придется.


Рецензии